При рассмотрении вопроса о возможности использования парантетических конструкций в художественных текстах необходимо остановиться на существовании разницы вставок и видов ввода в речь.
На наш взгляд, существование такой разницы связано с различием семантико-функционального значения, то есть, несмотря на единое мнение по этому вопросу, вставные конструкции выражают мнение говорящего, а вводные конструкции передают дополнительную информацию.
Как отмечает Патроева Н. В.: «Вводные сочетания слов в процессе многократного использования в различных функциональных сферах литературного языка постепенно превращались в воспроизводимые в готовом виде клише, устойчивые по составу синтагмы» [1]
Точно также и вводные конструкции и закрепившиеся за ними значения вошли в узбекскую речь как клише. По нашим данным, такие вводные слова как
эҳтимол, чамаси, шекилли, дарҳақиқат, албатта, демак, хуллас, қисқаси, менимча, эсиз, бахтимизга, айтгандай, ўйлайманки, аниқки, биринчидан, қолаверса, шундай қилиб, бунинг устига, менинг назаримда, унинг айтишича, ростини айтсам, менга қолса, гап шундаки, мен сизга айтсам
имеют субъективно-оценочные функции, оценивающие достоверность ситуации путем ссылки на «чужую» точку зрения.
Говорящий не задумывается над образованием новых вводных конструкций, а они существуют уже как устойчивые конструкции.
Напротив, на наш взгляд, вставные конструкции не имеют таких свойств.
По меньшей мере, говорящий не выражает мысли на основе готовых клише, так как не бывает готовых вставок.(Их можно разделить в зависимости от функционально-семантических свойств в качестве экспрессивно-оценочных вставок на три основные группы)
Использование вводных конструкций зависит от цели автора и от специфики высказывания. Научные исследования в области русской художественной литературы показывают, что вводные конструкции (парантезы) превратились в важнейшее средство выражения различной степени достоверности сообщения (уверенность, неуверенность, возможность, предположение и т. п.)
Мы считаем, что при оценке видения автора использование им вводных конструкций имеет большее значение чем значение вставок(включений).
Конечно, важное художественно-эстетическое значение может иметь иногда использование вставок в художественном тексте. Так, если вставка повторно используется в речи говорящего, то она приобретает своеобразный поэтический оттенок или служит, чтобы подчёркнуть то или иное состояние героя и на основе этого можно судить о мастерстве писателя.
В языкознании существует мнение о том, что вставки выражают субъективное мнение, а вводные конструкции не имеют такого свойства, они выражают только объективное состояние. Но, по нашему мнению, внесения тоже могут по своему выражать субъективное значение, то есть дать даже более экспрессивную оценку.
Парантетические конструкции осложняют семаническую и художественную структуру текста.
Они характеризуются тем, что вносят в текст большое содержание.
Это объясняется тем, события описываемые в художественном тексте, проходят через призму автора, описывая события непосредственно выражает своё отношение. Но он выражает свои мысли, используя намеренно художественные средства воздействия. Таким образом, возрастает потребность в использовании парантетических конструкций.Являясь самостоятельным интонационно, графически и синтаксически, точнее говоря, выделяясь в тексте от главного предложения, парантетические конструкции обогащают текст или предложение необходимой информацией, вносят в неопределённые места ясность, объясняют, напоминают и выражают переживания. При этом художественный текст благодоря парантезам приобретает лирические оттенки.
Необходимо подчеркнуть, что использование парантез в художественных текстах непосредственно усиливает их лирическое влияние, так как такие вводные структуры привлекают особое внимание читателя.
Это можно явно увидеть в анализируемых художественных текстах: У ёғини сўрасангиз (одам айтишгаям уялади),...мендек “замонавий” ташкилотчи йигит ёшим ўттиздан ошиб бирорта қизнинг қўлидан ушламабман(О. Хошимов. Роман “Между двумя дверями”)
Творческие писатели часто используют повторяющиеся парантезы.
При этом одна и таже мысль повторяется дважды, мысль ыказанная в основном предложении повторяется в парантетической конструкции.
Из вышесказанного необходимо подчеркнуть, что вводные типы парантетических конструкций являются лингвопоэтическим средством художественного текста.
Литература:
- Патроева Н. В. Вводные конструкции в лирическом тексте. 2013
- Шишкина И. С. Парантетические конструкции в художественном и публицистическом тексте: структура, семантика, прагматика. 2012