Сельскохозяйственный потенциал ДРК широко признан исследователями, площадь обрабатываемой территории оценивается приблизительно в 75 млн гектаров, из которых менее 10 млн используются. Доступная земля и огромные водные ресурсы страны в долине Конго помогают поддерживать надежду на построение продовольственной независимости, которую требует народ.
В этом контексте развитие аграрного сектора ДРК долгое время рассматривалось как фактор, который может способствовать экономическому взлету страны. В данном направлении были мобилизованы капитал, энергия и энтузиазм. Но следует отметить, что со времени эти надежды не оправдались, ситуация на самом деле не улучшилась поскольку сельскохозяйственное предпринимательство в процессе развития столкнулось с трудностями и ДРК не удалось использовать свой сельскохозяйственный потенциал. Страна, которая имеет значительные природные ресурсы, не может воспользоваться ими в пользу населения. Демократическая Республика Конго до сих пор не оправилась от многолетней войны и политических потрясений. Она продолжает сталкиваться с серьезными гуманитарными проблемами.
Эта статья фокусируется на социальных, культурных, экономических и институциональных факторах, которые отрицательно влияют на развитие предпринимательства в сельском хозяйстве Демократической Республики Конго.
1. Социальные факторы
Низкий уровень грамотности является препятствием для развития предпринимательства в аграрном секторе ДРК. Большая часть участников экономических процессов в этом секторе, не имеют подготовки к землепользованию, в то время как страна нуждается в предпринимателях, способных создавать и развивать бизнес, чтобы возродить аграрный сектор, и, следовательно, национальную экономику. Система образования в ДРК, таким образом, может играть ключевую роль в пробуждении и подготовке молодых людей к сельскохозяйственному предпринимательству. Практика и убеждения, преобладающие в обществе или общественной группе, формируют ум. Социокультурная система африканских стран является более сообщественной (коллективной), чем западные системы. Это означает, что эффект группы имеет значительное влияние на действие африканского актора. Обучение в сфере государственного управления товарами и услугами во время и после колонизации оказало значительное влияние на возможности реализации экономических и социальных прав и возможностей африканских акторов. К государственной службе были допущены только грамотные физические лица - специалисты, которые говорили на языке колонизатора и освоили навыки управления городом. Такое позиционирование дало этим людям эмансипированный статус, профессиональную карьеру и финансовое страхование. Люди, не имевшие языковых и управленческих навыков, были обречены на участие в малом бизнесе или на работу на низкооплачиваемых рабочих местах. С момента обретения независимости, большинство африканских стран (в том числе ДРК) продолжают испытывать политическую нестабильность и неэффективное управление, что внесло свой вклад в развитие бедности и рост безработицы, особенно среди молодых людей. Гражданская служба, армия и неправительственные организации (НПО) стали первыми поставщиками вакансий. Работа в государственной администрации и на крупных государственных предприятиях рассматривалась как акт патриотизма и социальной защиты. Государство контролировало все секторы экономики, которые считались стратегическими и важными, пусть и доселе непривлекательными для частного сектора. Кроме того, система образования не обеспечивала должный уровень подготовки, который способствовал бы развитию предпринимательства, был бы адаптирован к потребностям рынка и управлению рисками. После кризиса 70-х годов, институциональные реформы были введены международными финансовыми институтами, в результате многочисленных увольнений в гражданской службе. Культура находчивости, в которой экономические субъекты вкладывали, чтобы выжить и прокормить свои семьи были разработаны в этом контексте. Некоторые акторы сумели использовать данную ситуацию, но было много таких людей, кто остается в состоянии социальной апатии. Формальное частное предпринимательство было бы альтернативой в создавшемся положении [1].
Кроме того, имеют место многие предпринимательские инициативы, разработанные в неформальном секторе. Эти инициативы обусловлены инстинктом выживания самих фермеров. Эта ситуация, кажется, тесно связана с традиционной культурой обмена, традиционной импортной торговлей (готовая продукция) и экспорта (сырье и/или продукты с очень низкой добавленной стоимостью). Действительно, во время колонизации, фермеры не имели возможность испытать на себе предпринимательскую культуру, что привело бы к капитализации их знаний, и их опыт ограничивался экономическим обменом из-за оккупации. Они (колонии) были исполнителями, пассивными потребителями, которые даже были вынуждены участвовать в механизме и институциональной организации, в которой колонист-владелец (и торговец) экспроприировал земли, экспортируя в Европу и Америку сырье из сельскохозяйственных земель или добывая полезные ископаемые. Взамен они получали импорт готовой продукции (продукты питания, одежда, ювелирные изделия и другие аксессуары) из Европы, изысканные товары, о которых мечтали представители коренных народов Африки.
2. Экономические и институциональные факторы
В Демократической Республике Конго институциональные (коррупция, отсутствие доступа к собственности на землю, и т. д.) и экономические (инвестиции, инфраструктуры и т. д.) факторы препятствуют развитию сельскохозяйственного предпринимательства.
Учреждения играют важную роль в экономической деятельности страны. Страны с хорошими институтами (верховенство закона, свободу приобретения и защиты прав собственности, договорам поручительства и т. д.) занимают первые места, по уровню жизни на душу населения [5].
После обретения независимости ДРК унаследовала политическую, экономическую и социальную нестабильность, что приводило к последовательной смене слабо организованных учреждений, которые, в свою очередь, представляют собой серьезное ограничение хорошего управления.
Таблица 1
Изменение индекса восприятия коррупции [4]
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ДРК |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
1,9 |
1,7 |
1,9 |
2,0 |
2,0 |
Франция |
7,4 |
7,3 |
6,9 |
6,9 |
6,8 |
6,9 |
7,1 |
7,1 |
Это плохое управление дало в качестве результата последовательность войн, разрушение производственного потенциала, экономики, коррупцию, незаконное обогащение и растрату государственных средств, практику хищничества со стороны внутренних и внешних заинтересованных субъектов (в том числе их способность участвовать в захватнических войнах), несоблюдение права частной собственности и т. д. Ольссон и Конгдон говорят, что ДРК - это страна, которая получила в награду «хищничество». Бодуэн (2012 г.) отметил, что бедность в ДРК не может объясняться слабой производительностью учреждений, бизнеса, еще менее ее обычаями и традициями. Политика вместе с бесхозяйственностью ввергла страну в пучину. Согласно индексу Мо Ибрагима, ДРК в 2014 году находилась на 51-е месте из 53 стран в рейтинге по эффективности государственного управления [2,4].
Неспособность государства бороться с коррупцией также оказала негативное воздействие на экономическую деятельность и в сельском хозяйстве. По мнению Transparency International (антикоррупционный центр), коррупция — это злоупотребление властью, возложенной на государственных служащих. Индекс восприятия коррупции (ИВК) основан на опросах общественного мнения, которые обеспечивают меру субъективного восприятия коррупция (чем оценка выше, тем ниже коррупция). ДРК в этом рейтинге занимает 162 место из 180 [3].
Это объясняется бюрократией, созданной государством, что приводит к взяткам при заключении государственных контрактов, получения лицензий, квитанции, и т. д. Таблица 2 показывает, что эта печальная реальность, к сожалению, до сих пор присутствует в ДРК, которую очень плохо оценивают согласно индексу восприятия коррупции (ИВК). Этот показатель был близок к 2 в 2013 и 2014 гг., в то время как во Франции, для сравнения, индекс был близок к 7 за тот же период. Коррупцией можно объяснить, по крайней мере, низкий уровень инвестиций в сельское хозяйство. Это негативно влияет на частные инвестиции, увеличивая расходы, и повышает неопределенность в ожидаемом возвращении инвестиций. Последнее отражается на состоянии дорог, необходимых для облегчения сбыта сельскохозяйственной продукции и разработке компаниями современных транспортных средств (в данное время фермеры для продажи своего урожая все еще совершают путешествия в несколько километров пешком или на велосипеде), состоянии плотин для орошения новых земель, электрификации сельских районов, которые впоследствии могут быть оборудованы материалами, призванными сделать их продукцию более прибыльной (сокращение потерь, увеличение доходов).
3. Политические последствия
Развитие сельскохозяйственного предпринимательства в ДРК требует реальной политической воли. Государство может помочь создать благоприятные условия для стимулирования предпринимательства с конкретными стимулами в институциональных мерах, и оказывать поддержку для формирования сельскохозяйственных кооперативов, которые могут группировать мелких фермеров, облегчая доступ к земле. Следует также улучшить бизнес-климат для компаний, готовых развивать свою деятельность.
Поощряя фермеров сельскохозяйственного сектора (свободный доступ и защиту прав собственности, свободы и защиты контрактов, доступ к упрощению инвестиций, упрощение процедуры создания предприятий) на создание и продвижение небольших групп товаров и услуг, производственных единиц, страна может накапливать (для распространения знаний и увеличение числа официальных профессиональных подрядчиков) прирост производительности.
Несмотря на суверенные функции (национальная оборона, правосудие и полиция), государство может выделять финансовые ресурсы и институциональные инструменты для поддержки сельского хозяйства. Существуют большие по масштабам инфраструктуры, такие как дороги, мосты, плотины, средства связи, и порты, которые требуют больших инвестиций, для которых было бы трудно объединить частные средства. Государство с помощью налогообложения и благодаря его способности мобилизовать значительные финансовые ресурсы для выпуска облигаций, например, может сильно поддержать эту отрасль. Сильные институциональные меры, принятые государственными органами в сотрудничестве с другими субъектами, могут стимулировать создание сельскохозяйственных предприятий молодыми людьми, особенно с высшим образованием [2].
Правительствам следует поощрять образование и научные исследования в области сельского хозяйства, чтобы улучшить методы ведения сельского хозяйства через поиск адаптированных к местным условиям сортов семян, оценки агрономических профессий через применение организационных мер, которые будут способствовать продвижению сельского хозяйства в будущем и в плане диверсификации экономической активности во всех секторах. Кроме того, есть основные ценности предпринимательства, такие как открытость, любопытство, творчество, эксперименты, настойчивость, сбережения и готовность построить богатство. Государство может способствовать распространению этих ценностей, в частности, путем формирования школьных программ в процессе организации образования [5].
Заключение
Улучшение качества политических, экономических и социальных институтов (норм, обычаев, культур и традиционных верований) будет способствовать прогрессу сельского хозяйства и экономического развития в ДРК. Автору кажется особенно подходящим для страны улучшение качества системы образования в целях формирования образованной и квалифицированной рабочей силы, благодаря которой экономика должна воспользоваться возможностями, предоставляемыми глобализацией, повышением численности мирового населения (которое требует все больше ресурсов, в частности, энергии) и информационно-коммуникационных технологий.
Этот процесс не является легким, нет чудо-рецептов или универсальных средств, но должно поставить всю доступную энергию в направлении повышения эффективности и уменьшения государственной бюрократии, чтобы продвинуться вперед после пятидесяти лет независимости, потраченных впустую.
Литература:
- Banque mondiale, Palgrave MacMillan (2010), Doing business: Réformer en ces temps difficiles, Société financière internationale.
- La voix du Paysan Congolais (2012), «L’indutrialisation de l’agriculture en RDC et-elle possible en 2012?», Janvier.
- Leibentein, Harvey (1978), “On he Basic Proposition of X-Eiciency theory”, American Economic Review, 68(2), p.328–332.
- Transparency International, http://www.transparency.org/
- North, Douglas C. (1990), Institutions, Institutional Change and Economic Performance, Cambridge University Press, Cambridge.