Особенности бюджетного учета расчетов с поставщиками | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Учет, анализ и аудит

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (21) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.10.2019

Статья просмотрена: 930 раз

Библиографическое описание:

Жаворонкова, А. А. Особенности бюджетного учета расчетов с поставщиками / А. А. Жаворонкова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 5 (21). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/138/4445/ (дата обращения: 09.05.2024).



В процессе осуществления своей деятельности государственные учреждения приобретают необходимые материальные ценности и получают услуги. На этой стадии у них возникают широкие расчетные взаимоотношения с поставщиками.

В статье рассматриваются отличительные особенности бухгалтерского учета расчетов с поставщиками в учреждениях бюджетной сферы, а также соответствующие им проблемы и пути решения.

Ключевые слова: бюджетный учет, поставщики, расчеты, учет расчетов, государственные учреждения, план счетов, код бюджетной классификации, санкционирование расходов.

Сегодня поставщики являются неотъемлемой частью хозяйственной жизни организаций, в том числе государственных учреждений, которые нуждаются в обеспечении своей деятельности.

Правильная организация расчетных отношений и их учета приводит как к совершенствованию экономических связей, так и к контролю за эффективностью расходования бюджетных средств. В связи с этим, бюджетный учет расчетов с поставщиками имеет ряд особенностей, так как играет важную роль, обеспечивая достоверность, своевременность и точность информации в целях единства бюджетной системы РФ.

Бухгалтерский учет в учреждениях бюджетной сферы подвергается постоянным изменениям в законодательстве, это приводит к тому, что учебная литература зачастую не отвечает современным требованиям, что определяет актуальность данной темы.

Главной особенностью бюджетного учета расчетов с поставщиками является использование плана счетов, отличного от коммерческого. Основополагающим документом здесь служит Приказ Министерства финансов РФ от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Инструкция N 157н является и основным методическим документом по ведению бюджетного учета, так как содержит обязательные требования к оценке и отражению всех хозяйственных фактов, касающихся активов и обязательств, доходов и расходов учреждений. Сфера действия Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) на организации государственного сектора не распространяется, для них утверждаются отдельные Федеральные стандарты бухгалтерского учета.

Синтетический учет расчетов с поставщиками ведется на счетах бюджетного учета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», в пределах которых Инструкцией определены счета аналитического уровня в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Поскольку счет 1 302 00 00 является пассивным, то перечисление авансов контрагентам ни при каких условиях на нем не отражается.

Следующей особенностью бюджетного учета является его организация в разрезе кодов бюджетной классификации, введенных впервые Бюджетным кодексом РФ в июле 1998 как средство группировки бюджета [2]. Согласно БК РФ КБК используется для составления и исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Именно наличием бюджетной классификации обусловлен 26-значный счет бюджетного учета, что позволяет вести многоуровневый аналитический учет в целях обеспечения единообразия учета на всех уровнях, контроля за использованием и направлением расходования бюджетных средств [3, с.52].

Отличительной чертой учёта в бюджетных учреждениях является необходимость вести параллельный учет санкционирования расходов, отражаемых на счетах раздела 5 «Санкционирование расходов экономического субъекта» Единого плана счетов. Санкционирование расходов предполагает установление и доведение лимитов бюджетных обязательств, контроль и учет их принятия. Оно необходимо для того, чтобы предотвратить принятие обязательств, не обеспеченных назначениями, определенными бюджетным законодательством в соответствии с трехлетним планированием бюджета.

Бюджетное обязательство принимается учреждением в момент заключения договора (возникновения обязанности совершить расходование средств бюджета в течение определенного срока) и отражается на счете 1 502 11 000 «Принятые обязательства» в разрезе КОСГУ. По факту поставки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо возникновения иной обязанности учреждения уплатить контрагенту денежные средства принимается денежное обязательство с отражением сумм на счете 1 502 12 000 «Принятые денежные обязательства».

Счета санкционирования ведутся в течение финансового (бюджетного) года. Остатки по завершении года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят.

Все указанные особенности хоть и направлены на унификацию бюджетного учета в целях регулирования финансовых потоков и их контроля, они порождают и ряд проблем. Несмотря на проработанность нормативно-правовой базы бюджетного учета, практика показывает, что полностью регламентировать все его особенности невозможно, поэтому нормативно-правовая база все больше пополняется письмами и разъяснениями Минфина и иных органов.

С нашей точки зрения, основная проблема учета расчетов с поставщиками в учреждениях госсектора как раз заключается в правильности применения и отнесения расходов на те или иные коды КОСГУ. И хотя Инструкция «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» от 29.11.2017 N 209н дает достаточно подробные разъяснения и широкий перечень расходов, на практике часто возникают ситуации неоднозначной идентификации расходов на ту или иную статью. Последствиями такой ситуации могут стать не санкционирование кассового расхода органами казначейства (отказ в оплате) или штрафы при проверке бухгалтерского учета учреждения контрольно-ревизионными органами.

На сегодняшний день единственным и, по нашему мнению, верным решением является поиск сложившейся практики в нормативно-правовой базе, а именно разъяснения Минфина по тому или иному вопросу, либо направление официального письма в орган казначейства. Наличие непроработанных участков учета расчетов с поставщиками со стороны государства можно восполнить разработкой стандартов экономического субъекта, в виде качественной и объективной учетной политики [4, с.15].

Литература:

  1. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
  3. Маслова Т. С. Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях: учебное пособие / Маслова Т. С. — М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 544 с.
  4. Дружиловская Т. Ю. Особенности нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях / Т. Ю. Дружиловская, Э. С. Дружиловская, Т. С. Маслова // Бухгалтер и закон. — 2016. — N 3. — С.13–24.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджетный учет, бухгалтерский учет, бюджетная классификация, нормативно-правовая база, поставщик, санкционирование расходов, учреждение, бюджетная сфера, государственное управление, экономический субъект.

Похожие статьи

Особенности организации бухгалтерского учета...

Бухгалтерский учет в секторе государственного управления (бюджетный учет) является составной частью

– необходимость организации учета в разрезе статей бюджетной классификации

– Раздел 5 «Санкционирование расходов экономического субъекта»

Профессиональные информационные системы в сфере...

Профессиональные информационные системы в сфере бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

К особенностям бухгалтерского учета в бюджетном учреждении можно отнести:  необходимость организации учета в разрезе статей бюджетной классификации

Особенности учета и налогообложения в бюджетных учреждениях

Бюджетные организации ведут бухгалтерский учет на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных

Правила ведения учета в учреждениях зависят от их статуса. Они устанавливаются исходя из правовых положений данных учреждений (в...

Порядок применения бюджетной классификации в соответствии...

Ключевые слова: бюджетное учреждение, бюджетная классификация, бюджетный процесс, код бюджетной классификации, сектор государственного

Бюджетная классификация и бюджетный учет являются надежным и качественным инструментом, который гарантирует...

Бухгалтерский учет операций санкционирования...

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004г. произошли кардинальные изменения основных принципов построения системы организации бюджетного учета с целью...

Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета...

Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Бухгалтерский учет в секторе государственного управления (бюджетный учет) является составной частью российской национальной системы бухгалтерского учета...

Предпосылки организации внутреннего контроля в бюджетных...

Статья рассматривает современное бюджетное учреждение культурно-досугового типа, как экономического субъекта с потенциалом эффективного хозяйствования, что актуально в условиях ограниченных бюджетных возможностей государства. Автор предлагает решение...

Классификация внебюджетных затрат государственных...

В федеральных государственных учреждениях бюджетные затраты путевого хозяйства и

Классификация видов внебюджетных затрат государственных учреждений путевого

Основные термины (генерируются автоматически): затрата, Управление затратами, Сфера...

Учет доходов учреждений в свете последних изменений...

Минфин РФ издал приказ от 27.12.2017 № 255н 2, в котором говорится о том, что в классификацию операций сектора государственного управления введены обновленные коды. В рабочий план счетов было необходимо ввести новые счета аналитического учета...

Похожие статьи

Особенности организации бухгалтерского учета...

Бухгалтерский учет в секторе государственного управления (бюджетный учет) является составной частью

– необходимость организации учета в разрезе статей бюджетной классификации

– Раздел 5 «Санкционирование расходов экономического субъекта»

Профессиональные информационные системы в сфере...

Профессиональные информационные системы в сфере бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

К особенностям бухгалтерского учета в бюджетном учреждении можно отнести:  необходимость организации учета в разрезе статей бюджетной классификации

Особенности учета и налогообложения в бюджетных учреждениях

Бюджетные организации ведут бухгалтерский учет на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных

Правила ведения учета в учреждениях зависят от их статуса. Они устанавливаются исходя из правовых положений данных учреждений (в...

Порядок применения бюджетной классификации в соответствии...

Ключевые слова: бюджетное учреждение, бюджетная классификация, бюджетный процесс, код бюджетной классификации, сектор государственного

Бюджетная классификация и бюджетный учет являются надежным и качественным инструментом, который гарантирует...

Бухгалтерский учет операций санкционирования...

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004г. произошли кардинальные изменения основных принципов построения системы организации бюджетного учета с целью...

Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета...

Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Бухгалтерский учет в секторе государственного управления (бюджетный учет) является составной частью российской национальной системы бухгалтерского учета...

Предпосылки организации внутреннего контроля в бюджетных...

Статья рассматривает современное бюджетное учреждение культурно-досугового типа, как экономического субъекта с потенциалом эффективного хозяйствования, что актуально в условиях ограниченных бюджетных возможностей государства. Автор предлагает решение...

Классификация внебюджетных затрат государственных...

В федеральных государственных учреждениях бюджетные затраты путевого хозяйства и

Классификация видов внебюджетных затрат государственных учреждений путевого

Основные термины (генерируются автоматически): затрата, Управление затратами, Сфера...

Учет доходов учреждений в свете последних изменений...

Минфин РФ издал приказ от 27.12.2017 № 255н 2, в котором говорится о том, что в классификацию операций сектора государственного управления введены обновленные коды. В рабочий план счетов было необходимо ввести новые счета аналитического учета...

Задать вопрос