В любом исполнительском коллективе, в том числе и в детском хоре, репертуар играет первостепенную роль. Эта феноменальная функция репертуара подчеркивается авторами многих источников специальной литературы. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская определяют его как «…основополагающий фактор музыкального воспитания». «Репертуар — лицо хора, его визитная карточка. Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях» [3, с.117].
Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды, повышает ответственность перед всем коллективом. Характеризуя сущность хорового искусства как истинно массового, коллективного, А. В. Свешников сказал: «Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней, украшает, обогащает ее» [2, с.9]. Осуществление этого высокого призвания хорового искусства возможно только через разнообразный и высокохудожественный репертуар. В него могут быть включены самые разнообразные произведения, выполняющие ведущие цели и задачи музыкально-эстетического воспитания. Это могут быть песни с сопровождением и без сопровождения, с солистом и без солиста, одноголосные и многоголосные. В репертуаре хора должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка. Каждое из этих сочинений, раскрывая свои характерные черты, значительно обогатит духовный мир хористов, расширит их музыкальный кругозор.
Репертуар — это стержень, содержание работы коллектива, главная черта, определяющая его творческий облик. Вся профессиональная деятельность хормейстера связана с детскими хоровыми коллективами и поэтому я всегда ощущаю себя не только музыкантом, но и педагогом. Задачи воспитания, формирования личностных качеств своих хористов мне всегда представлялись необходимыми.
В современных условиях быстро меняющихся идеалов молодежи в условиях неоправданного копирования традиций, зачастую противоречащих нашей культуре, калечащих и без того не сформированный духовный мир ребенка; только настоящее хоровое искусство способно научить пониманию чарующего, волшебного языка музыки, услышав который однажды, уже не можешь оторваться. Только настоящее искусство поможет научить ребенка отличать чистоту и самобытность вокальных циклов Шуберта от ничего не выражающих эстрадных песенок с низко интеллектуальными текстами и мелодией, состоящей из трех аккордов, повторяющихся в течение пятнадцати минут. Только настоящее искусство способно заставить душу трудиться и пробудить все лучшие черты в маленьком человеке.
Анализируя и перечитывая текст хоровой партитуры, всегда представляешь себе, что нового откроют для себя ее исполнители, какие убеждения окрепнут в их сознании; что из всего многообразия мыслей и чувств унесут они в свою долгую жизнь. Наиболее ценны и интересны те произведения, которые поднимают серьезные нравственные проблемы, тесно связанные с формированием личностных качеств человека. Такие произведения, на темы которых можно дискутировать, домысливать что-либо; исполняя которые, можно прославлять или обличать, радоваться, смеяться или страдать, но которые всегда, в конечном итоге, утверждают добро, подвиг, душевную красоту, стремление к нравственному совершенству.
Сверхзадачей, основной целью работы хормейстера, осуществляемой при помощи грамотно подобранного репертуара, должно являться приобщение ребенка к миру искусства в широком смысле.
Задачи:
-
Дидактическая (воспитательная):
- Развитие и укрепление музыкального вкуса и способности отличать Настоящее, Истинное от незатейливой «подделки».
- Умение черпать живительную силу культурного наследия разных этносов и народностей, накопленную веками и передаваемую, что называется, «из уст в уста».
-
Педагогическая (обучающая):
- Умение петь по нотам
- Пение чистого унисона
- Многоголосное пение
- Пение a'cappella
- Пение классических произведений, духовной западной и русской музыки
Одна из наиболее часто встречающихся ошибок в формировании репертуара заключается в нарушении принципа доступности репертуара. Эту ошибку не следует путать с теми случаями, когда хормейстер сознательно берет в репертуар хора произведения, ставящие перед ним определенные новые трудности, преодолевая которые хор, тем самым, завоевывает новые исполнительские высоты. Хормейстер должен уметь объективно и верно оценить возможности хорового коллектива.
Опытные хоровики, работающие с детьми, в отдельных случаях применяют в работе также и следующий прием. Они предлагают ученикам в качестве своеобразного упражнения произведение, сложное по своим интонационным (но не тесситурным!) особенностям. Так, в одной из московских школ руководитель не слишком продвинутого хора начал разучивание произведения Д. Палестрины «Вечерняя песня». После того как оно было разучено вчерне, хормейстер предложил оставить его «до лучших времен», когда коллектив сумеет продолжить работу над ним на новом уровне владения вокально-хоровыми навыками. Время от времени хор по партиям повторял «Вечернюю песню». По прошествии полутора лет коллектив вновь вернулся к полюбившемуся произведению и после повторного разучивания успешно исполнил его в концерте.
Что дает в педагогическом отношении такое «ступенчатое разучивание»? Одним из положительных свойств предлагаемого метода является неторопливость и основательность самого процесса разучивания, когда интонационные и прочие трудности усваиваются учащимися без поспешности и напряжения. Вторая особенность метода — формирование у учащихся твердого представления о своих исполнительских возможностях. Не следует петь на открытых показах произведение, которое еще недостаточно закрепилось в сознании, не доработано вокально. В то же время эскизное знакомство с таким произведением способствует повышению интереса участников хора к высоким ценностям хоровой литературы, создает своеобразную заманчивую перспективу будущего исполнителя. Участники хора, вдохновленные действительной, а не выдуманной трудностью, используют в работе по разучиванию такого сочинения весь свой энтузиазм.
Известно также, что произведение, на которое затрачено много сил и энергии, становится дороже и ближе юным участникам хора. В приведенном примере «Вечерняя песня» Палестрины стала одной из самих популярных в упомянутом нами московском школьном хоре. Это произведение учащиеся всегда пели с особым вдохновением и подъемом.
Главной трудностью в применении рекомендуемого метода является подбор такого произведения, разучивание которого «впрок» не надоело бы учащимся, не вызвало у них «пресыщения». Искать такие произведения надо в сфере классической музыки, в сборниках произведений, составленных из репертуара лучших детских хоров.
Формируя репертуар на основе всех этих принципов, нужно брать более простые произведения, доступные для широкого и мало подготовленного слушателя, но всегда обязательно высокого качества и хорошего вкуса, которые, не нарушая общего стиля, вносили бы в концерт разнообразие.
Полноценными и эффективными по своей воспитательной роли можно считать также программы, в которых представлены пять групп стилистических пластов репертуара в широком понимании слова:
— духовные сочинения различных конфессий;
— светские сочинения зарубежных композиторов-классиков;
— светские сочинения композиторов русской классической школы;
— народные песни разных стран;
— произведения современных композиторов — русских и зарубежных.
С целью развития у участников школьного хора разносторонности музыкальных интересов, желательно включать в репертуарный план произведения, сочиненные композиторами разных народов Российской Федерации и образцы музыкального творчества зарубежных авторов, создававших произведения, близкие к народной основе (З.Кодай, Б.Бриттен, К.Орф и др.) [1, с.42].
И, наконец, есть еще одно обязательное, на мой взгляд, условие, которое определяет планирование и подбор репертуара — не использовать в работе с детьми произведения, которые могут вызвать очень сильное эмоционально-психологическое потрясение ребенка; произведения, содержащие сцены насилия (р.н.п. «Варяг»: «… В предсмертных мученьях трепещут тела…») и имеющие эротический подтекст («Сомнение» на стихи Н. Кукольника муз. М. Глинки «…Мы снова обнимем друг друга и страстно, и жарко с устами сольются уста…») да и просто не брать произведения, предназначенные для взрослого исполнителя.
И напоследок хочется добавить, что чем шире и разнообразнее репертуар, тем значительнее и интереснее вся работа в хоре.
Литература:
- Овчинникова Т. Об отборе репертуара для работы с хоровыми коллективами школьников // Работа с детским хором / Под ред. В. Г. Соколова М., 1981
- Свешников А. В. Хоровое пение — искусство истинно народное. М., 1962.
- Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., 1990.
- http://fullref.ru/job_bf022d0c75a65beb52876dc719486ea8.html
- http://www.zvintsov.ru/zvintsov/podbor-repertuara