Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарова, Е. С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов / Е. С. Захарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5.1 (15.1). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3004/ (дата обращения: 16.05.2024).



Коллективистское, командное соратническое отношение к тем достижениям, которые ты достигаешь в своей жизни, дает гораздо большее ее наполнение содержанием. Потому что, чем больше ты делишь, тем больше тебе возвращается.

Алишер Усманов

Чегдомынский горно-технологический техникум – единственное профессиональное образовательное учреждение в Верхнебуреинском районе Хабаровского края, которое готовит квалифицированных рабочих и специалистов. В основном это специальности, в которых нуждается наше градообразующее предприятие «Ургалуголь».

В 2013 году, проведя районный мониторинг потребностей в кадрах, мы получили информацию о том, что управление образования испытывает острую потребность в педагогах дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ). Поэтому в 2014 году на базе техникума был открыт набор на специальность «Дошкольное образование». В свои стены мы приняли 25 студентов.

Горно-технологический техникум не имел достаточного количества ресурсов, регламентированных соответствующими требованиями стандартов и других нормативных документов. Это обусловило реализацию основной профессиональной образовательной программы по сетевому принципу. Ст.15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ определяет возможность освоения обучающимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций.

Программа подготовки, организованная по принципу сетевого взаимодействия. Под сетевым взаимодействием мы понимаем совместную деятельность образовательных организаций, в результате которой формируется группа обучающихся для освоения образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. Так студенты техникума осваивают в других образовательных организациях часть профессионального модуля, например, практические занятия модуля и различные виды практик.

Творческая группа преподавателей техникума разработала образовательную модель профессиональной подготовки будущих воспитателей. В состав творческой группы вошли Захарова Е. С. (ЧГТТ, методист), Кузнецова И. А. (ЧГТТ, педагог-психолог), Симашко Л. А. (ЧГТТ, председатель методической комиссии), Захарова О. В. (МБОУ ДОУ № 8, логопед), Логачёва И. В. (МБОУ ЦПП МСП, психолог), Дмитриева И. Г. (МБОУДО «ЦРТДиЮ», педагог дополнительного образования). В реализацию разработанной модели были вовлечены все руководители ДОУ п.Чегдомын: Илющенко П. Н., районный методист по дошкольному образованию, Кобозова Н. В., заведующая ДОУ №8, Фролова А. М., заведующая ДОУ №9, Тушинская С. В., директор МБОУ ЦПП МСП.

Сложилась творческая команда заинтересованных специалистов, обладающих профессиональной компетентностью, способных работать в динамично меняющихся условиях, самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи. Отметим, что в Верхнебуреинском районе Хабаровского края существует тенденция к формированию единой информационной структуры в системе дошкольного образования. Это позволяет расширить профессиональную и социальную ситуации развития обучающихся за привлечения кадровых, научно-методических, организационных ресурсов образовательных организаций.

Механизм сетевого взаимодействия предусматривает разработку и осуществление совместных программ, проектов, отдельных мероприятий и событий, связанных с профессиональным обучением студентов. На начало каждого учебного года разработаны совместные планы работы с Хабаровским педагогическим колледжем имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша, (КГБ ПОУ ХПК) центром психолого-педагогической, медицинской и социальной (ЦПП МСП) и другими образовательными организациями района.

Механизм сетевого взаимодействия предусматривает разработку и осуществление совместных программ, проектов, отдельных мероприятий и событий, связанных с профессиональным обучением студентов. На начало каждого учебного года разработаны совместные планы работы с Хабаровским педагогическим колледжем имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша, (КГБ ПОУ ХПК) центром психолого-педагогической, медицинской и социальной (ЦПП МСП) и другими образовательными организациями района.

Для реализации программы профессионального модуля ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей техникум заключил договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с МБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». Центр предоставляет кабинеты декоративно-прикладного искусства на условиях безвозмездного пользования. Для реализации МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом центр предоставляет помещение вокальной студии «Свирель».

Организация сетевого взаимодействия с Центром развития творчества детей и юношества позволила создать мотивированную образовательную среду для профессионального обучения студентов. Обстановка специально оборудованных кабинетов и помещений обусловливает достойное поведение, располагает заниматься так, чтобы работы студентов не выглядели хуже работ школьников.

Совместными мероприятиями с МБОУ ЦПП МСП стали: изучение проблем и рисков организации и проведения общепрофессиональной дисциплины ОП 02 Психология на базе МБОУ ЦПП МСП, организация и проведение учебного занятия в форме «Что? Где? Когда?», организация и проведение внеаудиторного занятия «Эта удивительная психология».

Основными направлениями работы с КГБ ПОУ ХПК выступают: проведение консультаций и обмен опытом по вопросам организации различных видов практик обучающихся специальности 44.02.01 Дошкольное образование с участием работодателей, проведение интернет-консультации по вопросам написания курсовых и выпускных квалификационных работ обучающихся, проведение вебинаров, помощь в разработке методических рекомендаций по организации учебной/производственной практики обучающихся специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

С 10 по 28 октября в рамках проекта «Педкластер 27» в Хабаровском педагогическом колледже имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша проходила олимпиада профессионального мастерства среди студентов среднего и высшего профессионального образования – будущих воспитателей детей дошкольного возраста. Олимпиада проводилась в целях развития профессиональных компетенций будущих педагогов и повышения престижа профессии. Задания разработаны с учетом требований стандартов WorldSkills Russia.

С 10 по 12 октября 2016 г. проходил заочный отборочный этап с применением дистанционных технологий. В нем приняли участие 27 студентов из четырех организаций, ведущих подготовку будущих воспитателей детей дошкольного возраста.

