Циники. Кто они и откуда? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 9040 раз

Библиографическое описание:

Пунгина, А. П. Циники. Кто они и откуда? / А. П. Пунгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 893-896. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24105/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

В данной статье автор рассматривает причины циничного поведения у подростков. По мнению автора, проявление цинизма является следствием негативного влияния основных институтов социализации. На основе этого фактора автор классифицирует типы подросткового цинизма.

Ключевые слова: цинизм, социализация, социальные институты.

 

В современном обществе все чаще в адрес школьников и подростков можно услышать «циничные, черствые, аморальные дети растут». А кто они — дети-циники и как ими становятся? Чтобы понять мотивы детского цинизма автор проводил исследование в течение трех лет.

Цинизм — (гр. — безверие) — отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в наглости, грубой откровенности, презрительном высокомерном отношении к культуре и общепринятым основам и нормам жизнедеятельности и поведения [1]. Впервые зачатки цинизма, как качества личности, проявляются в подростковом и юношеском возрасте (приблизительно с 11 до 22 лет) в виде негативизма, который, в свою очередь, является предпосылкой к цинизму. Предпосылки к отсутствию или развитию цинизма, по мнению автора, у всех одинаковые. Все зависит от окружающих человека условий: людей, событий, от влияния на человека извне. Цинизм выступает в этом случае как защитная реакция подростка на окружающие его негативные условия. Несмотря на то, что подростковый цинизм является важной проблемой современности, он остается малоизученным качеством личности. Единственной крупной работой в этой области является «Исследование циничности — нравственно — этического компонента личности» П. Н. Устина, в которой автор рассматривал цинизм у молодых людей. Поэтому мы можем сказать, что исследование подросткового цинизма и поиск причин его возникновения является новым и неизученным этапом в психологии.

Научная новизна состоит в выявлении взаимосвязи типов цинизма с институтами социализации и в составлении классификации типов цинизма в зависимости от социального института, оказывающего негативное влияние на подростка.

Изучение цинизма, как яркого и кричащего проявления в личности детей современности особо актуально в наши дни. Ведь если бы общество вовремя смогло увидеть проблемы таких детей, то появилась бы возможность избежать падения уровня нравственности среди подростков. Возможно, что мы стали бы меньше видеть в СМИ душераздирающие картины циничного избиения подростками своих сверстников и издевательств над пожилыми людьми и животными.

История цинизма начинается с Древней Греции, а именно с философской школы кинизма. Основателем кинизма стал ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем Диоген Синопский. Киники видели своим учителем Сократа, но они не смогли по- настоящему продолжить его дело. За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа: присущее ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Так Диоген, согласно легенде, жил в глиняной бочке, обходился малым, вел себя вызывающе, чем не раз выставлял себя на посмешище. Греки даже воздвигли ему памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал им наипростейший путь к жизни» [4]. У киников сформировались пренебрежительные взгляды на общепринятые нравственные нормы и ценности, запреты и правила приличия (одежду, религию, гражданские святыни и др.), не имевшие, по их мнению, целесообразности. Они стремились к естественности, к избавлению от условностей: отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Латиняне же, в свою очередь, стали напрямую называть киников циниками и слово «циник» постепенно приобрело негативное значение. Теперь цинизм не приветствовался и «не имел оправданий» [4]. Одними из первых вопрос цинизма был освещен в трудах таких известных философов, как Бертран Рассел, Петер Слотердайк, В. А. Канке, С.Н. и Е. В. Мареевых. В. А. Канке в своих статьях уравнивает учение Антисфена и само понятие «цинизма»: «Кинизм (цинизм). Киники — «злые собаки» [4, стр. 37]. Таким образом, кинизм со временем перерастает в пренебрежение ко всякой культуре и всем обычаям и именуется как «цинизм». В свою очередь, религия определяет цинизм как неверие, об этом сообщает Архимандрит Тихон (Шевкунов) в одном из своих интервью [2]. Проблему цинизма поднимал священник-психолог Б. В. Ничипоров в книге «Введение в Христианскую психологию» [7]. «Скепсис, витальная тоска, цинизм и отчаяние — это ступени нравственного ниспадения эмоционально-волевого и духовного строя личности» [7]. «Цинизм убивает универсальное святое чувство, которым можно описать все лучшее, что есть в наших детях по естеству, т. е. что дано от рождения. Это — благоговение. Но этого мало. Матерщина не просто лжет на святые чувства, она их оскверняет. А ребенок — ведь он прост и, как правило, вынужден становиться конформным. А затем он и сам интериоризует эти ложные поименования, т. е. сам начинает лгать на себя, на свой внутренний мир. И этим убивает, выжигает святыню души. Все же это приводит к совершенно особому, внутриличностному феномену — бессловестности души» [7]. В последнее время активным изучением цинизма, как разрушающего качества личности, занялась и психология, так как за его основу все чаще стали брать этические феномены. Исследования отечественных психологов (К. А. Бульхановой, Л. И. Божович, Б. С. Братуся, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Щадрикова и др.) показывают, что нравственность является важнейшей составляющей отношений субъекта к другому и к себе, определяет характер и направление его развития, формы взаимодействия с миром. Л. М. Попов отмечает, что в современном мире: «идет устойчивое формирование людей с пониженным уровнем терпимости к насилию, смерти — ко злу. Это проявляется в понижении порога чувствительности к порочному поведению» [8]. Цинизм — демонстрация отрицательного отношения к общепринятым нормам нравственности, в том числе коммуникативным. Недостойное речевое поведение [11]. Наиболее полно понятия «цинизм» и «циничность» были раскрыты в работе П. Н. Устина [12]. При первом подходе термин понимается как массовое явление, следствие доминирования циничной идеологии и культуры, определяющей ориентиры восприятия окружающей действительности в рамках определенной сообщности людей. Во втором же случае цинизм можно определить через такую черту, как циничность — личностную черту, которая проявляется через отрицание или презрительное отношение к общепринятым человеческим ценностям, составляющим духовное богатство людей, накопленное в рамках определенной культуры отдельного сообщества и всего человечества» [12]. П. Н. Устином выявлен ряд взаимосвязей циничности с такими личностными характеристиками как тщеславность, необязательность, несдержанность, беспринципность, хамство, вероломность, аморальность, демагогичность, жестокость, отчужденность, безразличие, внутренняя напряженность и скептицизм. Далее автор указывает, что присутствие циничности в структуре личности вызывает затруднения при ее самореализации. Однако, на взгляд автора, следует говорить не о негативном влиянии циничности на процесс самореализации, а об их взаимосвязи или взаимовлиянии. В подростковом периоде идет расширение жизненного пространства, круга общения, идут поиск и утверждение принадлежности к той или иной группе людей, на которую пытается ориентироваться подросток. Подростки переходят к сдержанному послушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — с взглядами сверстников. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится. Поведение подростка становится особенно невыносимым и непонятным для окружающих, что определяется, прежде всего, отрицанием и искажением реальности в связи с его промежуточным положением — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Часто подросток ставит перед собой нереалистичные цели, возникает переоценка своих возможностей, одновременно повышается застенчивость, агрессивность, склонность занимать крайние позиции и точки зрения. В личности подростка проявляются первые негативистские черты, склонность к циничному поведению по отношению к себе и окружающим, которые еще больше могут усугубиться в юношеском возрасте. Однако такое поведение чаще всего возникает у подростка неосознанно, в его основе лежит механизм психологической защиты.

Итак, циник — это человек, имеющий презрительное отношение к культурным и нравственным ценностям общества. Изначально понятие цинизм образовано от названия древнегреческой философской школы киников (циников), представители которой проповедовали пренебрежительные взгляды на общепринятые нравственные нормы и ценности, не имевшие, по их мнению, целесообразности. Впоследствии циниками стали называть людей, чья личностная позиция отрицала значимость общественного мнения и стыда. Цинизм характерен для людей, добивающихся своих целей любым, даже безнравственным способом. Цинизм проявляется в ситуациях, когда человек ощущает собственную безнаказанность либо отчаяние (когда ему нечего терять). Он тесно связан с грубостью, хамством, бестактностью. Вместе с тем цинизм может скрывать повышенную чувствительность, уязвимость, может также выражаться в форме иронии и сарказма. Чаще всего цинизм начинает проявляться в подростковом возрасте. Применение взрослыми некорректных приёмов воспитания (демагогия, оскорбление, унижение, морализаторство и т. п.) может вызвать ответную реакцию, превращающую подростков в циников. Чувство собственного превосходства у подростков, поддерживаемое взрослыми, может также перейти в цинизм. Крайняя форма подросткового цинизма — жестокость по отношению к животным и окружающим людям. С помощью результатов социологического интернет-опроса удалось выяснить общее мнение и представление в обществе о подростках-циниках: большинство опрошенных не задумываются о данной проблеме или считают, что это жестокие люди. В этом и заключается проблема непонимания обществом сущности цинизма в подростковом возрасте. Основными причинами подросткового цинизма, по мнению респондентов, являются недостаток или избыток внимания со стороны родителей, влияние СМИ, «неправильная» компания, желание «пойти против всех». Поэтому 88,1 % опрошенных считают, что нельзя абсолютно каждого циника винить в черствости, аморальности, чрезмерном реализме. По результатам количественного анализа диагностики враждебности по шкале Кука- Медлей и Басса-Дарки из 42 испытуемых была выявлена контрольная группа подростков, склонных к цинизму, в составе 8 человек (что составило 19 % от общего числа тестируемых). Контрольная группа формировалась с целью выявления причин подросткового цинизма через призму влияния на них социальных институтов. Диагностики, проведенные с контрольной группой подростков, показали:

  1.                Методика «Добро-Зло» Л. М. Попова: у большинства подростков, с ярко-выраженной чертой циничности, показатель «добра» средний или выше среднего, что доказывает гипотезу о том, что подростковый цинизм выступает защитной реакцией на негативное влияние со стороны общества.
  2.                Чтобы подтвердить гипотезу о подростковом цинизме как защитной реакции на негативное влияние со стороны именно социальных институтов была составлена методика «Портрет подростка в системе общественных отношений», которая показала, что большинство подростков с высоким показателем цинизма — 62,5 % испытывали негативное влияние со стороны школы; 25 % -внутри семьи, 12, 5 % — со стороны СМИ. На основе проведенных диагностических исследований была составлена классификация типов цинизма в зависимости от того, какой именно институт социализации оказывает негативное влияние на подростков.

Было выделено три типа цинизма:

  1.                «Циник поневоле», на которого негативное влияние оказывается со стороны семьи.
  2.                «Циник–«вратарь»», на которого негативно воздействует школа.
  3.                «Лжециник», испытывающий негативное воздействие со стороны друзей, СМИ, Интернета.

Основным критерием классификации автора является институт социализации подростка.

Институт социализации: семья — это испытанный, первичный институт социализации, который передает все ценное из социального опыта. «Циник поневоле» — ребенок, проявляющий циничное отношение к обществу, вызванное негативной семейной обстановкой или отсутствием семьи. Это сироты с рождения; социальные сироты из неблагополучных семей, родители которых склоны к насилию; неполные семьи. Также влияние могут оказать наследственные психические заболевания, алкоголизм родителей, отсутствие любви к подростку, отвержение его, суровая критика в адрес ребенка или же воспитание, «пущенное на самотек», избалованность.

Институт социализации:школа — социальный институт, который передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Автор рассматривает школу как социальный институт, где подросток большую часть своего времени проводит с группой сверстников, поэтому следует отметить, что при определении этого типа классификации, наиболее важный — влияние группы сверстников. Циник-«вратарь» — подросток, проявляющий циничное отношение к обществу из-за испытанных агрессии и гнета со стороны окружающего его круга людей, предательства и отвержения друзей, близких людей, неподчинения мнению большинства, следствием которого является противостояние массовости. Подросток использует цинизм как защитный механизм, «средство обороны» от окружающего мира.

Институт социализации:СМИ (особенно сеть Интернет), «крутые друзья» в контексте влияния на формирование личности. Лжециник — подросток, который цинично ведет себя из-за оказанного на него влияния СМИ или группы сверстников, пропагандирующих циничное отношение к обществу. Например, в сети Интернет нередко увидишь призывы к цинизму, достаточно ввести в строку поиска социальной сети «Вконтакте» запрос «циник» и вы увидите около 400 сообществ о цинизме, на которых подписаны тысячи пользователей интернета. Цитаты, заметки, комиксы, пропагандирующие хладнокровное отношение ко всему окружающему, как способу выжить в этом «ужасном» обществе. Или же «влиятельные друзья» рассказали, как «правильно и круто жить». Подростки, не имеющие своей жизненной установки и личного мнения, поддаются такому влиянию, поэтому автор полагает, что этот цинизм не обдуман, а всего лишь «модное течение».

Несмотря на выделение основных типов цинизма нужно отметить, что, так как общество представляет собой постоянно меняющуюся систему, то, и, относя подростка-циника к какому-либо преобладающему типу, нельзя забывать, что у него могут проявляться некоторые признаки другого типа цинизма.

 

Литература:

 

  1.                Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, Шипилов А. И. — Спб.: Питер, 2006. 528 с.
  2.                Архимандрит Тихон (Шевкунов): Цинизм — это болезнь профессионального православия. [www.pravmir.ru] // Православие и Мир, 2010. — Режим доступа: http://www.pravmir.ru/arximandrit-tixon-shevkunovcinizm-eto-bolezn-professionalnogo-pravoslaviya/. Загл. с экрана. (25.11.2015)
  3.                Безрукова В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога –М.:ЭКСМО, 2000. 204 с.
  4.                Канке В. А. Основы философии. — М.: Логос, 1999. 287 с.
  5.                Мареев С. Н. История философии [nashol.com] / C. Н. Мареев, Е. В. Мареева — Режим доступа: http://nashol.com/201010055101/istoriya-filosofii-mareev-s-n-mareeva-e-v.html. — Загл. с экрана. (20.11.2015)
  6.                Мид М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1988. 429 с.
  7.                Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию — М.: Школа-Пресс, 1994. 21 с.
  8.                Попов Л. М. Добро и зло в этической психологии личности / Л. М. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. — М.: Институт психологии РАН, 2008. — 143 с.
  9.                Рассел Б. О юношеском цинизме- [http://antimilitary.narod.ru/antology/russel/russel_cinism.htm] / Б. Рассел — Режим доступа: http://antimilitary.narod.ru/antology/russel/russel_cinism.htm. — Загл. с экрана. (15.11.2014)
  10.            Склярова Т. В. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и духовных семинарий / Т. В. Склярова, О. Л. Янушкявичене. — М.: Покров, 2004. 55 с.
  11.            Устин П. Н. Исследование циничности — нравственно-этического компонента личности: дис.... канд. психол. наук: 19.00.01. — Казань, 2003. 174 c.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый цинизм, цинизм, негативное влияние, подросток, институт социализации, общество, социальный институт, циничное отношение, защитная реакция, подростковый возраст.


Похожие статьи

Детерминанты российской ювенальной преступности

Данная статья посвящена определению основных причин, способствующих возникновению у несовершеннолетних желания совершать антиобщественные деяния в современных российских реалиях. В рамках анализа основных детерминант ювенальной преступности автором с...

Детско-родительские отношения, их влияние на будущее детей

В данной статье поднимается проблема влияния детско- родительских отношений на дальнейшее будущее ребенка, в том числе на его адаптацию во взрослой жизни. Так же в статье рассматриваются стили воспитания, которые свойственны родителям с разными психо...

Влияние типа родительского воспитания на адаптацию ребенка в социуме

Родительское воспитание — это основа социализации, поскольку именно из семьи, как из мини-группы, ребенок выносит модели взаимодействия в обществе в широком смысле. В данной статье рассматривается то, как влияют типы воспитания родителей на социальну...

Формирование отношения к СССР у молодёжи современной России

В статье рассматривается формирование молодежи отношения к СССР, а также конфликты со старшим поколением на фоне различия во взглядах. Проанализированы результаты исследования конфликтности этой темы.

Современное представление о каннибализме через призму кинематографа

Статья посвященa исследованию современного представления о каннибализме в обществе и культуре. Рассматривается понятие о «каннибализме» и его исторической роли. В частности, уделяется внимание исконным причинам появления такого поведения и его после...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Типы личности современного несовершеннолетнего преступника

Данная статья посвящена криминологической оценке типологии личности несовершеннолетних преступников, которые формируются в современных российских условиях. Автором рассмотрены существующие концепции в области классификации индивидуальных особенностей...

Тенденция регресса развития эмоционального интеллекта у современных дошкольников

В данной статье исследуется тенденция регресса развития эмоционального интеллекта у современных дошкольников. В работе рассматриваются причины регресса и предлагаются варианты решения проблемы.

Влияние социальных сетей на развитие бьюти-аддикции у подростков

В предмете рассмотрения данной статьи находится феномен развития бьюти-аддикций (зависимости от красоты) у подростков посредством активного пользования социальными сетями. На основе данных проведенного исследования выделены причины возникновения бьют...

Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков

В статье автор рассматривает основные причины развития компьютерной зависимости, ее особенности в подростковом возрасте, меры защиты подростков от негативного влияния компьютерных технологий на психику детей.

Похожие статьи

Детерминанты российской ювенальной преступности

Данная статья посвящена определению основных причин, способствующих возникновению у несовершеннолетних желания совершать антиобщественные деяния в современных российских реалиях. В рамках анализа основных детерминант ювенальной преступности автором с...

Детско-родительские отношения, их влияние на будущее детей

В данной статье поднимается проблема влияния детско- родительских отношений на дальнейшее будущее ребенка, в том числе на его адаптацию во взрослой жизни. Так же в статье рассматриваются стили воспитания, которые свойственны родителям с разными психо...

Влияние типа родительского воспитания на адаптацию ребенка в социуме

Родительское воспитание — это основа социализации, поскольку именно из семьи, как из мини-группы, ребенок выносит модели взаимодействия в обществе в широком смысле. В данной статье рассматривается то, как влияют типы воспитания родителей на социальну...

Формирование отношения к СССР у молодёжи современной России

В статье рассматривается формирование молодежи отношения к СССР, а также конфликты со старшим поколением на фоне различия во взглядах. Проанализированы результаты исследования конфликтности этой темы.

Современное представление о каннибализме через призму кинематографа

Статья посвященa исследованию современного представления о каннибализме в обществе и культуре. Рассматривается понятие о «каннибализме» и его исторической роли. В частности, уделяется внимание исконным причинам появления такого поведения и его после...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Типы личности современного несовершеннолетнего преступника

Данная статья посвящена криминологической оценке типологии личности несовершеннолетних преступников, которые формируются в современных российских условиях. Автором рассмотрены существующие концепции в области классификации индивидуальных особенностей...

Тенденция регресса развития эмоционального интеллекта у современных дошкольников

В данной статье исследуется тенденция регресса развития эмоционального интеллекта у современных дошкольников. В работе рассматриваются причины регресса и предлагаются варианты решения проблемы.

Влияние социальных сетей на развитие бьюти-аддикции у подростков

В предмете рассмотрения данной статьи находится феномен развития бьюти-аддикций (зависимости от красоты) у подростков посредством активного пользования социальными сетями. На основе данных проведенного исследования выделены причины возникновения бьют...

Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков

В статье автор рассматривает основные причины развития компьютерной зависимости, ее особенности в подростковом возрасте, меры защиты подростков от негативного влияния компьютерных технологий на психику детей.

Задать вопрос