Исследование лояльности персонала к компании на основе типологической модели мотивации В. И. Герчикова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мельникова, Т. Ф. Исследование лояльности персонала к компании на основе типологической модели мотивации В. И. Герчикова / Т. Ф. Мельникова, С. А. Тарануха, А. В. Мельникова, В. Л. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 595-599. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23928/ (дата обращения: 28.04.2024).

 

Структурирован и описан метод типологической модели мотивации В. И. Герчикова. Приведен практический опыт использования данной модели.

Ключевые слова: мотивация, типологическая модель мотивации В. И. Герчикова, базовая модель трудовой мотивации, типы мотивации.

 

Главная задача менеджеров — максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными ни были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела работниками компании. На этом этапе реализации идеи компания сталкивается с важнейшим аспектом управления — мотивацией. На сегодняшний день эффективность действующей системы мотивации является слабым звеном большинства российских предприятий. Проблемы мотивации персонала довольно широко рассматриваются в литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. [2]

На сегодняшний день разработано большое количество методов, способов, принципов, подходов к мотивации персонала, при этом не существует универсальных, применимых к любой отрасли и организации подходов и методов. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется также слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах деятельности.

Модель В. И. Герчикова разработана специально для анализа мотивации российских работников. Она учитывает отечественную специфику и многократно отработана на десятках отечественных предприятий.

Типологическая модель В. И. Герчикова имеет ряд существенных отличий от других структурных моделей мотивации:

  1. Она основана на сравнительно устойчивых в течение трудовой жизни мотивационных типах человека, а не на меняющихся от обеда к ужину потребностях.
  2. Модель разработана для решения управленческих, а не психологических задач.

Типологическая модель строится на пересечении двух осей — мотивации и трудового поведения (рис.1).

http://www.delfy.biz/files/images/tmg.gif

Рис. 1. Базовая модель трудовой мотивации

 

На основе данной модели выделяют следующие особенности связи мотивации и трудового поведения:

I квадрант. Рост организационной эффективности трудовой деятельности пропорционален степени удовлетворения мотивационных ожиданий работника и ограничен только «естественными» пределами (максимально возможной эффективностью для данных организационно-технологических условий).

II квадрант. Рост эффективности труда работника с избегательной мотивацией принципиально ограничен: 1) заданием (нормативной величиной), 2) возможностью руководителя доказать вину работника в случае невыполнения задания.

III квадрант. Уровень деструктивных реакций работника обычно ограничен и чаще всего сводится к пассивному трудовому поведению и «работе по правилам» (сплошная линия). Однако, если в группе появляется сильный лидер, вступающий в конфликт с руководством организации (а им может быть только неудовлетворенный работник из IV квадранта), он способен увлечь за собой работников с избегательным типом мотивации и «разжечь» их до крайних форм деструктивного поведения, вплоть до полного разрушения организации (пунктирная линия).

IV квадрант. Если организационные условия работы и система стимулирования идут вразрез с мотивационными ожиданиями работника, велика вероятность получения от него деструктивного трудового поведения, причем в достаточно резких формах. Однако, до разрушения организации дело скорее всего не дойдет. [3]

В модели выделяются четыре базовых типа мотивации достижения и один тип мотивации избегания. [1]

 

Таблица 1

Типы мотивации

Тип

Характеристика

Инструментальный тип.

Сама работа не является для такого работника значимой ценностью и рассматривается только как источник заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд.

Профессиональный тип.

Работник этого типа ценит в работе ее содержание, возможность проявить себя и доказать (не только окружающим, но и себе), что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому посильно.

Патриотический тип.

Работников этого типа интересует участие в реализации общего, очень важного для организации дела.

Хозяйский тип.

Выражается в добровольном принятии работником на себя полной ответственности за выполняемую работу.

Избегательный тип.

Работник этого типа обладает очень слабой мотивацией к эффективной работе. Его основное стремление — минимизировать свои трудовые усилия на уровне, допустимом со стороны непосредственного руководителя.

 

Ведущий эксперт компании по типологической модели мотивации Алексей Ребров на сегодняшний день является единственным специалистом, занимающимся развитием идей и методов, разработанных профессором В. И. Герчиковым, а не только их эксплуатацией. По данным Российской государственной библиотеки им. В. И. Ленина, диссертация А. В. Реброва «Влияние структуры мотивации работников современных российских организаций на результативность их труда» в 2011 году вошла в число самых востребованных работ диссертационного зала. Алексей Ребров является автором пяти публикаций по практическому использованию типологической модели В. И. Герчикова, в том числе и монографии «Влияние структуры мотивации работника на результативность труда: новая парадигма в управлении мотивацией».

На основе данной теории было решено провести исследование лояльности персонала к компании ТС «Пятерочка» г. Оренбург. Для этого была разработана анкета в соответствии с данной методикой.

В результате были получены следующие ответы респондентов, представленный в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты анкетирования трех торговых точек ТС «Пятерочка»

Критерий

Вариант ответа

Число респондентов, в %

Ваш возраст:

15–23

67

23–30

23

30–40

0

Образование:

среднее профессиональное

0

высшее

23

получение одного из видов образования

67

Должность:

консультант

0

продавец-консультант

67

старший продавец консультант

23

Стаж работы:

< 1 года

0

1–3 года

100

3–5 лет

0

Желание сменить работу:

да, часто

0

иногда

23

нет

67

Неудовлетворяющие Вас условия труда:

неудовлетворительная заработная плата

32

система наказаний и правил

0

отсутствие продвижения

12

системы контроля деятельности

0

методы управления в общем

32

отсутствие обучения

0

отсутствие корпоративных мероприятий

12

неудобный режим работы

12

отсутствие социальных благ

0

Ваше отношение к руководству:

руководство злоупотребляет своим положением

 

0

уважительное

100

руководство оказывает помощь

0

несправедливое отношение

0

демократичное

0

жесткое руководство

0

адекватное

0

лояльное, предоставляющее много свободы

0

Факторы, в наибольшей степени определяющие Вашу мотивацию:

величина заработной платы

35

творческий характер работы

11

вклад в общие достижения

12

самостоятельность и ответственность

12

наличие стабильности

30

низкая ответственность, самостоятельность и активность

0

Форма стимулирования, оказывающая на Вас значительное влияние:

штрафы и наказания

0

повышение заработной платы

74

грамоты, почетные знаки

13

социальные условия

0

условия работы

13

Справедливо ли оценивается Ваш труд:

да

67

нет

23

Причины предоставления не удовлетворительного качества услуг

отсутствие четких инструкций и нормативов

0

невнимательность и рассеянность сотрудников

23

несоответствующее качество средств и оборудования

0

неправильная система контроля качества

34

отсутствие каких-либо условий труда

43

 

Таким образом, можно отметить, что, в целом, среди опрошенных работников компании наблюдается высокая степень лояльности. Все они работают больше года в компании, и большинство не задумывается о смене места работы, вполне удовлетворены справедливостью оценки их труда. Несмотря на наличие неудовлетворяющих факторов таких, как низкая заработная плата, управление в коллективе, отсутствие корпоративных мероприятий, работники проявляют уважение к руководству. В результате исследования были выявлены основные методы мотивации работников: повышение заработной платы, награждение почетными грамотами, улучшение условий труда. Кроме того, определены причины предоставления неудовлетворительного качества услуг: отсутствие каких-либо условий труда, неправильная система контроля, невнимательность и рассеянность сотрудников. Следовательно, определены основные направления деятельности менеджеров компании, верное движение по которым повысит эффективность организации.

 

Литература:

 

  1.      Герчиков, В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2004.
  2.      Петрова, Т. П. Методические основы исследования мотивационного профиля компании / Т. П. Петрова // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 307–310.
  3.      Типологическая модель мотивации В. И. Герчикова. — Электронный доступ: http://www.econfin.ru/archives/8907.
Основные термины (генерируются автоматически): заработная плата, работник, тип мотивации, типологическая модель, типологическая модель мотивации, базовая модель, какое-либо условие труда, мотивационное ожидание работника, трудовая мотивация, трудовое поведение.


Ключевые слова

мотивация, типологическая модель мотивации В. И. Герчикова, базовая модель трудовой мотивации, типы мотивации., типы мотивации

Похожие статьи

Понятие мотивации трудовой деятельности | Статья в журнале...

Понятие мотивации трудовой деятельности. Авторы: Бердиёров Темур Азаматович, Ортиков Ёркинжон Юнусович. Рубрика: Спецвыпуск.

В основе мотивационного процесса работника к трудовой деятельности лежат потребность, мотив, стимул.

Мотивация труда персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности. Базовую производительность труда действительно повышает мотивация.

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты.

Мотивация персонала промышленных предприятий

Разработка правильного подхода к мотивации работников приводит к росту производительности и прибыльности организации. Использование эффективной мотивационной модели создает благоприятные условия для работы и показывает...

Теории мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Модель мотивации В. Врума в соответствии с его теорией ожиданий выглядит следующим образом

Основные термины (генерируются автоматически): теорий мотивации, трудовой деятельности, поведение человека, процессуальных теорий, числу процессуальных теорий...

Моделирование системы мотивации труда в банковской сфере

Люмпенизированный работник с мотивацией избегания отличается стремлением минимизировать свои трудовые усилия.

мотивация, мотивация труда, теории мотивации, эффективность персонала, человеческие потребности, правила мотивации сотрудников.

Система мотивации и стимулирования трудовой деятельности...

мотивационный профиль, категория сотрудников, бухгалтерский отдел, сотрудник, стимулирование труда, работник, условие кризиса, мотивация работников, категория работников, повышение качества продукции.

Особенности мотивации персонала в современных корпорациях

Для мотивации сотрудников компании используют две основные системы стимуляции — материальную (состоит из базового оклада и премиальных. Базовый оклад – это постоянная часть заработной платы работника.

Формы стимулирования в системе мотивации труда

карьерный рост, тип, работник, заработная плата, инструментальный тип, медицинское обслуживание, мобильная связь, трудовая деятельность, трудовая мотивация, трудовой потенциал.

Основы эффективной мотивации персонала | Статья в журнале...

С точки зрения управления, мотивация – это «функция управления, сопутствующая организации и заключающаяся в материальном и моральном поощрении работников, трудовых коллективов с целью повышения результативности их деятельности» [3, с. 12].

Похожие статьи

Понятие мотивации трудовой деятельности | Статья в журнале...

Понятие мотивации трудовой деятельности. Авторы: Бердиёров Темур Азаматович, Ортиков Ёркинжон Юнусович. Рубрика: Спецвыпуск.

В основе мотивационного процесса работника к трудовой деятельности лежат потребность, мотив, стимул.

Мотивация труда персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности. Базовую производительность труда действительно повышает мотивация.

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты.

Мотивация персонала промышленных предприятий

Разработка правильного подхода к мотивации работников приводит к росту производительности и прибыльности организации. Использование эффективной мотивационной модели создает благоприятные условия для работы и показывает...

Теории мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Модель мотивации В. Врума в соответствии с его теорией ожиданий выглядит следующим образом

Основные термины (генерируются автоматически): теорий мотивации, трудовой деятельности, поведение человека, процессуальных теорий, числу процессуальных теорий...

Моделирование системы мотивации труда в банковской сфере

Люмпенизированный работник с мотивацией избегания отличается стремлением минимизировать свои трудовые усилия.

мотивация, мотивация труда, теории мотивации, эффективность персонала, человеческие потребности, правила мотивации сотрудников.

Система мотивации и стимулирования трудовой деятельности...

мотивационный профиль, категория сотрудников, бухгалтерский отдел, сотрудник, стимулирование труда, работник, условие кризиса, мотивация работников, категория работников, повышение качества продукции.

Особенности мотивации персонала в современных корпорациях

Для мотивации сотрудников компании используют две основные системы стимуляции — материальную (состоит из базового оклада и премиальных. Базовый оклад – это постоянная часть заработной платы работника.

Формы стимулирования в системе мотивации труда

карьерный рост, тип, работник, заработная плата, инструментальный тип, медицинское обслуживание, мобильная связь, трудовая деятельность, трудовая мотивация, трудовой потенциал.

Основы эффективной мотивации персонала | Статья в журнале...

С точки зрения управления, мотивация – это «функция управления, сопутствующая организации и заключающаяся в материальном и моральном поощрении работников, трудовых коллективов с целью повышения результативности их деятельности» [3, с. 12].

Задать вопрос