Проблемы повышения конкурентоспособности малых предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.11.2015

Статья просмотрена: 1276 раз

Библиографическое описание:

Скрябин, О. О. Проблемы повышения конкурентоспособности малых предприятий / О. О. Скрябин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 473-475. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22912/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Основной отличительной особенностью малых форм организации производства является высокая мобильность, обеспечивающая быстрое перемещение трудовых, финансовых и материальных ресурсов в сферы повышенного спроса. В конечном счете, это способствует оптимальной структуре экономики, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса общества. Поэтому сегодня в условиях продолжающегося финансового кризиса для нашей страны именно малый бизнес рассматривается в качестве катализатора экономического развития и антикризисного инструмента поддержки отечественной экономики. Вопросам стимулирования малого предпринимательства, оказания ему различных форм поддержки придается большое значение, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Заинтересованность малых предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т. е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Конкурентоспособность малого предприятия, прежде всего, объясняется тем потенциалом, который заложен в малом бизнесе и обусловлен такими качественными характеристиками как: гибкостью, мобильностью, оперативностью в принятии и выполнении управленческих решений; повышенной скоростью оборота капитала; ключевой ролью руководителя в деятельности предприятия т. д. Эти качественные характеристики малого бизнеса позволяют выявить и сформулировать факторы конкурентоспособности предприятий, работающих в данном секторе экономики:

          социально-политический — возросшее значение малых предприятий в процессе социальной реструктуризации общества и формирования «среднего класса», его активная роль в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении тенденций поляризации общества, проявлении деловых качеств граждан, а также реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения;

          адаптационный — приспособляемость малых предприятий к жёстким, часто меняющимся условиям внешней среды, способность быстро перестраиваться исходя из запросов конкретных групп потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах;

          потенциал регионального развития — вклад малого бизнеса в реструктуризацию региональной экономики и выравнивание уровней экономического развития территорий, обеспечение роста доходов занятого населения соответствующих уровней при ориентации деятельности малых предприятий на локальные рынки;

          инновационный — способность к самостоятельному продуцированию и освоению научно-технических, технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию при сравнительно низких стартовых затратах;

          интеграционный фактор — возможность субъектов МП преодолевать политические, административные и экономические барьеры, воссоздавать утраченные и формировать новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственно-технологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйственных субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп;

          мультипликативный потенциал — возможность малых предприятий обеспечивать формирование спроса на продукцию других секторов экономики, стимулируя тем самым процесс воспроизводства, рост загрузки производственных мощностей, прогрессивные сдвиги в смежных отраслях.

На наш взгляд, именно активное взаимодействие малых с крупными предприятиями можно отнести к одному из практических способов повышения конкурентоспособности и эффективности работы малых предприятий. Так неоспоримым преимуществом малого предприятия перед крупным является его способность к гибкости и лавированию. Ведь, чтобы крупной корпорации разработать и внедрить новую технологию, необходим продолжительный период времени (от нескольких месяцев до нескольких лет). В случае целенаправленного стимулирования работы малого бизнеса по разработке новшеств гарантированными контрактами на их внедрение со стороны крупного бизнеса, гарантирован рост эффективности деятельности действующего малого предприятия и всплеск появления множества субъектов мелкого бизнеса. Подобные контракты являются основой договорной формы сотрудничества — субконтрактации, подразумевающей под собой наличие головного предприятия — «контрактора» и множества, как правило, малых и средних предприятий — «субконтракторов», что способствует расширению сетей субподряда, облегчению старта новых малых фирм и формированию кооперационных связей между небольшими и крупными компаниями. Особенно эффективно этот процесс развивается в инновационном бизнесе, порождая дополнительные конкурентные преимущества. При этом сам бизнес становится все более инновационным, во многом предопределяя инновационный характер самих форм конкурентоспособности малого предпринимательства.

Так, например, за счет использования субконтрактной системы организации производства предприятия приобретают возможность рационального использования собственных производственных площадей, кроме того, передача части свободных площадей на условиях субконтрактного договора делает кооперационные взаимоотношения между партнерами стабильными, долгосрочными, что, в свою очередь, повышает заинтересованность сторон в осуществлении подобного взаимодействия. По нашему мнению, важным аспектом положительного влияния субконтрактации является стимулирование собственных усилий малых предприятий — субконтракторов в части расширения производственных мощностей, круга партнеров, увеличения численности и повышения квалификации.

Использованию субконтрактной системы производства малыми предприятиями препятствуют недостаток оборотных средств, что делает их в значительной степени зависимыми от условий, диктуемых контрактором; низкая степень возможностей доступа к информации о текущих заказах, так называемый «информационный вакуум», требованиях заказчиков к уровню менеджмента и качества.

Рассмотрение возможности претворения в жизнь мероприятий по развитию субконтрактации на региональном уровне, является одним из путей поддержки дальнейшего развития малого предпринимательства, что в свою очередь, приведёт к повышению социально-экономического имиджа региона.

 

Литература:

 

  1.      Вертакова Ю. В., Согачева О. В. Исследование социально-экономических и политических процессов, Москва, 2012.
  2.      Петрищева И. В. Синергический эффект при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнеса // Инновационное образование и экономика. 2009. Т. 1. № 4. С. 87–89.
  3.      Петрищева И. В. Особенности развития форм производственной кооперации различных предпринимательских структур // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2011. № 1. С. 30–39.
  4.      Харченко Е. В., Согачева О. В., Симоненко Е. С. и др. Концептуальные основы управления: учебное пособие для самостоятельной работы по подготовке к итоговой государственной аттестации по специальности «Менеджмент организации», г. Курск,2008
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, малое предприятие, региональный уровень, сектор экономики.


Задать вопрос