В данной статье представлены проблемы малого и среднего бизнеса Красноярского края. По результатам социального опроса представлены методы решения проблемы, путем совершенствования мер поддержки.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, программа поддержки, государственная поддержка.
На сегодняшний день поддержка малого и среднего бизнеса является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредством единоразового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.
Сегодня перед государством РФ стоит не простая задача−как помочь развитию малого и среднего бизнеса в России. Государство создает всяческие программы поддержки развития, стимулирует банки, для дачи кредита под низкий процент, обещает поддержку развития бизнеса, выведения на новый уровень. Но, у малого и среднего бизнеса существует множество проблем, с которыми он сталкивается день ото дня, начиная с создания своего бизнеса.
Начнем с начала создания бизнеса. Человек, который хочет открыть свой бизнес, должен иметь хоть какой-то старт-ап. В данном случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны. А что еще замечательней создало государство- это государственные поддержки.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса- ступень к началу создания своего предприятия. Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное — четкие направления действий поддержки бизнеса. К примеру, с помощью государственных программ поддержки бизнеса можно получить некоторую сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять участие в тематической выставке.
Но, начинающие бизнесмены сталкиваются с множеством проблем при получении государственной поддержки. Одна из них, и наиболее значимая — сложность получения государственной поддержки.
Изучить некоторые аспекты недовольства граждан помог социальный опрос. Бизнесменам малого и среднего бизнеса было предложено заполнить анкету, в которой нужно было указать юридический статус предприятия, вид деятельности, ознакомленость с государственными и региональными поддержками, пользование этими поддержками, прокомментировать свой ответ и оставить пожелания государству.
Анкета:
Меня зовут Филатова Светлана, я провожу социальный опрос в г.Красноярск среди предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Цель опроса — изучение проблем развития малого и среднего бизнеса, путей их решения.
Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые впоследствии будут использованы только в совокупности с ответами других респондентов.
Название предприятия___________________
Юридический статус___________________
Вид деятельности______________________
(первые два пункта по желанию)
1) Знаете ли вы о каких-нибудь программах государственной и региональной поддержки?
2) Пользовались ли вы ими когда-нибудь?
Если да, то какими?
Если нет, то почему?
3) Какие-бы вы хотели, чтоб государство оказывало поддержки?
Рис. 1 Знаете ли вы о государственных и региональных поддержках?
Из опрошенных на вопрос «Знаете ли вы о государственных и региональных поддержках», 91 % процент ответил положительно, остальные 9 % ответили не знанием о таких поддержках. В основном, эти 9 % составили иностранные граждане, либо пожилые люди.
В числе оппонентов, которые составили 91 %, около 70 % не пользовались никогда государственными и региональными поддержками, ссылаясь на сложность их получения, но среди опрошенных оказались те, кто все-таки при создании своего бизнеса получил поддержку от государства. Один из респондентов рассказал: «Когда я захотел стать богатым, я решил попросить помощи у государства, и к счастью, мне было выделено по программе 300000 тысяч рублей. Деньги не большие, но все равно приятно. Проблема была лишь в том, что при составлении отчета, необходимо было расписать все до копеечки, как, куда и с какой целью была эта сумма потрачена! Но я остался доволен».
На вопрос «Почему вы не желаете воспользоваться государственной поддержкой?», большинство мотивировало это в затруднении при ее получении. Причин сложности получения было озвучено много, например: бумажная «волокита», огромный конкурс, отказ в получении поддержки для лиц, иностранных государств, очередь, трата времени.
Пожеланий государству оставили очень много. Самые ярые пожелания были таковы: «Побольше денег, поменьше бумаг!», «Создайте систему единого окна и единого часа, тогда ваша поддержка будет пользоваться спросом!», «Хотелось бы, чтоб были разработаны программы для выхода на мировой рынок», «Начните предоставлять льготы бизнесменам иностранных государств».
Из 120 тысяч компаний сегмента малого бизнеса поддержку региональных властей в рамках антикризисных мер получат лишь сотни. Об этом 10 февраля 2015г. на заседании комитета Заксобрания по бюджету и экономической политике сообщил министр экономического развития и инвестиционной политики Виктор Зубарев. Рассказав о плане выхода края из кризиса, который сейчас находится на утверждении у губернатора Виктора Толоконского, Зубарев предложил народным избранникам задавать вопросы. Владимир Демидов поинтересовался — получит ли поддержку малый бизнес, потому что «эти компании сейчас нужно поддержать так же, как и системообразующие предприятия». [http://newslab.ru/news/637211].
Необходимо создать единую систему поддержки малого и среднего бизнеса включающей федеральный, региональный и муниципальный уровень. Как прокомментировал один из бизнесменов, который когда-то начинал свой бизнес с региональной поддержки: «местные нормативные акты не всегда соответствуют духу (а иногда и букве) федеральных законов, а также друг другу. Принятые на федеральном уровне меры поддержки МСБ реализуются на местах неэффективно, а иногда и вовсе извращаются (так, по информации из регионов, созданные «бизнес-инкубаторы» становятся «кормушками» для коррумпированных чиновников, то же происходит и с системой «одного окна» — призванная облегчить жизнь предпринимателей, она лишь переадресовала поток взяток и повысила их расценки)».
Этот ряд проблем и отталкивает начинающих бизнесменов пользоваться поддержками. В Санкт- Петербурге, изучив основные проблемы создания бизнеса была создана Программа развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в 2012–2015 годах, призванная поддержать молодых предпринимателей и способствовать развитию бизнеса. В рамках данной программы был создан ряд специальных проектов, позволяющий решить многие вопросы, связанные с трудностями начала бизнеса. Для начинающих предпринимателей предоставляются в аренду оборудованные мебелью и техникой офисы по специальной льготной цене — от 227,5 рублей за м2, а также комплекс бесплатных бизнес услуг, необходимых для эффективного старта: бухгалтерская, pr и маркетинговая поддержка, юридические консультации.
Изучив перечень документов, необходимых для подачи заявки на получение субсидии из государственной поддержки «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края» (в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 18.03.2014 N 93-п, от 18.03.2014 N 95-п, от 27.05.2014 N 204-п), который состоит из:
Для участия в Конкурсном отборе муниципальные образования края в сроки, указанные в решении о проведении Конкурсного отбора, представляют в Министерство следующие документы (далее — заявка):
а) заявление на участие в Конкурсном отборе по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) копию муниципального акта об утверждении муниципальной программы в действующей редакции;
в) правовые акты органа местного самоуправления, устанавливающие механизм реализации программных мероприятий, реализация которых предполагается на условиях софинансирования;
г) пояснительную записку к заявлению на участие в Конкурсном отборе, содержащую: обоснование необходимости привлечения дополнительных средств, плановые объемы финансирования по мероприятиям, расстановку заявленных на софинансирование мероприятий по приоритетности, ожидаемые эффекты, оценку социальной значимости;
д) документ, определяющий уполномоченное лицо, действующее от имени муниципального образования края;
е) выписку из решения о местном бюджете с указанием сумм расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации, подтверждающую финансирование муниципальным образованием края расходов по мероприятиям муниципальной программы;
ж) календарный план реализации программных мероприятий на весь период действия муниципальной программы согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
з) справку о фактическом исполнении местного бюджета муниципального образования края за предшествующий финансовый год и планируемых расходах на текущий финансовый год по мероприятиям муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства (с учетом субсидии из краевого бюджета);
и) справку о степени достижения заявленных показателей эффективности реализации муниципальных программ за 2 предшествующих года на территории муниципального образования согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. Сайт «Малый и средний бизнес Красноярского края» [http://www.smb24.ru/].
Сократить данный перечень документов, до более необходимых для подачи:
а) Заявление на участие в Конкурсном отборе;
б) Копию муниципального акта об утверждении муниципальной программы в действующей редакции;
в) Календарный план реализации программных мероприятий на весь период действия муниципальной программы;
г) Документы, устанавливающие личные данные (Паспорт, СНИЛС, ИНН, справка о доходах, справка с места работы в предшествующих годах);
д) Справку о степени достижения заявленных показателей эффективности реализации муниципальных программ за 2 предшествующих года на территории муниципального образования.
Весь этот перечень документов подавать в Муниципальное Учреждение «Центр содействия малому и среднему предпринимательству» (МУ «ЦС МСП»). По решению комиссии, которая должна состоять из представителей экспертной Правительства Красноярского края, нескольких бизнесменов, а также риск-менеджеров, в течении 5 рабочих дней, со дня принятия заявления на получение субсидий, вынести свое решение, о принятии заявки в конкурсном отборе, либо отказе. По каждой заявке Комиссией выставляются баллы по установленным критериям, суммарное количество которых заносится в сравнительную таблицу сопоставления заявок. Заявки, которые набрали максимальные итоговые баллы, предлагаются Комиссией для признания победителями Конкурсного отбора. Количество рекомендуемых победителей Конкурсного отбора и лимиты софинансирования для победителей Конкурсного отбора предлагаются Комиссией в пределах средств, предусмотренных на эти цели программой и законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Комиссия вправе принять решение об отказе в случаях, если отсутствия в заявке мероприятий, отвечающих приоритетным направлениям предоставления поддержки, либо нецелесообразное получение гос.поддержки.
Литература:
- Сайт «Малый и средний бизнес Красноярского края», [http://www.smb24.ru/].
- Электронный сайт газеты «Newslab», [http://newslab.ru/news/637211].