Исследование социального служения Русской Православной Церкви: история вопроса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.10.2015

Статья просмотрена: 1666 раз

Библиографическое описание:

Зубанова, С. Г. Исследование социального служения Русской Православной Церкви: история вопроса / С. Г. Зубанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 544-548. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22679/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

В начале 90-х годов XX века Православная церковь в России обрела свободу. Многие люди именно в этот период обратились к Богу, пришли в церковь и к вере. Однако атеистический дух по инерции продолжал царствовать в большинстве трудовых коллективов. И хотя уверовавшие недавно люди не становились больше изгоями, но в большинстве случаев они были одинокими и далеко не всегда трудовой коллектив нуждался в их миссионерских рассказах.

Примерно в такой обстановке созданного в 1991 году в Москве Российского государственного социального института (РГСИ) зарождалось и новое направление светской исторической науки — социальное служение Русской Православной Церкви…

В 1993 году священник Алексий Грачев (врач-педиатр по профессии, практиковавший в этой области до конца своей недолгой жизни) благословил начало научной разработки проблемы социального служения; в храме Рождества пресвятой Богородицы был отслужен молебен о начале работы над первой кандидатской диссертацией на эту тему. Сам отец Алексий, будучи пастырем, занимался тем, что непрестанно помогал людям, поэтому ему, как никому другому проблема социального служения была знакома и представлялась очень актуальной. Он патронировал ДДИ-15 для умственно-отсталых детей (именно тот, который накануне Пасхи в 2010 году посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл), благословлял и чад своих посещать это заведение, жертвовать время, силы и средства. Своими самыми доходчивыми словами отец Алексей стремился в каждом из своих прихожан развить эту потребность: помогать людям; служить им, поддерживая в трудные периоды жизни.

Действительно, зачем следовало бы нам в научно-теоретическом плане разрабатывать тему «социальное служение», если бы мы на практике оставались далекими от нее? Ведь известно, что «вера без дел мертва». …Сегодня, к сожалению, практически нет примеров такого подвижнического социального служения частных лиц, которое наблюдалось в царской России: на собственные средства благотворителей (имена которых знала вся Россия) открывались и содержались приюты для малолетних, богадельни для стариков, хосписы — для тех, у кого жизнь отсчитывает последние дни.

В самом начале разработки темы «Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке» пришлось столкнуться с трудностями. Во-первых, когда мы официально обратились (письмом за подписью ректора) в Отдел социального служения и благотворительности с просьбой предоставить какую-либо информацию по социальному служению РПЦ, желательно архивного плана, чтобы в историческом ключе рассмотреть, как решались проблемы помощи людям в XIX веке, ответа, к сожалению, не последовало: вероятно, документы не сохранились, а возможно, были изъяты.

Тем не менее, с использованием материалов государственных архивов, первая кандидатская диссертация о социальном служении РПЦ «Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества» [5] была написана, представлена к защите весной 1995 года и успешно защищена. …Итак, понятие «социальное служение» впервые в исторической науке употреблено в 1995 году в вышеназванной кандидатской диссертации по истории: на стр. 10 автореферата диссертации автор так определяет одну из задач исследования: «Исследовать противоречия субъективного и объективного характера, имевшие место в сфере социального служения Церкви» [6, С.10].

Монография автора «Православная Церковь России в ХIХ веке: социальный и духовно-культурный аспекты» [7] (рецензент — д.и.н., проф. С. А. Погодин), изданная в октябре 1995 года издательством МГСУ «Союз», наглядно свидетельствует о том, как входило в научный оборот исторической науки понятие «социальное служение» относительно деятельности Православной церкви. В данной работе (1995 г.) в значительной степени пока еще превалирует понятие «социальная деятельность», употребляемое автором в качестве абсолютного синонима понятия «социальное служение». Однако, и понятие «социальное служение» употребляется достаточно часто, в том числе в названиях частей работы. Приведем цитаты из этой монографии, подтверждающие то, что понятие «социальное служение церкви» именно в этот период вошло в оборот исторической науки: «История и сущность социальной деятельности» [7, С.2], «Роль церковно-приходских попечительств и благотворительных обществ в деле социального служения» [7, С.2], «Мероприятия, проводимые Церковью в рамках благотворительности, развивались в ХIХ в. в двух направлениях. Первое — это социальное служение собственно Церкви (микродименцианальная диакония)» [7, С.9], «Все категории благотворителей: каждый христианин в отдельности, общество, государство и церковь — принимали участие в деле христианского «социального служения» [7, С.9], «Обратимся к более ранним периодам истории, в которых обнаружены факты социального служения обществу Православной Церкви. Традиции социального служения Церкви имеют в России глубокие исторические корни, во многом связанные со становлением и развитием Российского государства» [7, С.10], «Процессы развития России в ХIХ веке социального служения и благотворительности показывают, что «макродименциональная диакония» получила наибольшее распространение» [7, С.19], «Очевидно, что развитие системы государственного социального служения в ХIХ веке осуществлялось неравномерно» [7, С.29], «Значительная роль церковно-приходских попечительств и приходских благотворительных обществ в деле социального служения обществу Православной Церкви, положение о которых было утверждено в 1864 г, так определяет их обязанности:…» [7, С.37], «Одна из основных задач социального служения монастырей обществу в ХIХ веке — занять нищенствующих и нуждающихся производительною работой» [7, С.65], «Одним из основных направлений социального служения монастырей обществу являлось их участие в деле народно просвещения» [7, С.68], «Социальное служение» монастырей обществу заключалось в оказании материальной помощи нищим, странствующим, всем нуждающимся; в участии в деле духовно-нравственного просвещения; в совершении треб и таинств по просьбам прихожан и паломников; …» [7, С. 69], «При наличии всех положительных характеристик, однако, очевидно, что организация социального служения в России в ХIХ веке страдала отсутствием единства, не было определено в этом деле соразмерное участие Церкви, общества и государства». [7, С. 69], «Первостепенным делом своего социального служения обществу в ХIХ веке Православная Церковь считала создание благотворительных учреждений; участие …». [7, С.154].

Приведенные цитаты из монографии «Православная Церковь России в ХIХ веке: социальный и духовно-культурный аспекты» 1995 года доказывают, что понятия «социальное служение» и «социальная деятельность» употребляются автором равнозначно, воспринимаются в качестве синонимов.

Начиная с 1999 года, в монографических и учебных работах применительно к Церкви нами используется практически только понятие «социальное служение». Так, например, в работе автора «Социальное служение русского Православия в ХIХ веке (историографический обзор)» [8] указывается, что «историография проблемы и характеристика источников настоятельно указывают на необходимость комплексного освещения исторического опыта отношений российского государства и Церкви, ее социального служения в период ХIХ столетия» [8, С. 17].

Монография автора «Социальное служение Русской Православной Церкви в ХIХ веке» [9] (издание 1-ое; научный редактор — д.и.н., профессор Жуков В. И.; рецензенты: д.и.н., проф. Сафронова В. М., д.и.н., проф. Павлов В. С.) вышла в свет в апреле 2001 года. В центре внимания автора монографии находились духовно-культурный, нравственно-психологический и материальный аспекты социального служения Русской Православной Церкви в ХIХ веке.

Докторская диссертация на тему «Социальное служение Русской Православной Церкви в ХIХ веке» [10] была защищена автором в 2002 году в диссертационном совете РГСУ (оппоненты: профессор кафедры истории РГСУ Шилова Г. Ф., а также член диссертационного совета РГСУ профессор Черепанов В. В.).

Автор данной работы формулирует понятие «социальное служение церкви» применительно к эпохе ХIХ века: это два направления деятельности Русской Православной Церкви: первое — это социальная деятельность собственно Церкви, направленная на оказание любых видов помощи нуждающимся (например, создание самой Церковью благотворительных заведений и их опека), включая функции, делегированные ей государством (регистрация рождения, брака и смерти, просвещение и обучение грамоте народа и проч.). Второе направление социального служения Церкви — это создание под ее воздействием, при ее покровительстве, государственных, общественных и частных благотворительных заведений, которые занимались благотворительными акциями под влиянием православных канонических установлений об обязанности каждого члена общества быть милосердным и исполнять свой жертвенный долг. Оба направления социального служения Русской Православной Церкви предложено называть: первое — микродименциональной диаконией; второе — макродименциональной диаконией. Обращение к зарубежному категориально-понятийному аппарату является оправданным, — считает исследователь церковного права д. ю.н. Дорская А. А., так как «в лексически богатейшем русском языке на сегодняшний день не определены названия, которыми можно было бы обозначить два таких важнейших рода социального служения Русской православной Церкви» [4, С. 12].

Исследование опыта сотрудничества государства и Церкви в дореволюционной России в социальной сфере было продолжено, в частности, в работах игумена Луки (Степанова) «Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX вв. (на примере Рязанской епархии)» [19], иерея Льва Махно «Проблемасоциального служенияРусскойПравославнойЦерквив трудахотечественныхисториковконца XIX — началаXX в». [14], С. Г. Зубановой «Социально-исторические вехи Православной Церкви в сфере социального служения XIX столетия» [13], «Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке» [11], «Социальное служение» [12], Н.В Федоровой «Социальное служение церковных приходов Донской епархии в 60–70-е годы XIX века» [20].

Сложившуюся научную школу по исследованию социального служения Русской Православной Церкви характеризуют многочисленные работы современных ученых; в их числе: Рузанова Н. П. [18], Патюлина Н. Д. [16], Гавриленков А. Ф., Денисова Л. Е. [3], Чубарова С. А., Руденко Л. В. [17] и другие.

Отметим, что к настоящему времени в научно-исторических исследованиях и других имеется значительное количество работ по истории и теории социального служения РПЦ; некоторые из них представляют весьма нестандартные и спорные определения. Например, в диссертационной работе по специальности «09.00.13 — религиоведение, философская антропология, философия культуры» Костылевой Т. А. на тему «Социальное служение религиозных организаций», защищенной в Омском университете в 2006 г., автор дает определение понятию «социальное служение» как совокупности организованных форм социальной деятельности религиозных организаций. Служением автор называет деятельность индивидов, групп, институтов, организаций, которая может носить как церковный, так и внецерковный характер.

Точка зрения Костылевой Т. А. на служение такова, что — социальное служение — это религиозная деятельность, осуществляемая в духовной и практической сферах. Социальное служение в духовной сфере составляют разработка социальных религиозных идей, систематизация теологических догматов о жизни общества и человека, сочинение богословских произведений по проблемам обновления современной церкви. Практическое религиозное служение ориентировано на решение тяжелых социальных проблем современного общества и, тем самым, на реализацию божественного замысла о мире.

Спорным нам представляется утверждение автора по поводу того, что современная церковь различает «терапевтическое» (служение в узком смысле, осуществляемое самой церковью в помощь нуждающимся людям) и «профилактическое» (служение, осуществляемое государством и обществом) человеколюбие. Церковь должна ставить главной своей задачей «профилактическое» человеколюбие, чтобы общество не перестало обращать внимание и помогать социально незащищенным слоям населения, а деятельность церкви, «направленная на привлечение внимания молодого поколения к церковной жизни и формирование в нем духовно-нравственных идеалов Православия, является на сегодняшний день одной из приоритетных» [2, С. 11].

Интерес к проблеме социального служения Русской Православной Церкви в историческом аспекте определяется значимостью места и роли вероисповеднического компонента в государственной и общественной жизни России, а также рядом теоретических, социально-экономических, политических, нравственно-психологических факторов.

Патриарх Кирилл так оценивает современное состояние государственно-церковных отношений: «Если оценивать всю историю России, то можно отметить, что время, в которое мы живем, — особенное. У церкви никогда не было таких возможностей, она никогда не была такой свободной. Сегодня очень хорошо складываются отношения Церкви и государства; взаимоуважительно, без попыток вмешаться в дела друг друга, выстраивается диалог, и это очень важно для решения тех задач, которые стоят перед страной» [15].

Особенно актуально обращение к опыту прошлого сегодня — в условиях, когда российское общество в сложном современном мире ищет пути обретения стратегических ориентиров на утверждение и развитие общечеловеческих ценностей, демократических прав и свобод личности. Архимандрит Орехово-Зуевский Пантелеймон (Шатов), которому Патриарх Кирилл доверил всю возглавлять социальное служение всей Русской Православной Церкви, в своем обращении к студенчеству в начале наступившего учебного года сказал такие слова: «Любой человек, который начинает служить другому человеку, познает радость любви, и социальный работник должен сам жить этой радостью и уметь эту радость передать другим, — сказал председатель Синодального отдела. — И выше этого служения нет ничего на земле. Главная задача, которая стоит перед нами — преобразить наши души. Ведь человек создан Богом для того, чтобы служить другим» [1].

 

Литература:

 

  1. Архимандрит Пантелеимон (Шатов). Речь на встрече со студентами ПСТГУ 14 сентября 2010 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1277059.html Дата обращения: 15.09.2015.
  2. Безшлеева Н. Ю. Николо-Угрешский монастырь в социальной и духовно-нравственной жизни современного российского общества// Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества Материалы XVII международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2014. С. 8–13.
  3. Денисова Л. Е. Христианская диакония: традиции и инновации//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 33 (73): Ч. I. Аспирантские тетради. (Общественные и гуманитарные науки). С. 164–169.
  4. Дорская А. А. История социального служения Русской Православной Церкви. Рецензия на монографию С. Зубановой // История. Право. Политика. — СПб., 2010. — С. 11–13.
  5. Зубанова С. Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества: дис. … канд. ист. наук. — М., 1995. — 252 с.
  6. Зубанова С. Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества: автореф. … канд. ист. наук. — М., 1995. — 29 с.
  7. Зубанова С. Г. Православная церковь России в XIX веке: социальный и духовно-культурный аспекты. — М.: Союз, МГСУ, 1995. — 162 с.
  8. Зубанова С. Г. Социальное служение русского Православия в XIX веке (историографический обзор). Учебное пособие. — М.: Союз, 1999. — 55 с.
  9. Зубанова С. Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке. — М.: Союз, 2001. — 352 с.
  10. Зубанова С. Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке: дис. … докт. ист. наук. — М., 2002. — 408 с.
  11. Зубанова С. Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке. — М.: Лика, 2009. — 338 с.
  12. Зубанова С. Г. Социальное служение. Учебное пособие. М.: Лика, 2012.
  13. Зубанова С. Г. Социально-исторические вехи Православной Церкви в сфере социального служения XIX столетия. История государства и права. 2009. № 12. С.10–12.
  14. Махно Л. Л. Проблема социального служения Русской Православной Церкви в трудах отечественных историков конца XIX — начала XX в.): дис. … канд. ист. наук. — М., 2013. — 218 с.
  15. Патриарх Кирилл. Выступление в Туле. 12 марта 2009 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/581416.html. Дата обращения: 28.09.2015.
  16. Патюлина Н. Д. Социальное служение Николо-Угрешского монастыря в контексте государственно-церковных отношений (конец XIV — начало XXI вв.): дис. … канд. ист. наук. — М., 2010. — 246 с.
  17. Руденко Л. В. Социальная миссия православного христианства в Древней Руси в IX-XI вв.: дис. … канд. ист. наук. — М., 2008. — 177 с.
  18. Рузанова Н. П. Социально-историческая роль монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь в общественной жизни России XIX века: дис. … канд. ист. наук. — М., 2005. — 198 с.
  19. Степанов И. И. Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX вв. (на примере Рязанской епархии): дис. … канд. ист. наук. — М., 2012. — 247 с.
  20. Федорова Н. В. СоциальноеслужениецерковныхприходовДонскойепархиив60–70-е гг. XIX века:дис. … канд. ист. наук. — Ростов-на-Дону, 2015. — 319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное служение, Русская Православная Церковь, Православная Церковь, век, историческая наука, социальная деятельность, социальное служение РПЦ, церковь, диссертационный совет, духовно-культурный аспект.


Задать вопрос