Автор: Козаева Гульнара Ролландовна

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Козаева Г. Р. Система управления инновационным развитием ссуза // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



В настоящее время подготовка конкурентоспособного специалиста является главной задачей любого профессионального образовательного учреждения. Динамично развивающийся мир диктует создание адекватных организационно-управленческих условий для инновационного образа жизни в каждом учреждении образования. Они связаны с организацией в них особого инновационного климата — обстановки, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе, формирующего инновационность, как ведущее качество профессионально-педагогической культуры коллектива, отличающегося особым укладом жизни [3, с. 219–222]. Организационно-управленческие условия должны включать управляющую и управляемую подсистемы, функционирующие в тесной взаимосвязи.

Управляющая подсистема (субъект управления) вырабатывает цели и осуществляет соответствующее воздействие на управляемую подсистему. Управляемая подсистема принимает команды управления и в результате между двумя подсистемами циркулирует разнообразная информация педагогического и управленческого характера, которая необходима для инновационного развития образовательного пространства.

В числе главных объектов целостной системы управления инновационным развитием ссуза определены:

‒ подбор и расстановка кадров, включающие их подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

‒ разработка и определение оптимального содержания деятельности методической службы ссуза;

‒ экономическое обеспечение, включающее создание соответствующей материально-технической базы, нормативное финансирование, социальную защиту работников;

‒ разработка и реализация новых технологий обучения и развития студентов;

‒ процессы взаимодействия с внешней средой, включающие установление взаимовыгодных отношений с заинтересованными субъектами социально-экономической среды, сотрудничество с органами управления образованием, связи с различными предприятиями и организациями.

Систему управления развитием инновационной среды ссуза необходимо разделить на специальные звенья: методическое звено, звено управления разработкой и реализацией новых педагогических технологий, звено управления подбором и расстановкой кадров, звено управления экономическим обеспечением, звено управления установлением взаимовыгодных отношений с субъектами внешней социально-экономической среды.

Каждое звено управления самостоятельно выполняет относящуюся к нему область задач, но лишь во взаимодействии с другими звеньями каждое из них способно выполнять общее функциональное предназначение.

Неудовлетворительное состояние одного из звеньев управления оказывает негативное влияние на функционирование всех других объектов (субъектов) управления.

Для создания условий для инновационного развития ссуза мы считаем необходимым распределение функций управления между звеньями системы и обеспечение оптимальных условий функционирования и последующего развития этой системы. Структура такой системы представлена на рис.1.

Рис.1.Структурно-функциональная система управления инновационным развитием ссуза.

Представленная система управления способствует укреплению как горизонтальных, так и вертикальных связей и направлена на реализацию имеющихся целей и задач.

Педагогический совет определяет стратегию и тактику образовательного процесса. За исполнение задач образовательного учреждения ответственность несет директор, за исполнение задач методической службы — заместитель по научно-методической работе. Управление на уровнях директора и его заместителя по научно-методической работе осуществляется при участии служб поддержки (бухгалтерия, отдел кадров) и служб обеспечения (психологической, социологической). Заместитель директора по научно-методической работе осуществляет управление методической службой через научно-методический совет, одновременно являясь его председателем. Методический совет руководит всей методической работой ссуза. На нем, по нашему мнению, лежит решение главной задачи по созданию эффективной системы подготовки специалистов в условиях инновационной среды. Структура управления формирует горизонтальное построение системы через цикловые методические комиссии, методический кабинет. Педагогические задачи обучения и воспитания вырабатывают и реализуют цикловые методические комиссии, они формируют программно-методические материалы, разрабатывают и внедряют новые технологии обучения, моделируют и конструируют инновационный педагогический труд, проводят научно-исследовательскую работу. Методический кабинет осуществляет анализ деятельности педагогов, оформление педагогического опыта [2, с.10]. Для решения инновационных задач формируются новые субъекты: временные и постоянные, обеспечивающие развитие методической службы, развивающее обучение, воспитание.

Преподаватели — главные действующие лица, непосредственно взаимодействующие с учащимися в процессе обучения. От их знаний и умений управлять образовательным процессом зависят конечные результаты образования. Инновационная деятельность всегда связана с необходимостью изменений профессиональной, социальной среды. Педагоги оказываются в ситуации необходимости переосмысления и переоценки своих принципов, опыта, принятия новых межличностных и социальных отношений. Создание, внедрение и принятие инноваций требует от личности эмоционального, интеллектуального и нравственного напряжения, а также педагогической креативности [1, с.65]. Для достижения поставленной цели мы считаем, что необходимо:

  1. Внедрить постоянно действующую методическую систему оценки и аттестации работников ссуза.
  2. Создать систему экономического обеспечения инновационной деятельности. Организовать необходимое финансовое обеспечение.
  3. Создать систему разработки и реализации педагогических технологий обучения, воспитания и развития. Организовать научно-исследовательскую работу по освоению новых педагогических технологий.

Разработать и внедрить систему оказания методической помощи педагогическим и руководящим работникам ссуза. Разработать и внедрить систему работы с передовым педагогическим опытом.

  1. Внедрить эффективную систему подбора и расстановки квалифицированных кадров, отвечающих за ту или иную деятельность в колледже.
  2. Установить взаимовыгодные отношения с заинтересованными организациями, учреждениями, предприятиями. Организовать распространение передового педагогического опыта работы коллектива ссуза во внешней среде образовательного пространства.

Все звенья управления формируют условия инновационного развития. В то же время определяются чёткие позиции равноправного сотрудничества с различными субъектами на основе действующих правовых норм. Предпосылкой для создания демократического режима развития образовательной системы является умелое управление процессом.

Проектируемая нами система управления в иерархии имеет много уровней. Для выделения уровней модели использовалась диалектическая теория познания, которая рассматривает развитие как движение от простого к более сложному, то есть от эмпирического уровня к теоретическому и практике.

Литература:

  1. Евдокименко Н. Л. К осмыслению инновационных процессов в образовании/Инновационное образование: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск.- 2011.-С.65
  2. Ледянкина М. А. Организация деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ледянкина Марина Александровна; — Киров, 2012.-С. 10
  3. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авт.-сост.: В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. М.: ФИРО, 2010. — Вып. 1.-146 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов