Малое предпринимательство как фактор формирования гражданского общества в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 04.12.2018

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Додарбеков, Д. Р. Малое предпринимательство как фактор формирования гражданского общества в современной России / Д. Р. Додарбеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54486/ (дата обращения: 16.12.2024).



Опыт отечественного и зарубежного малого предпринимательства показывает, что новые формы собственности в условиях соответствующих организационных уровней, высокого уровня самостоятельности и гибкости могут стать эффективными факторами смягчения социальной напряженности, и, в свою очередь, реализации условий формирования гражданского общества [2, С. 45–50].

Развитие малого бизнеса способствует скорейшему преодолению структурных дисбалансов в экономике, монополизму и диктату производителей (так называемого «рынка продавцов»), избавлению от структурных искажений, характерных для крупных предприятий с их инерцией, традиционными формами снабжения и быта [1, С. 3–5]. Малые формы управления быстро переориентируют производство на новые возникающие потребности без весомых экономических затрат. Они более эффективно и способствуют решению проблем перехода к рыночной экономике, способствуя формированию рыночной инфраструктуры. Они создают новые рабочие места, поглощают значительное количество рабочей силы в результате структурной и конверсионной реструктуризации, уменьшают тяжесть безработицы и снижают социальную напряженность в обществе.

Следует заметить, что проблематика малого предпринимательства в отечественном дискурсе испытывала недостаток внимания. Экономика и социология полагали, что главные проблемы экономического и социального развития могут решаться исключительно в сфере крупного производства. Другими словами, считалось, что структурные формы мелкотоварного производства могут быть реализованы лишь в пределах сельскохозяйственного производства.

Использование малых предприятий оказывает значительное положительное влияние на развитие гражданского общества. Именно малые предприятия оказываются наиболее восприимчивыми к внедрению прогрессивных методов управления и, прежде всего, договоров аренды, акционерных предприятий и совместных форм деятельности с Западом [3, С. 45–46]. Они могут быстро менять свои производственные программы, овладевать производством высокорентабельных товаров, которые пользуются спросом, и отказаться от производства нерентабельных продуктов.

Настаивая на быстром развертывании малого бизнеса, необходимо учитывать конкретные условия, в которых его формирование и развитие происходит в России. Так, выбор модели социально-экономической структуры гражданского общества в любой стране имеет свои пределы. Пределы выбора стратегии социально-экономических преобразований определяются глобальными тенденциями развития науки, техники и технологий, социальных отношений, взаимодействия общества и окружающего мира. Границы выбора зависят от исторически сложившейся культуры, менталитета общества.

Рассматривая проблему выбора стратегии развития общества, следует иметь в виду, что во второй половине XX века произошел серьезный сдвиг в развитии общества к новому типу цивилизации, который уже не может быть описан в традиционных рамках «капитализма», «социализма» или «коммунизма» [4, C.-100]. Формирование гражданского общества в мировой цивилизации реализуется по нескольким основным направлениям.

С одной стороны, это укрепление индивидуальных личностных принципов, всестороннее развитие прав и свобод человека, имеющее частную собственность в качестве материальной базы. Последнее обстоятельство в этом направлении является ключевым для развития предпринимательства, особенно малого.

С другой стороны, это рост коллективистских принципов, социализация общественной жизни, выраженная в развитии местного самоуправления и других институтов гражданского общества. В контексте предпринимательской деятельности можно добавить и внедрение коллективистских принципов в управлении и развитии форм малого и среднего бизнеса.

Современное малое предпринимательство в экономически развитых странах основывается на создании и развитии инновационной модели. Здесь следует особое внимание необходимо уделить государственному регулированию, механизмам и инструментам государственного управления.

Малое предпринимательство непосредственно участвует в социально-экономической жизни, как муниципального образования, так и региона, поэтому муниципальное социально-экономическое устройство не может эффективно существовать без сектора малого предпринимательства.

Таким образом, на местном уровне малое предпринимательство способно:

  1. создать оптимальную дифференцированную структуру муниципальной экономики в силу ее эластичности и быстрого реагирования на любые изменения в национальной экономике;
  2. мобилизовать профессиональное направление деятельности;
  3. увеличивать число малых предприятий в условиях повышенного спроса и сокращать при его падении;
  4. развивать инновационные предприятия, поскольку именно в секторе малого предпринимательства расположено наибольшее количество инновационных организаций;
  5. противостоять монополизации крупного бизнеса через систему консолидации малого бизнеса, тем самым повышая уровень конкуренции на муниципальном уровне.

Отсюда можно сделать вывод, что развитие региона не может быть достигнуто без учета социально-региональных и профессионально-ориентированных особенностей. Местные органы власти, определяющие профессиональные руководящие принципы для региона, составляют структуру муниципальной экономики, тем самым формируя диверсифицированный сектор малого бизнеса. Проведение разработки и реализации программ для всестороннего развития малого бизнеса способно формировать социально ответственный сектор малого бизнеса, кроме того, прививать культуру бизнеса. Малые предприятия оказывает решающее влияние на качество развития муниципальной экономики, а это, в свою очередь, повышает социальный статус населения.

Литература:

  1. Балашова Е. Л. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. 2013. № 8. С. 35.
  2. Инновационная модель развития малого предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2010.№ 2 (34). С. 195–199.
  3. Калашников С. В. К вопросу о формировании гражданского общества в современной России // Юридическая наука. 2013. № 3. С. 45–50.
  4. Малышев Е А., Кашурников Л. И. Использование механизма государственно-частного партнерства для развития стратегии региона // Стратегическое управление ресурсами в регионах: материалы. Меж дунар. науч. практ. конф. (14–17 сентября 2014 г.). Улан-Удэ, 2014. Т. 1. С. 7–100.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, гражданское общество, малое предпринимательство, муниципальная экономика, всестороннее развитие, предприятие, развитие, социальная напряженность.


Похожие статьи

Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур

Межъязыковое контактирование как отражение социально-культурной интеграции в современном мире

Влияние венчурного предпринимательства на развитие экономической системы в России и за рубежом

Благотворительная деятельность в современной России как социально-экономический феномен

Роль человеческого капитала в инновационном развитии экономики России

Богатство и бедность как социокультурные феномены в контексте русской духовности

Исторический опыт реализации социальной ответственности как вектор развития современной организации в России

Развитие форм сотрудничества частного капитала и государства в дореволюционной России

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Похожие статьи

Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур

Межъязыковое контактирование как отражение социально-культурной интеграции в современном мире

Влияние венчурного предпринимательства на развитие экономической системы в России и за рубежом

Благотворительная деятельность в современной России как социально-экономический феномен

Роль человеческого капитала в инновационном развитии экономики России

Богатство и бедность как социокультурные феномены в контексте русской духовности

Исторический опыт реализации социальной ответственности как вектор развития современной организации в России

Развитие форм сотрудничества частного капитала и государства в дореволюционной России

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Задать вопрос