У мальчиков, занимающихся в секции каратэ, проведено тестирование развития общей и специальной выносливости в учебно-тренировочном процессе.
Ключевые слова: развитие, общая и специальная выносливость, каратэ.
Актуальность исследования. В теории и методике физического воспитания есть множество суждений и мнений о методах и средствах, о характере физических нагрузок, направленных на развитие общей и специальной выносливости [1]. Несмотря на достаточно большое количество специальной методической литературы, разносторонне описывающей процесс развития общей и специальной выносливости у детей в учебно-тренировочном процессе, избранная тема представляет собой огромное поле для научно-исследовательской работы. В настоящее время сложилось явное противоречие между необходимостью поиска новых эффективных путей развития общей и специальной выносливости, основанных на реализации индивидуального и дифференцированного подходов и недостаточностью исследований, позволяющих их применение в учебно-тренировочном процессе. Развитие общей и специальной выносливости у детей при надлежащем подборе средств и методов физической подготовки обязательно приведет к повышению развивающего эффекта в спорте (каратэ) [6].
Цель:Изучитьразвитие общей и специальной выносливости в учебно-тренировочном процессе у мальчиков 8–12 лет, занимающихся в секции каратэ ДЮСШ «Старт» г.Соликамска.
Материал и метод исследования. Проведено исследование 29 мальчиков, у которых наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, быстрое утомление.
Были подобраны упражнения для развития общей и специальной выносливости, которые юные каратисты выполняли на каждом из занятий.
Исследование проводилось в течение 3 лет с помощью теста, благодаря которому я смог изучить уровень развития общей и специальной выносливости на каждом этапе педагогического эксперимента.
В качестве теста был использован комплекс упражнений:
- Удар задней рукой в мешок или лапу (гяку-цки). Выполняется из боевой стойки. Удары наносятся в течение 10 с. сначала в одной стойке, потом в другой.
- Двух и трех ударные серии ударов («двойка или тройка») руками, выполняются из боевой стойки. Удары наносятся в лапы в течение 20 с. на каждую стойку. Два или три удара считается за один раз.
- Удар задней рукой, затем в продолжении удар передней ногой (маваси-гери) также выполняется из боевой стойки в лапы, по 20 с. на стойку. Одна комбинация (рука + нога) считается за один раз.
- Отжимания. И.П. — упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги составляют единую линию. Отжимания проводятся на кулаках. Засчитывается отжимание, когда учащийся, коснувшись грудью пола, вернулся в И. П. При выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах. Отжимания проводятся в течение 30 с.
- Кувырок выполняется из положения: упор присев, лицом вперед. Тест длится — 30 с. Подсчитывается полное количество проделанных кувырков за данное время.
- «Маваси-гери» — круговые удары передней ногой в мешок. Удары наносят сначала одной ногой в течение 20 с, а потом другой за тоже время. В зачет идет каждая нога отдельно.
- Прыжки на скакалке в течение 1 мин. Засчитывается количество полных оборотов скакалки за данное время.
- Прыжки на скакалке в течение 1 мин (двойной оборот). Засчитывается количество полных прыжков за данное время.
- Излюбленные комбинации «кумитэ», 1 мин
Нормативные требования (табл. 1).
Таблица 1
№ |
Наименование упражнений |
Оценка |
Этапы подготовки |
|||||
Г Н П |
У Т Г |
Г С С |
||||||
до 1г |
св.1г |
до 2 л |
св.2 л |
до 1г |
св.1г |
|||
1 |
Удар задней рукой в мешок (гяку-цуки), 10с/раз |
5 4 3 |
15 и 13–14 10–12 |
19 и 17–18 15–16 |
23 и 21–22 19–20 |
26 и 24–25 22–23 |
30 и 28–29 26–27 |
30 и 28–29 26–27 |
2 |
2-х или 3-х ударная комбинация (двойка или тройка), 20с/раз |
5 4 3 |
20 и 18–19 16–17 |
24 и 22–23 20–21 |
28 и 26–27 24–25 |
32 и 30–31 28–29 |
36 и 34–35 32–33 |
36 и 34–35 32–33 |
3 |
цки + маваси гери, (20с/раз) |
5 4 3 |
|
11 и 9–10 7–8 |
15 и 13–14 11–12 |
19 и 17–18 15–16 |
23 и 21–22 19–20 |
23 и 21–22 19–20 |
4 |
Отжимания, 30с |
5 4 3 |
24 и 22–23 20–21 |
28 и 26–27 24–25 |
32 и 30–31 28–29 |
36 и 34–35 32–33 |
40 и 38–39 36–37 |
40 и 38–39 36–37 |
5 |
Кувырок вперед, 30 с/раз |
5 4 3 |
29 и 27–28 25–26 |
33 и 31–32 29–30 |
37 и 35–36 33–34 |
41 и 39–40 37–38 |
45 и 43–44 41–42 |
45 и 43–44 41–42 |
6 |
Удар передней ногой в мешок (маваси- гери), 20с/раз |
5 4 3
|
19 и 17–18 15–16 |
23 и 21–22 19–20 |
27 и 25–26 23–24 |
31 и 29–30 27–28 |
35 и 33–34 31–32 |
35 и 33–34 31–32 |
7 |
Скакалка, 1мин/раз (одиночные) |
5 4 3 |
150 и 130–149 110–129 |
191 и 171–190 150–170 |
230 и 211–229 192–210 |
266 и 251–265 231–250 |
|
|
8 |
Скакалка, 1мин/раз (двойной оборот) |
5 4 3 |
|
|
|
150 и 139–149 120–138 |
171 и 161–170 150–160 |
то же то же то же |
9 |
Излюбленные комбинации «кумитэ», 1мин |
5 |
В течение всего времени высокая скорость и техника выполнения |
|||||
4 |
Допускается небольшое замедление к концу выполнения, но хорошая техника исполнения, но не более чем на 5 % |
|||||||
3 |
Допускается замедление к концу выполнения и небольшое ухудшение техники, но не более чем на 10 % |
|||||||
[3]
Результаты и их обсуждение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у обследованных мною мальчиков развитие общей и специальной выносливости по нормативным требованиям (табл. 1)несмотря на мышечную напряженность, сниженный тонус, утомление, значительно улучшилось (рис. 1).
Рис. 1. Показатели уровня развития общей и специальной выносливости
Таким образом, развитие общей и специальной выносливости в учебно-тренировочном процессе у мальчиков, занимающихся в секции каратэ, можно изучить с помощью теста, который состоит из комплекса упражнений.
Литература:
1. Астранд П. О. Факторы, обуславливающие выносливость спортсмена / П. О. Астранд // Наука в олимпийском спорте. — 2004. — № 1.-С. 43–47
2. Волков Н. И. Тесты и критерии для оценки выносливости спортсменов: Учеб. пос. для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа / Н. И. Волков. — М: Физкультура и спорт, 2000. — С.112
3. Иванов А. В., КАРАТЭ. Спортивно-техническая и физическая подготовка. Учебно-методическое пособие по развитию физических, технико-тактических и психологических качеств спортсмена единоборца. 2007.- С.68
4. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. — М.: Астрель: ACT, 2003. — С. 863
5. Лях В. И. Выносливость: основа измерения и методика развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 1998. — № 1. — С. 7–14
6. Максачук Е. П. Основы формулирования общей и специальной выносливости у детей и подростков / Е. П. Максачук // XV научно- практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». Материалы конференции. — Коломна: Министерство образования РФ.- 2005. — С. 88.