«Игра в радость». Мастерская жизненных ориентаций по произведению Э. Портер «Поллианна» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 2792 раза

Библиографическое описание:

Мошкина, Л. В. «Игра в радость». Мастерская жизненных ориентаций по произведению Э. Портер «Поллианна» / Л. В. Мошкина, Е. О. Галицких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23168/ (дата обращения: 24.11.2024).



)

 

Детство, отрочество, юность – важнейшие отрезки времени жизни человека, выстраивающего свой духовно-нравственный мир, приобретающего социальный опыт. Социально-педагогическим потенциалом, наряду с древнерусской, классической литературой, обладает и современная литература для детей и подростков.

Сегодня педагоги и психологи с грустью отмечают, что подростки мало и поверхностно читают. Г.С. Абрамова причины видит в отсутствии умения у них читать свою душу, в оглушенности их сознания, в неспособности подростков сосредоточиться на собственном Я.[1, 516] Услышать себя, понять другого, ценить нравственные жизненные нормы помогает современная художественная литература: «Когда отдыхают ангелы», «Мохнатый ребенок» (М. Аромштам), «Время всегда хорошее» (А. Жвалевский, Е. Пастернак), «Босиком по небу» (В. Крупин), «Мальчик, которому не больно» (А. Лиханов), «Вафельное сердце» (М. Парр), «Собака Пес» (Д. Пеннак) и др.

Ценности жизни во всех ее проявлениях учит удивительная девочка-сирота Поллианна в одноименном романе американской писательницы Э. Портер, знакомя нас со своей игрой в радость. Написано оно в 1913 году, но в России читатели увидели ее не так давно, поэтому мы рассматриваем его среди произведений современной детской литературы на занятиях курса «Читающее детство». Философия радости помогает современным подросткам разобраться в значимости вещей, событий, явлений, отличать мнимое от действительного. Представим разработку мастерской жизненных ориентаций для учащихся 5-х классов «Игра в радость!» по данному произведению.

Цели: познакомить учащихся с новым писателем, его произведением; формировать умения работать с текстом, развивать ассоциативное мышление, духовно-нравственные ценности – «жизнь ради других», «доброта», «милосердие», философию оптимизма; воспитывать творческого читателя, художественный вкус учащихся, интерес к чтению.

Учащиеся разделились на 4 группы. На каждую группу выдан творческий лист (в центре – наклеена героиня Поллианна, см.ниже), текст произведения. В начале и в конце урока звучит песня на слова Ю. Энтина «Дорогою добра».

Ход занятия

  1.                Этап индукции.

Учитель: Ребята, моя задача сегодня увлечь вас новой книгой. Занятие наше называется «Игра в радость!» Нравится название? Любите ли вы играть? В какие игры? С кем вы больше любите играть?

Учащиеся делятся любимыми играми, рассказывают, с кем они любят играть.

Учитель: А теперь поиграем: если ситуация, которую я называю, вызывает у вас радость, положительные эмоции, то вы хлопаете, если отрицательные – показываете пальцем вниз:

 Вы мечтали о сотовом телефоне последних разработок, самом современном, а вам подарили маленький блокнотик.

 Вас пригласил лучший друг на день рождения.

 Завтра каникулы!

 Лето вы мечтали провести с родителями на море, но заболели и пришлось остаться дома.

 На улице вы встретили одинокого незнакомца, решили с ним заговорить, познакомиться, а он грубо попросил вас оставить его в покое.

Учащиеся осмысливают каждую ситуацию, откликаясь на нее.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а можно ли найти что-то положительное в ситуациях, которые вам не понравились? Или вы расстроитесь и обидитесь сильно-сильно?

Учащиеся пытаются найти и положительные моменты в том, что они не поедут на море, что подарили блокнотик, а не телефон и т.д.

  1.                Этап социализации.

Учитель: Героиня произведения, с которой мы сегодня познакомимся, Поллианна – девочка-сирота, ее взяла на воспитание родная тетя Полли, учит нас смотреть на жизнь светло и радостно. Для этого она придумала игру в радость.

Каждый из вас на общем групповом листочке нарисуйте то, что для вас радость. Обсудите и прокомментируйте в группе. Проанализируйте, сделайте общий вывод. Например, для меня радость, когда на улице светит солнышко. Афиширование результатов

  1.                Этап работы над словом.

Учитель: Вот какое определение радости дает С.И. Ожегов: Радость – веселое чувство, душевное удовлетворение.

  1.                Этап деконструкции.

Вернемся к нашей игре. Еще одна ситуация: Вы не сделали домашнее задание, за которое должны поставить оценку в журнал. Но неожиданно для вас урок снимают из-за болезни учителя. Учащиеся осмысливают и реагируют на ситуацию. Учитель: Можно ли радоваться в такой ситуации? Почему? Когда радость настоящая? Когда она искренняя, теплая, не основана на злобе и ненависти, не за счет боли и несчастий других. Какую пословицу можем вспомнить? На чужом несчастии счастья не построишь.

  1.                Этап работы с отрывком из художественного фильма, знакомства с писательницей.

Учитель: Именно в такую радость – искреннюю и теплую играла Поллианна. А с правилами этой игры мы сейчас познакомимся. Показывается отрывок из художественного фильма (эпизод, когда Поллианна объясняет, как она впервые стала играть в такую игру и в чем ее суть) Понятны вам правила? Необычная игра, правда? Трудно в нее играть? Учащиеся высказывают мнения после просмотра отрывка из фильма.

Учитель: Написала это произведение американская писательница Элинор Портер. Давайте прочитаем ее слова: «Я никогда не считала, будто нам следует отрицать существование трудностей, страданий и зла. Я только думала, что гораздо лучше приветствовать неизвестное бодро и радостно». Какова основная мысль произведения, исходя из ее фразы? Учащиеся определяют основную мысль произведения.

  1.                Этап знакомства с историей появления произведения.

Учитель: Написано произведение в далеком 1913 году в г. Литлтоне. В России книга появилась в 90-е годы XX века. Она была настолько популярна, что в Америке в честь героини называли магазины, различную продукцию, а книга издавалась несколько десятков раз. В настоящее время различные писатели пишут продолжение данной истории.

  1.                Этап групповой и межгрупповой социализации.

Учитель: Своей игрой Поллианна увлекла весь городок, где жила. Но игра эта была настоящей: она увлекала ею тех, кто страдал по какой-то причине, чувствовал себя несчастным человеком, был безрадостным, одиноким и безразличным ко всему в силу каких-то обстоятельств. Когда человек может таким стать? (какие-то проблемы, горе) Только ли игра это была? Нет, это была помощь и поддержка. Но однажды с ней самой случается беда – она попадает под машину, после чего становится прикованной к постели. И к ней приходят теперь те, кому она помогла поверить в жизнь. Мы с тетей Полли узнаем различные истории жизни людей, которым помогла Поллианна.

У каждой группы будет своя история, разные люди, но в центре нашего внимания главная героиня. Вам выдан текст произведения, прочитайте и выполните задание. Кому конкретно и как помогла Поллианна? Каково их отношение к ней? Обсудите в группе. Напишите, поставив стрелочки от центра листа, где приклеена героиня, ее главные душевные качества, которые проявляются в том или ином эпизоде. Учащиеся: 1-я группа – Милли Сноу рассказывает о маме, которая всем была недовольна, не вставала с постели, не открывала шторы в комнате. После знакомства с Поллианной она интересуется всем и даже начала вязать, краски жизни ворвались в ее комнату и жизнь. Поллианна – добрая, чуткая, внимательная, небезразличная. 2-я группа – Миссис Пейсон рассказывает о трудных семейных отношениях, о том, что с мужем они хотели развестись. Но стали вспоминать Поллианну, как она заходила к ним, сидела на пороге, играла с ребятишками, смеялась и просто радовалась. Сейчас она хочет порадовать Поллианну в трудную минуту тем, что они решили остаться вместе. Поллианна – оптимистичная, веселая, понимающая и слышащая других. 3-я группа – Ненси рассказывает о том, как Поллианна заставила радоваться понедельникам, которые служанка терпеть не могла, радоваться своему имени, которым нарекли родители. Поллианна – находчивая, умная. 4-я группа – Миссис Бентон – «самая печальная женщина в городке», вдова, носила всегда черную одежду. Сейчас она просит передать Поллианне, что она заставила ее все-таки носить цветное, показав голубой бантик на шее. Поллианна – возвращающая к жизни других. Слушают друг друга, записывают душевные качества, выделенные каждой группой.

  1.                Этап реконструкции.

Учитель: (выдает листок «Уроки Поллианны», на котором выписаны слова героини, которые она произносит на протяжении всего произведения, в которых отражена ее философия жизни). Выберите любые 2 цитаты, объясните почему. Какие еще грани души Поллианны раскрываются в данных словах? Продолжите стрелочками записывать.

Уроки Поллианны

Для меня жить - это делать то, что хочется: играть во дворе, читать (для себя самой, конечно), взбираться на холмы, разговаривать в саду с мистером Томом и Ненси, разузнавать все о домах, о людях и обо всем везде, на всех этих чудесных улицах, по которым я вчера проезжала. Вот, что я называю жизнью. А просто дышать – это еще не жизнь!

Так жаль, что мы не можем жить и ночью!

Ходить в школу – это все-таки жизнь!

Я люблю людей…Я люблю особенных людей.

Приходится обходиться подешевле, если ты бедный. И мы обычно говорили друг другу, как мы рады, что любим бобы…,когда смотрели на жареную индейку.

Чем труднее, тем веселее придумывать положительное.

Я, впрочем, все же предпочла бы, чтобы для них было важнее, как растет Джимми Бин, чем то, как растут суммы в отчете!

Забавно, что собаки и кошки лучше знают людей изнутри, чем другие люди, правда?

…Есть некоторые вещи, которые не подходят под правила игры…и я уверена, что похороны – одна из таких вещей. В них нет ничего такого, чему можно было бы радоваться.

Я хочу, чтобы у Джимми был дом…и семья, которой не все равно…

Я радуюсь тому, что у меня были здоровые ноги…иначе я не смогла бы сделать этого (сделать городок счастливее)

Я даже радуюсь тому, что некоторое время не могла ходить, потому что иначе никогда не узнаешь, какая совершенно замечательная вещь – ноги, такие, которые ходят, разумеется.

  1.                Этап дедукции.

Совместный вывод, который записывается учащимися на творческом листе: Помогать другим – значит выбрать в жизни дорогу добра!

  1.            Этап рефлексии.

Учитель: Закончите предложение: «Я хочу (не хочу) сыграть с Поллианной, потому что…»

- я хочу научиться быть жизнерадостной.

- она очень интересная и какая-то необычная. - это трудно, но весело и жизнерадостно.

- Тебе скучно? У тебя болит живот? Тебя не пускают гулять? Мама не купила новую куклу? Не беда! Посмотри, вон по той стороне улицы бежит забавная конопатая девочка. Её зовут Поллиана. Познакомься с ней и расскажи про свою обиду. Вот увидишь, уже через несколько минут ты будешь бежать по улице вприпрыжку и распевать песни. Почему? А потому что Поллианна научит тебя играть в необычную игру!

11. Домашнее задание.

Домашнее задание (3 и 4 – на выбор): 1. Найдите книгу, прочитайте полностью. 2. Проведите эту игру со своими родными. 3. Придумайте несуществующую игру и проведите на следующем занятии с нами. 4. Напишите письмо Поллианне в больницу.

 

Литература:

  1.                Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов- 4-е изд., стереотип./ М., Изд. Центр «Академия», 1999.-672с.
  2.                Книга в руках учителя и ученика [Текст]: учебно-методическое пособие / Ин-т развития образования Киров. обл., Вят. гос. Гуманитарный ун-т; [авт.-сост.: Е.О. Галицких, Л.В. Мошкина; рец.: Н.Е. Кутейникова, К.С. Лицарева].- Киров: Радуга-ПРЕСС, 2014.-223с.
  3.                Поощряем чтение, формируем информационную грамотность. 100 форм работы по продвижению чтения и не только [Текст]: словарь-справочник для библиотекаря/ сост. В.Б. Антипова, М., Библиомир, 2015.-176с.
  4.                Портер Э. Поллианна [повесть]: М.:АСТ: Астрель, 2011.-303с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, радость, учащийся, учитель, домашнее задание, жизнь, американская писательница, необычная игра, творческий лист, художественный фильм.


Похожие статьи

«Дело было в лесу». Театрализованная сказка, посвященная Дню матери (средняя группа)

Проблема перевода фразеологических единиц (на материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион»)

Традиционный шекспировский сюжет в межкультурном пространстве (А. Мердок «Черный принц», Д. Апдайк «Гертруда и Клавдий»)

Театрализованная игра-путешествие в подготовительной группе «В поисках Царицы Воды» (по мотивам сказки Е. Пермяка «Четыре брата»)

Окказиональные сравнения в прозе О. Славниковой (на материале рассказа «Любовь в седьмом вагоне»)

Передача идиостиля Артура Хейли на русский язык (на материале романов «Детектив» и «Отель»)

Попытка культурологического рассмотрения экзистенциальных идей в пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость»

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин

Глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц» А. Мердок, «Гертруда и Клавдий» Д. Апдайка и «Шум и ярость» У. Фолкнера

Похожие статьи

«Дело было в лесу». Театрализованная сказка, посвященная Дню матери (средняя группа)

Проблема перевода фразеологических единиц (на материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион»)

Традиционный шекспировский сюжет в межкультурном пространстве (А. Мердок «Черный принц», Д. Апдайк «Гертруда и Клавдий»)

Театрализованная игра-путешествие в подготовительной группе «В поисках Царицы Воды» (по мотивам сказки Е. Пермяка «Четыре брата»)

Окказиональные сравнения в прозе О. Славниковой (на материале рассказа «Любовь в седьмом вагоне»)

Передача идиостиля Артура Хейли на русский язык (на материале романов «Детектив» и «Отель»)

Попытка культурологического рассмотрения экзистенциальных идей в пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость»

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин

Глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц» А. Мердок, «Гертруда и Клавдий» Д. Апдайка и «Шум и ярость» У. Фолкнера

Задать вопрос