В очном туре олимпиады приняли участие две студентки 3 курса нашего техникума: Кликавка Алина Евгеньевна, Флусова Полина Сергеевна. В жюри олимпиады были приглашены представители всех организаций-участников, а также независимые эксперты от работодателей и социальных партнеров (КГАOУ КЦО, КГБОУ ХКИППКСПО).

Перед участниками олимпиады были поставлены сложные профессиональные задания. Первое испытание – представление самопрезентации «Быть воспитателем непросто». Студентки продемонстрировали умение самопрезентации, ведения диалога.

Второе конкурсное испытание – театрализованная деятельность – все участницы прошли достойно. Обучающимся необходимо было продемонстрировать умение организовать и провести театрализованную деятельность с использованием кукольного театра.

Третье конкурсное испытание – пластилинография – предполагало демонстрацию умения создавать изделие в технике рисования пластилином на разных поверхностях в индивидуальной работе с детьми.

Все испытания наши студентки прошли достойно: Кликавка Алина получила диплом I степени, Флусова Полина – диплом III степени.

В рамках олимпиады для студентов, преподавателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений в Хабаровском педагогическом колледже на базе лаборатории «Здоровьесберегающие технологии» был проведен семинар «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья через использование здоровьесберегающих технологий», по итогам олимпиады – круглый стол, обсуждены проблемы подготовки специалистов для системы дошкольного образования Хабаровского края.

В заключение отметим проблему, возникающую в ходе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, а именно: отсутствие готового образовательного контента и отработанных методик его создания. Педагоги ДОУ недостаточно подготовлены для создания образовательного контента. Данная проблема решалась путем проведения обучающих семинаров, круглых столов, вебинаров (online семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред) с участие преподавателей техникума, Хабаровского педагогического колледжа, а так же в ходе курсового повышения квалификации специалистов ДОУ.

Таким образом, что формирующийся опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций выступает реальным механизмом подготовки квалифицированного специалиста. Реализация данного механизма способствует достижению качества профессионального образования, соответствующего требованиям современного рынка труда за счет повышения эффективности имеющихся образовательных, научно-методических, кадровых и организационных ресурсов.

Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, дошкольное образование, Хабаровский педагогический колледж, имя Героя, Калараш, профессиональное обучение студентов, Советский Союз, Хабаровский край, Верхнебуреинский район, горно-технологический техникум.

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений...

сетевое взаимодействие, Хабаровский педагогический колледж, дошкольное образование, имя Героя, Калараш, профессиональное обучение студентов, Хабаровский край, Советский Союз, Верхнебуреинский район...

КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя...»

...педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша». Адрес: Россия, Дальневосточный федеральный округ, Хабаровский край, городской округ Хабаровск

Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г. — Кальницкая И. Г., Хорева Г. В.

КГБ ПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Верхнебуреинский район Хабаровского края фронту.

Этот загадочный скиппинг. Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г. — Захарова Е. С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих...

Путь к великой победе. Верхнебуреинский район Хабаровского...

Великая Отечественная война, Верхнебуреинский район, Советский Союз, рудник, Обогатительная фабрика, немец были, рубль, Хабаровский край, конусная дробилка, крупное дробление.

Траектории кластерного взаимодействия в системе...

Определяя модель взаимодействия учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования в формате реализации Педагогического кластера-27 на базе Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша...

Из опыта деятельности краевой инновационной площадки...

Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 10.05.2016 № 822 о присвоении

В техникуме реализуется 9 профессиональных образовательных программ, по которым обучается 1324 студентов, в т.ч. 962 по очной форме, из них 7 человек инвалидов.

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

методическая работа, сетевое взаимодействие, профессиональная компетенция, компетентность, качество дошкольного образования, единое

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое сообщество...

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

...технологий профессионального образования (обучения предмету), включая технологий электронного и дистанционного обучения…», но и

Так, на основе опроса студентов Татарского педагогического колледжа Новосибирской области были получены такие...

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений...

сетевое взаимодействие, Хабаровский педагогический колледж, дошкольное образование, имя Героя, Калараш, профессиональное обучение студентов, Хабаровский край, Советский Союз, Верхнебуреинский район...

КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя...»

...педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша». Адрес: Россия, Дальневосточный федеральный округ, Хабаровский край, городской округ Хабаровск

Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г. — Кальницкая И. Г., Хорева Г. В.

КГБ ПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Верхнебуреинский район Хабаровского края фронту.

Этот загадочный скиппинг. Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г. — Захарова Е. С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих...

Путь к великой победе. Верхнебуреинский район Хабаровского...

Великая Отечественная война, Верхнебуреинский район, Советский Союз, рудник, Обогатительная фабрика, немец были, рубль, Хабаровский край, конусная дробилка, крупное дробление.

Траектории кластерного взаимодействия в системе...

Определяя модель взаимодействия учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования в формате реализации Педагогического кластера-27 на базе Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша...

Из опыта деятельности краевой инновационной площадки...

Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 10.05.2016 № 822 о присвоении

В техникуме реализуется 9 профессиональных образовательных программ, по которым обучается 1324 студентов, в т.ч. 962 по очной форме, из них 7 человек инвалидов.

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

методическая работа, сетевое взаимодействие, профессиональная компетенция, компетентность, качество дошкольного образования, единое

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое сообщество...

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

...технологий профессионального образования (обучения предмету), включая технологий электронного и дистанционного обучения…», но и

Так, на основе опроса студентов Татарского педагогического колледжа Новосибирской области были получены такие...

Задать вопрос