Библиографическое описание:

Химматалиев Д. О., Лапасов Ж. О., Усмонова Х. М., Сайфиева Ю. У. Нравственная и профессиональная культура будущего учителя как национальная ценность профессионально-педагогического образования // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 3-5.



Нравственная и профессиональная культура учителя — это целостная система элементов. В настоящее время они находят отражение в различных профессиограммах, представляющих профессионально-значимые качества личности учителя в модельно- эталонном варианте.

Анализ профессиональной подготовки учителя в системе образования Республики Узбекистан показал, что по предмету содержания среди ценностей педагогической деятельности авторы выделяют ценности самодостаточного и инструментального типов, которые находят свое выражение в целях педагогической деятельности, связанных, прежде всего, с развитием личности учащихся. Они определяют систему его профессионально-ценностных ориентаций на общение с учащимися, сотрудничество с ними и другое. Усвоение ценностей педагогической деятельности создает фундамент профессиональной культуры учителя. К числу базовых относят следующие группы ценностей:

национальные и общечеловеческие: личность учащихся как главная педагогическая ценность и личность педагога, способного к развитию и саморазвитию;

мировоззренческие: отражение совокупного педагогического идеального представления в педагогических теориях;

практические: способы педагогической деятельности в прогрессивных педагогических системах;

личностные: индивидуальные характеристики педагога как субъекта педагогической культуры [1]; [2]; [3, с.80–84].

Стратегической линией современной подготовки учителя следует признать развитие личности учителя, способного выходить за пределы нормативной деятельности, на уровень творчества в широком смысле, способного к педагогической рефлексии. Это может стать реальностью лишь при переосмыслении базовых ценностей профессиональной подготовки, при совершенствовании отечественной системы педагогического образования на основе национальных ценностей [4, 52–58]. В этом случае, по нашему мнению, базовым компонентом профессиональной подготовки должна являться нравственная культура учителя, и задача ее воспитания поставлена в качестве первоочередной в перспективе теоретического обоснования и практической реализации.

Перспективным представляется намеченный путь осмысления субъективного опыта переживаний личности, позволяющий актуализировать изучаемые проблемы. Методика должна при этом обеспечить условия, в которых учитель попадает в необходимость критически осмыслить свой опыт, «дискредитировать» собственные представления, чтобы затем выстроить свое педагогическое кредо, приобрести опыт конструирования педагогических ситуаций и технологий на новых ценностных гуманистических основаниях. Перспективы обновления процесса педагогической подготовки видятся в выделении в качестве аксиологических приоритетов традиционных национальных ценностей отечественных образовательных учреждений (уважение личного достоинства учащихся, признание ценности его духовного мира, установка на развитие чувств учащихся и другие).

В истории педагогического образования к началу ХХ века активно развивались четыре ценностно-типологические модели подготовки учителя: функционально-государственная модель; народно-демократическая модель; научно-педагогическая модель; личностно-антропологическая модель. К концу ХХ века оформилась модель личностно-ориентированного подхода (в обучении и воспитании), которая продолжает разработку гуманистической парадигмы. На фоне сложившейся социокультурной ситуации гуманистическая ориентация образовательного процесса стала основополагающей для педагогической науки.

К настоящему времени психолого-педагогическая наука по новому переосмыслила педагогический процесс, подведя к пониманию того, что реализация субъект-субъектных отношений учителя с учащимися предполагает переориентацию мировоззрения учителя на иной уровень взаимодействия, ломку многих педагогических стереотипов, касающихся общения с учащимися.

В исследованиях последнего времени наметилось несколько направлений разработки данной проблемы. Первое направление можно условно назвать технологическим. Именно в этом направлении ведутся сегодня основные разработки профессиональной подготовки будущего учителя.

Второе направление разрабатывает вариант классической педагогической этики, которая как предмет профессиональной подготовки учителя практически выпала из учебных планов вузов в последние два десятилетия.

Третье направление представлено работами философского плана, в которых лишь небольшой раздел посвящается профессиональной этике учителя.

Подводя итоги, следует констатировать — важно сохранение преемственности традиционных ценностных приоритетов образовательных учреждений при определении профессиональных личностных качеств учителя в теории педагогической науки. Это позволяет определить нравственную и профессиональную культуру как национальную ценность профессионально-педагогического образования.

Литература:

  1. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: 1990.
  2. Лещинский В. И. Педагогическая технология личностной ориентации. — Воронеж: 1998.
  3. Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога./Педагогика. — 1991. № 9. –С.80–84.
  4. Сластенин В. А., Шутенко А. И. Профессиональное самопознание учителя./ Магистр, 1995, № 3. — С.52–58

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов