Библиографическое описание:

Химматалиев Д. О., Лапасов Ж. О., Усмонова Х. М., Сайфиева Ю. У. Нравственная и профессиональная культура будущего учителя как национальная ценность профессионально-педагогического образования // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 3-5.



Нравственная ипрофессиональная культура будущего учителя как национальная ценность профессионально-педагогического образования

Химматалиев Дустназар Омонович, старший научный сотрудник-исследователь;

Лапасов Жасур Олимжонович, ассистент;

Усмонова Хурсаной Махмуд кизи, студент;

Сайфиева Юлдуз Уктам кизи, студент

Ташкентский институт ирригации и мелиорации (Узбекистан)

Нравственная и профессиональная культура учителя — это целостная система элементов. В настоящее время они находят отражение в различных профессиограммах, представляющих профессионально-значимые качества личности учителя в модельно- эталонном варианте.

Анализ профессиональной подготовки учителя в системе образования Республики Узбекистан показал, что по предмету содержания среди ценностей педагогической деятельности авторы выделяют ценности самодостаточного и инструментального типов, которые находят свое выражение в целях педагогической деятельности, связанных, прежде всего, с развитием личности учащихся. Они определяют систему его профессионально-ценностных ориентаций на общение с учащимися, сотрудничество с ними и другое. Усвоение ценностей педагогической деятельности создает фундамент профессиональной культуры учителя. К числу базовых относят следующие группы ценностей:

национальные и общечеловеческие: личность учащихся как главная педагогическая ценность и личность педагога, способного к развитию и саморазвитию;

мировоззренческие: отражение совокупного педагогического идеального представления в педагогических теориях;

практические: способы педагогической деятельности в прогрессивных педагогических системах;

личностные: индивидуальные характеристики педагога как субъекта педагогической культуры [1]; [2]; [3, с.80–84].

Стратегической линией современной подготовки учителя следует признать развитие личности учителя, способного выходить за пределы нормативной деятельности, на уровень творчества в широком смысле, способного к педагогической рефлексии. Это может стать реальностью лишь при переосмыслении базовых ценностей профессиональной подготовки, при совершенствовании отечественной системы педагогического образования на основе национальных ценностей [4, 52–58]. В этом случае, по нашему мнению, базовым компонентом профессиональной подготовки должна являться нравственная культура учителя, и задача ее воспитания поставлена в качестве первоочередной в перспективе теоретического обоснования и практической реализации.

Перспективным представляется намеченный путь осмысления субъективного опыта переживаний личности, позволяющий актуализировать изучаемые проблемы. Методика должна при этом обеспечить условия, в которых учитель попадает в необходимость критически осмыслить свой опыт, «дискредитировать» собственные представления, чтобы затем выстроить свое педагогическое кредо, приобрести опыт конструирования педагогических ситуаций и технологий на новых ценностных гуманистических основаниях. Перспективы обновления процесса педагогической подготовки видятся в выделении в качестве аксиологических приоритетов традиционных национальных ценностей отечественных образовательных учреждений (уважение личного достоинства учащихся, признание ценности его духовного мира, установка на развитие чувств учащихся и другие).

В истории педагогического образования к началу ХХ века активно развивались четыре ценностно-типологические модели подготовки учителя: функционально-государственная модель; народно-демократическая модель; научно-педагогическая модель; личностно-антропологическая модель. К концу ХХ века оформилась модель личностно-ориентированного подхода (в обучении и воспитании), которая продолжает разработку гуманистической парадигмы. На фоне сложившейся социокультурной ситуации гуманистическая ориентация образовательного процесса стала основополагающей для педагогической науки.

К настоящему времени психолого-педагогическая наука по новому переосмыслила педагогический процесс, подведя к пониманию того, что реализация субъект-субъектных отношений учителя с учащимися предполагает переориентацию мировоззрения учителя на иной уровень взаимодействия, ломку многих педагогических стереотипов, касающихся общения с учащимися.

В исследованиях последнего времени наметилось несколько направлений разработки данной проблемы. Первое направление можно условно назвать технологическим. Именно в этом направлении ведутся сегодня основные разработки профессиональной подготовки будущего учителя.

Второе направление разрабатывает вариант классической педагогической этики, которая как предмет профессиональной подготовки учителя практически выпала из учебных планов вузов в последние два десятилетия.

Третье направление представлено работами философского плана, в которых лишь небольшой раздел посвящается профессиональной этике учителя.

Подводя итоги, следует констатировать — важно сохранение преемственности традиционных ценностных приоритетов образовательных учреждений при определении профессиональных личностных качеств учителя в теории педагогической науки. Это позволяет определить нравственную и профессиональную культуру как национальную ценность профессионально-педагогического образования.

Литература:

  1. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: 1990.
  2. Лещинский В. И. Педагогическая технология личностной ориентации. — Воронеж: 1998.
  3. Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога./Педагогика. — 1991. № 9. –С.80–84.
  4. Сластенин В. А., Шутенко А. И. Профессиональное самопознание учителя./ Магистр, 1995, № 3. — С.52–58
Основные термины (генерируются автоматически): подготовки учителя, профессиональной подготовки, педагогической деятельности, будущего учителя, профессиональной подготовки учителя, ценностей педагогической деятельности, подготовки будущего учителя, культура учителя, личности учителя, педагогической науки, профессиональной подготовки будущего, профессиональная культура учителя, культура будущего учителя, профессиональной культуры учителя, Усвоение ценностей педагогической, качества личности учителя, современной подготовки учителя, профессиональной этике учителя, педагогической деятельности авторы, нравственная культура учителя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов