Библиографическое описание:

Мельникова Н. В. Математическое образование в ДОУ // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 2-4.



 

Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества. Динамичная технологизация и всеобъемлющая информатизация – процессы, требующие от образования в целом и дошкольного образования в частности новых подходов к определению образовательной парадигмы.

Педагогический коллектив МДОУ «Улыбка» поставил целью своей деятельности решение частной проблемы в сфере интеллектуального развития своих воспитанников – юных жителей посёлка городского типа Харп в Ямало-Ненецком автономном округе. Актуальность интеллектуального развития определяется современным заказом общества для дошкольной организации, который всё больше касается требований не к конкретным знаниям, а к развитию ключевых компетенций дошкольника. Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Образование периода дошкольного детства является начальным звеном непрерывного образования и направлено на обеспечение условий для самореализации ребенка и его социализации. И ответственность за это берёт на себя каждый отдельно взятый педагогический коллектив.

Среди образовательных организаций посёлка Харп выстраивается чёткая линия преемственности в развитии интеллектуального потенциала детей поселения:

  • МДОУ «Улыбка» – закладывает начала проектно-исследовательской деятельности дошкольника, что способствует развитию активной и ищущей личности;
  • начальная школа – продолжает линию развития, позиционируя каждый свой кабинет как «центр науки», тем самым позволяя реализовывать индивидуально-личностный подход к каждому обучающемуся исходя из реальных интересов ребёнка;
  • средняя школа – концентрирует интеллектуальный потенциал в школьных научных сообществах, где подросток имеет возможность тесного общения с наукой и единомышленниками и может претендовать на реализацию собственного исследовательского интереса.

Одним из направлений формирования интеллектуального потенциала детей в нашей дошкольной организации стало логико-математическое развитие дошкольников. Проблемы математического образования в России названы в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Этим же документом обозначены задачи развития математического образования в РФ. Для системы дошкольного образования определено приоритетное направление реализации Концепции: создание условий для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни (прежде всего это предметно-пространственная и информационная среда, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка).

В процессе поиска путей решения поставленной перед собой проблемы мы пришли к осмыслению таких ключевых понятий как «математическая культура ребёнка дошкольного возраста» и «формирование математической культуры ребёнка дошкольного возраста» [1].

Математическая культура дошкольника – это личностное интегративное качество, представляющее собой соответствующий особенностям детского возраста результат взаимодействия компонентов, которые характеризуются соответствующим возрасту уровнем cформированности ценностного отношения к получаемым математическим знаниям (ценностно-оценочный компонент), задаваемого обществом объёма математических знаний и умений, необходимых для успешной адаптации ребёнка к процессам социальной коммуникации (когнитивный компонент), развития способности к рефлексии процесса (рефлексивно-оценочный компонент), практического применения в самостоятельной деятельности математических знаний и умений (действенно-практический компонент).

Формирование математической культуры ребёнка происходит в ходе его математического образования и является систематическим и целенаправленным процессом.

Планомерная работа позволяет педагогическому коллективу учреждения достичь следующих целей:

  • Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через освоение логико-математических представлений и способов познания.
  • Овладение дошкольниками умением применять полученные знания и умения в самостоятельной практической деятельности, в конструировании и техническом творчестве, в работе с компьютерной техникой.
  • Формирование и развитие рефлексивных умений по отношению к себе и собственным результатам познавательно-исследовательской деятельности.
  • Воспитание у детей ценностного отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.

В содержании мы чётко выделяем алгоритмическую линию, которая ясно просматривается на деле: в ходе режимных моментов, игр, образовательных ситуаций возникает практическая деятельность, которая тесно связна с процессом построения алгоритма. Именно так формируется представление о взаимосвязанных и последовательных операциях и возникает необходимость использовать алгоритмы в самостоятельной деятельности.

Образовательный процесс основан на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми. Мы используем такие традиционные организационные формы, как занятия по математическому развитию, в том числе и по обучению дошкольников компьютерной грамотности. Кроме этого практикуем экспериментально-исследовательскую деятельность, моделирование, экскурсии, наблюдения, ознакомление к детской художественной литературой, конструирование и техническое творчество. Фундаментом для всех форм организации детской деятельности, конечно, служит игра. Органично привлечь к образовательному процессу родителей воспитанников позволяет проектная деятельность.

При выборе методов взаимодействия взрослого и детей мы опираемся на следующие классификации:

  1.                По источнику приобретения знаний (словесный, наглядный, практический);
  2.                По способу приобретения знаний (объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемно-ситуативный, исследовательский, репродуктивный);
  3.                По характеру движения мысли от незнания к знанию (дедуктивный, индуктивный, традуктивный).

Одним из условий математического развития дошкольников в образовательной организации является создание предметно-пространственной и информационной среды.

Предметно-пространственная среда как условие и возможность развития, воспитания и социализации дошкольников является структурным компонентом образовательной среды наряду с комплексом образовательных технологий и межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса. [2]

При создании и развитии образовательной среды в нашем учреждении мы руководствуемся следующими принципами, которые помогают не только формировать личность и развивать способности дошкольников, но и обеспечивают психологическую защищённость ребёнка:

- информативность, подразумевающая широкую тематику материалов и оборудования, а также активность дошкольников при взаимодействии с имеющимся предметным окружением;

- вариативность, которая позволит раскрыть содержание воспитания, культурные и художественные традиции и так далее;

- полифункциональность, обеспечивающая все составляющие воспитательного и образовательного процессов и дающая возможность использовать элементы предметно-развивающей среды в различных комбинациях;

- интегративность образовательных областей, позволяющая использовать материалы и оборудование одной образовательной области при освоении других предметных областей;

- педагогическая целесообразность, обеспечивающая необходимое и достаточное наполнение образовательной среды;

- трансформируемость, благодаря которой появляется возможность изменить образовательную среду таким образом, чтобы в полной мере использовать ту или иную функцию образовательного пространства;

- динамичность и стабильность образовательной среды, в которой сочетаются привычные и неординарные элементы;

- разделение образовательной среды на зоны, облегчающее трансформацию оборудования и обеспечивающее полифункциональность его использования.

Образовательная среда ДОУ является совокупностью образовательных пространств. Любое образовательное пространство – это комплекс специально организованных средовых условий (люди, окружающая культурная среда и разнообразие форм детской деятельности), которые позволяют ребёнкудвигаться по своей собственной траектории развития. Каждое образовательное пространство имеет такие свойства, как

- открытость и насыщенностьпространства предлагают дошкольникам широкие возможности для выбора и варианты развития сценариев собственной деятельности;

- безопасность пространства в данном случае подразумевает наличие определённых рамок и правил (например, поведения, общения, безопасности др.).

С целью создания условий для логико-математического развития наших воспитанников в детском саду организован интеллект-центр «Совёнок», который включает в себя:

  1.        Студию математического моделирования.
  2.        Мобильный компьютерный класс.
  3.        LEGO-центр.
  4.        Клуб юных шахматистов.

Предметное содержание интеллект-центра «Совёнок» представлено играми, игровым материалом, познавательными книгами математического содержания и рабочими тетрадями. В распоряжении детей находятся логические блоки Дьенеша, счётные палочки Кюизенера, развивающие игры Воскобовича, игры и головоломки Б.П. Никитина, шашки, шахматы, настольно-печатные игры, LEGO-конструктор, персональные компьютеры, а также разнообразный игровой материал: кубики, шары, счётные палочки, мелкий счётный материал, пирамидки, вкладыши, матрёшки и т. д.

Кроме этого интеллект-центр имеет возможность для организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников в области математики и традиционных занятий по развитию математических знаний.

Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления и систематического целенаправленного математического образования дошкольников. В процессе математического образования осуществляется математическое развитие ребёнка, развитие математического стиля мышления, что обеспечивает успешное усвоение ребёнком математического содержания в детском саду и школе, способствует его умственному и личностному развитию.

Содержание предлагаемых материалов – это опыт работы педагогов МДОУ «Улыбка» в области математического образования дошкольников. Материалы могут применяться педагогами дошкольных учреждений как для подготовки занятий по математике, так и для организации игровой, исследовательской, самостоятельной деятельности детей, будут содействовать улучшению качества математического развития детей дошкольного возраста.

 

Литература:

  1. С.А. Новосёлов, Л.В. Воронина. «Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства». Ж. «Педагогическое образование», №3, 2009г.
  2. В.А. Ясвин. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Основные термины (генерируются автоматически): математического образования, образовательной среды, математического образования дошкольников, развития математического образования, математического развития дошкольников, развитие дошкольников, самостоятельной деятельности, ребёнка дошкольного возраста», детей дошкольного возраста, Похожая статья, дошкольного образования, математического содержания, Концепции развития математического, Проблемы математического образования, задачи развития математического, математических знаний, детском саду, математического развития детей, экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников, целенаправленного математического образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос