Собственность и формы предпринимательской деятельности в условиях рынка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Филатова, Н. И. Собственность и формы предпринимательской деятельности в условиях рынка / Н. И. Филатова, Т. Д. Канищева. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8741/ (дата обращения: 16.12.2024).

В экономике большинства постсоциалистических стран до реформ доминировала государственная собственность. В современных условиях продуктивной является та система, где существует многообразие форм собственности. Из этого следует, что страны, проводящие экономические реформы, ориентированы на переход к системе, которая сочетала бы в себе частную, государственную и смешанную формы собственности [2].

Трансформация собственности — это, безусловно, процесс сложный. На нынешнем этапе экономической реформы, например для России первоочередной задачей является приватизация объектов собственности. Наряду с этим, особое значение приобрело использование тех форм приватизации, которые способствуют повышению эффективности предпринимательской деятельности [3].

Итак, собственность представляет собой неразрывное единство экономики и права, поэтому и предприятие всегда имеет экономическую и юридическую формы. Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм предприятий [5].

Следует подчеркнуть, что наиболее предпочтительной формой хозяйствования в условиях рыночных отношений является акционерная. Она имеет ряд таких преимуществ как централизация капитала акционеров, слияние личных и коллективных интересов трудящихся, участие каждого работника в управлении делами предприятия, возможность получения акционерами дополнительных материальных стимулов, и др.

Не следует забывать и о роли малого предпринимательства. Малые предприятия, как предпринимательские структуры, зависимые от рынка, нуждаются в разносторонней поддержке. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики. Развивается конкурентная сфера, идёт насыщение рынка товарами и услугами, а также создаются дополнительные рабочие места [4].

Главной проблемой совершенствования системы собственности является формирование таких форм реализации прав собственности, которые бы отвечали не только принципам социальной справедливости, но и в то же время максимально способствовали развитию экономики.

Государство регулирует функционирование организационно-правовых форм с помощью финансовых программ и государственных капиталовложений, а также проводя антимонопольную политику, приостанавливая чрезмерную концентрацию производства [6].

Россия — достаточно сильное, обеспеченное практически всеми ресурсами государство. Благодаря высокой ресурсообеспеченности, а также техническим возможностям, страна способна развиваться со значительными темпами.

Переход России к рынку — очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти долгий путь определения своих приоритетов на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а именно спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда [9].

Представляя свои новые разработки на рынке, спрос на продукцию России увеличивается. Государство не стоит на месте. Постоянно, благодаря ученым, происходят те или иные открытия в различных областях. Все это делает Россию белее конкурентоспособной державой.

Пройдет еще немало лет до того, как появятся результаты реформ Российской экономики. Для этого все россияне должны осознать всю сложность нынешней ситуации и приложить все усилия, чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, в интересах каждого из нас, а не для узких структур.

Ведь переход к рынку является показателем демократизации России. Это предоставляет свободу экономической деятельности каждому человеку.

Главным условием эффективного функционирования современной рыночной экономики является многообразие форм собственности на факторы производства.

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде [10].

Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия.

В России предпринимательство возникло и стало широко распространяться в XVII—XVIII вв. Наибольшее развитие оно получило в годы правления Петра I. В 90-е годы XIX в. в России предпринимательство становится массовым явлением.

Развитие предпринимательства в России имеет огромное значение для страны. Причины возникновения предпринимательства в России могут быть самыми разнообразными. Изначально предпринимательство проявлялось в торговой форме, в виде различных промыслов.

Время не стояло на месте. Благодаря реформам осуществлялись преобразования практически во всех сферах жизнедеятельности. Процессы, происходящие долгое время в стране, не могли не затронуть и предпринимательство. Оно также получило соответствующие изменения. Предпринимательство стало развиваться, в дальнейшем классифицируется как малое, среднее и крупное [11].

Различные виды предпринимательства способны адаптироваться к изменяющимся условиям, при всем этом удовлетворяя практически все потребности живущего в стране населения. Предпринимательство обладает широким спектром услуг.

В условиях постиндустриального развития предпринимательство сильнее охватывает сферу финансов и научной деятельности. Это способствует реализации инновационной функции, которая ориентирована на дальнейшую перспективу, а также стратегические решения. Важнейшей задачей предпринимательства становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовать непосредственно свои условия хозяйствования. Также необходимо оценивать перспективы общественного развития. Следовательно, трансформируется цель предпринимательской деятельности. Главным считается максимизация прибыли, обеспечение финансовой устойчивости предпринимательской организации. Таким образом, по мере эволюции предпринимательства изменяется как экономическая, так и социальная значимость, появляются различные его идеи (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Идеи предпринимательства

 

Учитывая экономические и социальные факторы, важным моментом современного предпринимательства являются условия предпринимательства, которые позволяют осуществлять эффективную экономическую деятельность.

Со временем предприниматели стали замечать, что иногда эффективность развития бизнеса снижается. Для этого приходится, каким бы то ни было образом, «оживить свой бизнес», сделать его более конкурентоспособным на современном рынке.

Виной всему были трудности, которые возникали перед предпринимательством. А ведь проблемы были самые разнообразные, и для решения каждой из которых необходим свой подход [13].

Основными проблемами в развитии предпринимательства, на мой взгляд, являются: отсутствие финансово-кредитных механизмов обеспечения развития малого предпринимательства; пробелы в действующем налоговом законодательстве; недостаток ресурсов, особенно финансовых; доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования. Конечно, существуют и другие проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, но они не так заметно влияют на предпринимательство [12].

Государство всеми имеющимися способами пытается поддержать предпринимательство, но то в свою очередь все равно продолжает сталкиваться с различными трудностями.

 

Литература:

 

1.             Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) [Текст] // Российская газета. 1994.- № 238–239.

2.             Войтов, А. Г. История экономических учений [Текст]: краткий курс / А. Г. Войтов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Дашков и К, 2009. — 200 с.

3.             Куликов Л. М. Основы экономической теории [Текст]: учеб. пособие.-2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 400с.

4.             Океанова З. К. Экономическая теория [Текст]: учебник. 2-е изд., переработ. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2005. С. 634.

5.             Толмачева, Р. П. Экономическая история [Текст]: Учебник / Р. П. Толмачева. — 5- е изд., перераб. и доп. — М: Дашков и К, 2009. — 456с.

6.             Шестаков А. В. Предпринимательская деятельность [Текст]: — М. Дашков и Ко, 2000

7.             Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности [Текст]: экономика предприятия. — М., 1996 — c. 208.

8.             Носова, С. С. Экономическая теория [Текст]: Учебник / С. С. Носова. — 3-е изд., стер. — М: КНОРУС, 2010. — 798с.

9.             Черкасов Г. И.: Общая теория собственности [Текст] — М.: Юнити-Дана, 2003. — 263 с.

10.         Черкасов Г. И. Общая теория собственности [Текст]: 3-е изд., дораб. М.: ЗАО Изд. «Экономика», 2009. 408 с.

11.         Экономика [Текст]: учебник.3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра наук проф. А.С Булатова. — М.: Юристь, 2001–896с.

12.         Экономическая теория. Основы предпринимательской деятельности [Текст]: Учеб.пособ. /Под ред. А. М. Власовой. — М., 2000. — с.176.

13.         Экономическая теория: учеб. / В. И. Антипина, И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова [и др.]; под ред. И. П. Николаевой [Текст]: 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — 576 с.

14.         Экономическая теория [Текст]: учебник / под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. — М.: Юрайт-Издат, 2010. — 557с.

15.         Экономическая теория [Текст]: учебник / И. П. Николаева. — М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2012. — 328 с.

16.         Экономическая теория [Текст]: Учебник. — М., Ростов н/Д: МарТ, 2009. — 528с.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, предпринимательство, многообразие форм собственности, малое предпринимательство, предпринимательская деятельность, предприятие, развитие предпринимательства.

Похожие статьи

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики

Социально-экономические закономерности функционирования и развития малого бизнеса в условиях конкурентной экономики

Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Оценка корпоративной культуры и ее влияние на деятельность предприятий

Экономические интересы субъектов хозяйствования в условиях межфирменной кооперации

Система налогообложения как фактор развития малого предпринимательства

Историко-географические особенности формирования транснационального бизнеса

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Похожие статьи

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики

Социально-экономические закономерности функционирования и развития малого бизнеса в условиях конкурентной экономики

Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Оценка корпоративной культуры и ее влияние на деятельность предприятий

Экономические интересы субъектов хозяйствования в условиях межфирменной кооперации

Система налогообложения как фактор развития малого предпринимательства

Историко-географические особенности формирования транснационального бизнеса

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации