В жизни ребенка старшего дошкольного возраста воображение, фантазия и проявления творчества играют огромную роль: в этот период происходит подготовка к последующей учебной деятельности в школе, где от умения решать творческие задачи различного уровня будет зависеть степень успешности учения. Значение творческого воображения одинаково велико для детей обоего пола, однако его развитие у мальчиков и девочек происходит по-разному. Поэтому при проведении современных исследований в области детского творчества и креативности ученые учитывают не только возраст, но и половую принадлежность.
Безусловно, различия в устройстве мозговой организации мальчиков и девочек — явление научно доказанное и обоснованное. Даже биотоки мозга мужчин и женщин имеют различные потенциалы, это наблюдается уже в период младенчества. Следует отметить, что мальчики 6-го года жизни более склонны к интеллектуальной деятельности, они превосходят девочек по уровню развития большинства параметров интеллекта. Однако у девочек выше уровень вербального интеллекта, развития речи и мышления. Различия проявляются также в самостоятельной деятельности детей. Мальчики более нацелены на поиск, на нахождение ответа своим собственным способом. Они мыслят нестандартно, схематично, нередко предпочитают делать карты, наброски, простейшие чертежи. Девочки 6-го года жизни, напротив, мыслят более стереотипно, они предпочитают выполнять задания по заданному образцу. Поэтому им не всегда понятны задания, которые требуют самостоятельной творческой активности. Данный ряд различий можно продолжить, приведя в качестве примера другие психические процессы.
Рассмотрим различия в подходах психологов, связанных с объяснением разницы между полами в мыслительной деятельности. Одна группа ученых считает, что эти различия обусловлены биологически, что они существуют как данные людям от природы. Сторонники другого подхода утверждают, что психологические различия представителей разных полов возникают в результате социально-воспитательных воздействий. Однако ни одна из этих концепций на сегодняшний день не доказана, и обе они имеют право на существование.
Дети 6-го года жизни обладают огромным творческим потенциалом. Педагогу в ДОУ и родителям необходимо найти пути раскрытия этого потенциала, чтобы ребенок мог реализоваться в результатах своего творчества, научиться решать нестандартные задачи, быть готовым к самостоятельному поиску решений. Этому может способствовать применение воспитателем разнообразных приемов и методов воспитания и обучения.
С нашей точки зрения, целесообразно развивать творческое мышление старших дошкольников на материале занятий, предполагающих свободное самовыражение воспитанников. Это можно успешно сделать на занятиях по рисованию, используя различные нестандартные техники изображения, которых на сегодняшний день насчитывается очень много. Перечислим только некоторые из них: оттиск пенопластом, монотипия предметная и пейзажная, рисование по мокрой бумаге (акватипия), рисование по мятой бумаге, кляксография — обычная и с трубочкой, обрывание бумаги, рисование нитками, набрызг, рисование при помощи пищевой пленки, салфеток и т. д. Возможно создание специальной программы творческого обучения мальчиков и девочек 6-го года жизни, в основе которой лежало бы использование гендерного подхода. К этой работе можно привлечь и родителей воспитанников, внеся элемент совместного творчества.
В нашем случае в результате анализа тестовых методик было выявлено, что большинство детей контрольной и экспериментальной группы, то есть как среди мальчиков, так и среди девочек, обладают низким уровнем развития творческого воображения. При этом большинству детей нравится рисовать, при этом им знакомо сравнительно малое число изобразительных техник. Следовательно, в ходе дальнейшей работы необходимо разработать специальную коррекционно-развивающую программу занятий по рисованию с использованием нетрадиционных способов получения изображения, затем провести эти занятия с детьми и после повторного прохождения методик будет выявлено, запустился ли гендерный механизм, позволяющий мальчикам и девочкам ускорить развитие творческого воображения при помощи различных средств его активизации. Предполагается, что различия будут даже в самих мотивах деятельности: мальчики стремятся узнавать и делать что-то принципиально новое, а девочки, повторяя новые приемы за воспитателем, будут размышлять, как они смогут применить то или иное действие в своей собственной работе.
Творческое воображение детей активно развивается в игровой деятельности. Таким образом, игровая деятельность может успешно сочетаться с обучающей на занятиях по изобразительному искусству. С этой целью в ход занятия могут включаться упражнения, направленные на развитие творческого воображения.
Нетрадиционные техники рисования — это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, старшие дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Нужно учитывать, что творческие способности заложены в каждом ребенке с момента рождения. Невозможно научить творчеству, для того, чтобы создавать что-либо новое, по-настоящему ценное, нужно овладеть тем или иным набором простых действий, которые до этого не применялись ребенком, и научиться использовать эти действия самостоятельно, получая результат, отличный от результатов других детей.
Специальное обучение и воспитание может существенно ускорить развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Главные условия при этом — комплексное воздействие, а также продолжительность работы в данном направлении.