Формы организации сотрудничества с родителями | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Семейное воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.

Дата публикации: 20.02.2018

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Юдина, А. А. Формы организации сотрудничества с родителями / А. А. Юдина, Н. А. Базина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3163/ (дата обращения: 19.05.2024).



Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия, не поощряя, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг. И мы, педагоги, испытываем трудности в выборе форм взаимодействия, нововведений в сотрудничество с родителями, активного включения их в жизнь ДОУ. В своей работе — поиск форм сотрудничества с родителями мы рассматриваем в качестве одной из важных направлений деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования.

Как показывает практика, дети начинают посещать дошкольное учреждение примерно с 2 лет. Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни ребёнка, когда формируется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие ребёнка. Для того, чтобы их пребывание в ДОО было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями, с семьями воспитанников.

Семья играет главную роль в жизни ребенка. У ребенка, живущего в атмосфере доверия, доброжелательности, искренней заботы, взаимопомощи, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Главное условие развития взаимодействия с семьёй — общение в системе «Педагог — ребёнок — родитель».

На начальном этапе развития этого взаимодействия необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, способствовать формированию доверительных отношений родителей к нам-воспитателям, воспитанию потребности делиться своими проблемами и искать совместно пути их решения.

В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
  3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  4. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  5. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных и современных форм сотрудничества с семьёй.

–Анкетирование, индивидуальные беседы с родителями

–Совместные занятия

Обучение родителей методам и техникам организации игровых развивающих занятий.

–Консультации

–Мастер-классы с родителями

Развитие творческих способностей родителей и детей.

–Зарядка с родителями

Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни.

–Совместные игры с родителями

Помочь родителям и детям ощутить радость, от совместной двигательно-игровой деятельности.

–Экскурсии с родителями

Формирование положительного взаимоотношение между родителями, детьми и воспитателями. Расширение кругозора ребенка.

– Совместные проулки

Создавать атмосферу взаимопонимания детей, родителей и работников ДОУ.

–Мини-музеи

Создание в группе мини-музея это обогащение развивающей среды группы, ДОО.

–Тематические выставки

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

–Стенгазета

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместной деятельности, получить положительные эмоции, чувство коллективности.

–Развлечение на улице

Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

–Общение с родителями соц. сетях

Общение с родителями в соц. сетях решает проблему «информационного кризиса». Заглянув на страничку в сети, родители могут ознакомиться с режимом дня, планом проведения мероприятий, успехами и достижениями детей, просмотреть фотографии, задать интересующий их вопрос или получить консультацию узкого специалиста (логопеда, психолога).

В современном мире наши родители настолько заняты своей работой, что порой не могут найти время, чтобы прийти в детский сад. А вот в сети Интернет я убедилась, родители наших воспитанников бывают часто. Порой задают вопросы, узнают новости детского сада и чем занимается их любимое чадо.

С целью повышения психолого-педагогической культуры родителей в своей работе способствуем привлечению родителей в организацию и проведение интересных тематических недель. Объединение всех участников педагогического процесса вокруг актуальной темы создаёт общность чувств, единый эмоциональный настрой, что обеспечивает более тесное и содержательное общение между детьми, педагогами, родителями и позволяет преобразовать знания, умения и навыки ребёнка. Так, с целью пропаганды лучшего родительского опыта воспитания здорового образа жизни в семье,

в рамках тематической недели в детском саду «Зимние виды спорта и развлечения» совместно с увлеченными спортом родителями организовали спортивное развлечение «Зимние олимпийские игры» и «Совместное посещение хоккейного клуба «Юность»

Все формы взаимодействия с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Чем лучше налажено общение между семьёй и педагогами, тем большую поддержку получит ребёнок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.

Совместные мероприятия с родителями дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку столь необходимую для решения любых воспитательных задач, способствуют созданию дружеского партнерства между дошкольным учреждением и семьёй, установлению доверительных отношений, позволяют наглядно презентовать творческую работу детского сада и работу по взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Конечно, говорить о целях и результатах вообще довольно сложно, поскольку они всегда проявляются в будущем. Ведь нельзя же судить о результатах по количеству проведенных мероприятий. Однако, открытость родителей, их активность, искренность, желание участвовать в совместных проектах, их заинтересованность, говорит нам о том, что мы находимся в нужном направлении и будем искать новые возможности привлечь родителей для интересных совместных мероприятий.

Целевая прогулка в осенний лес с детьми раннего возраста и родителями.

Предварительная работа. Наблюдение за осенними изменениями в природе, чтение стихотворений, рассматривание картин и иллюстраций в детском саду и дома.

Цель: формировать у детей первые связные представления об осени.

Задачи:

– Вовлечь детей в игровую ситуацию, развивать чувство прекрасного, пробуждать к двигательной импровизации, развивать речь.

– Учить детей выполнять необходимые действия получая результат; заботится об окружающих, не тревожить понапрасну.

– Уточнять названия: дерево, куст; познакомить детей с понятиями: гладкий, шершавый, колючий, тяжелый, легкий, длинный, короткий, толстый, тонкий; познакомить с обитателями леса — белкой.

– Дать детям элементарное представление о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботится о них.

– Познакомить родителей с подвижными и дидактическими играми (с использованием природного материала) детей раннего возраста на прогулки.

Ход прогулки:

Дети с мамами и воспитателями приходят в лес.

Воспитатели здороваются со всеми и предлагают поздороваться с деревьями, с птичками и т. д., «Доброе утро, лес», «Здравствуй, небо голубое», «Здравствуй солнце золотое», «Здравствуй тетушка ворона».

Затем воспитатель обращает внимание на то как падают листочки с деревьев, предлагает пособирать их. Одни дети набирают охапки разноцветных листьев, другие приносят их в ведерках, корзинах. Всё это сгружается в укромное местечко, где-нибудь под ёлочкой. Здесь будет берлога для медведя. Ему будем мягко и тепло спать в такой берлоге.

Помогли медведю сделать берлогу, теперь можно с ним поиграть.

Воспитатель сажает возле «берлоги» большого игрушечного медведя и проводит игру «У медведя во бору».

Потом ребятам предлагают сделать букет, попутно называть цвет и размер листьев, говоря: «Один листик, ещё один ещё один и получится красивый букет всем на радость.

Собрали осенние листья, и взрослый обращается к детям: «Смотрите, какой ярко-красный лист?» У кого сегодня красная куртка, кому дадим этот листик? У кого плащ такого же цвета? У кого штаны коричневые? Настя, какого цвета твои ботиночки? Вот и найди здесь лист зеленого цвета. А теперь соберитесь все вместе. Смотрите, ребята, какой пёстрый букет из листьев такой же красивый букет из детей получился! Все смеются — и вправду букет!

А сейчас поиграем вместе с мамами в подвижную игру «Мы осенние листочки…».

Мы — листочки, мы — листочки, (Дети стоят в кругу с листочками в рука.)

Мы — осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул — полетели. (Дети разбегаются)

Мы летали, мы летали, (Дети снова бегают, помахивая листочками)

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок. (Дети приседают на корточки, поднимают листочки над головой)

Ветер снова подул (Дети снова разбегаются, помахивая листочками)

И листочки быстро сдул.

Покружил их, покружил

И на землю опустил. (Дети подбрасывают листочки вверх, кружатся, приседают)

Воспитатель говорит ребятам, что на прогулке нет нашей нянечки и просит собрать для неё все листья в букет.

Педагог предлагает пойти дальше по дорожке.

Зашагали наши ножки

Прямо по дорожке, топ-топ.

Вот как мы умеем, топ-топ.

Ну-ка веселее, топ-топ,

Это наши ножки, топ-топ,

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам…

На опушке леса педагог обращает их внимание на деревья, кусты и показывает ствол, ветки, листья: «У деревьев тонкие и толстые».

Ребята, посмотрите какой большой ствол у дерева, он шершавый.

Давайте его потрогаем?

(Дети трогают ствол дерева)

Дет начинают бегать, аукаться: «Ау! Потерялись мы в лесу!» прятаться за толстым деревом: «Ау! Ищите нас! Мы спрятались за деревом».

Набегавшись, все собираются вокруг воспитателя, который предлагает принести палочки, кому какая нравится. Все рассматривают палочки, определяют: длинная, короткая, толстая, тонкая.

Воспитатель показывает мягкую игрушку белку, расположив её невысоко на нижних ветвях ёлочки.

«Смотрите, ребята, кто-то внимательно на вас смотрит сверху», говорит воспитатель.

Кто это? Рыжий хвост пушистый! Конечно, это белка — хозяйка леса.

Давайте поздороваемся с ней, успокоим её: «Мы — добрые люди, не обижаем ни зверей, ни птиц, погостим и уйдем».

Взрослый с помощью детей отмечает яркие отличительные признаки. Дети рассказывают, чем питается белка, где живет, как называется её дом. Воспитатель предлагает детям рассказать и показать, как передвигается белка по деревьям, по земле. Затем прощаются с хозяйкой леса.

Воспитатель подводит детей, где можно набрать желудей и шишек. Дети обращают внимание на шляпку желудя и определяют маленькая она или большая. Воспитатель просит определить, какая из двух шишек больше.

Затем отбирает несколько камешков, желудей, шишек, просит пощупать предметы и назвать те, у кого гладкая поверхность.

Педагог, держа на ладони две веточки, предлагает кому-нибудь из детей: «Возьмите тонкую ветку, возьмите длинную, затем толстую, короткую».

Предлагает сложить ладошки лодочкой: «Угадай, что я тебе в ладошки положила: шишку или желудь? Палочку или травинку?»

Воспитатель обращает внимание детей на гнёзда птиц и скворечники, спрашивает, для кого эти домики? Для птичек! — отвечают дети.

А давайте поиграем в игру «Птички и дождик». Потом воспитатель показывает детям рябину. Дети любуются ею, слушают рассказ воспитателя о том, что осень приготовила подарки и птицам: «Но только птицам нужно дождаться морозов. Когда землю накроет снежной шубой зимушка-зима, затрещат морозы, вот тогда прилетят птицы за угощение к рябине». Все дружно решают, что детям не стоит срывать ягоды, они нужны птицам.

Затем дети и взрослые выходят к пруду, видят там уток, воспитатель предлагает покормить уток.

Далее воспитатель предлагает пройти на площадку и попить чаю (из термосов) с печеньем.

Литература:

  1. Давыдова О., Майер А., Богославец Л.. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. Издательство «Сфера», 2012.-128с.
  2. Жесткова Л. С. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы. 2014 год
  3. Носова Е. А.. Семья и детские сад. Педагогическое образование родителей. «Детство-Пресс». 2009г.
  4. Цветкова Т. В.. Социальное партнерство детского сада с родителями. Издательство «Сфера», 2013 год
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, детский сад, воспитатель, листочек, дерево, ранний возраст, дошкольное учреждение, здоровый образ жизни, красивый букет.

Похожие статьи

«Осенние листья». Методическая разработка организованной...

ребенок, родитель, детский сад, воспитатель, листочек, дерево, ранний возраст, дошкольное учреждение, красивый букет, здоровый образ...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое условие, развивающая предметно-пространственная среда, Иваново.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни...

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое условие, развивающая предметно-пространственная среда, Иваново.

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных...

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Сценарий совместной деятельности взрослых с детьми раннего...

Воспитатель. Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

Совместная деятельность с родителями по формированию...

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Похожие статьи

«Осенние листья». Методическая разработка организованной...

ребенок, родитель, детский сад, воспитатель, листочек, дерево, ранний возраст, дошкольное учреждение, красивый букет, здоровый образ...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое условие, развивающая предметно-пространственная среда, Иваново.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни...

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое условие, развивающая предметно-пространственная среда, Иваново.

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных...

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Сценарий совместной деятельности взрослых с детьми раннего...

Воспитатель. Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

Совместная деятельность с родителями по формированию...

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Задать вопрос