Формирование педагогического мастерства и культуры речи будущего учителя в процессе профессиональной подготовки | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Дата публикации: 29.05.2015

Статья просмотрена: 429 раз

Библиографическое описание:

Исмоилова Ю. Т. Формирование педагогического мастерства и культуры речи будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/9/141/ (дата обращения: 20.08.2018).

В конце XX столетия экономическое соревнование между промышленными и интеллектуальными странами переместилось в сферу науки, техники и технологий и, как следствие, в сферу образования. В этом плане профессиональное образование в Республике Узбекистан должно, на базе Национальной программы по подготовке кадров, достичь такого уровня, при котором оно будет в состоянии обеспечивать опережающую подготовку конкурентоспособных кадров с учетом развития науки, техники, технологий и экономики в стране и за рубежом. Новое поколение кадров должно обладать способностью ставить и решать задачи на перспективу, высокой культурой мышления и умением самостоятельно ориентироваться в различной информации, что в равной степени относится к педагогическим кадрам.

Состояние современного образования, в том числе, педагогического, важнейшее условие развития независимого Узбекистана. Безусловно, в этом главную роль играют молодые педагогические кадры, соответствующие современным требованиям профессионального мастерства. С этой целью разработана и реализуется Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан, в которой приоритетом в образовательном процессе провозглашается личность будущего специалиста, его творческий потенциал и профессиональные качества, их совершенствование [1].

Переоценка духовных ценностей, смена ориентации педагогической деятельности повлекли за собой перестройку профессиональной подготовки будущих учителей, в которой особо значимыми стали вопросы педагогического мастерства и средства его развития. Перед педагогическим образованием стоят задачи максимального раскрытия в будущем учителе его творческого потенциала, активного, деятельного начала, формирования готовности к профессиональному функционированию в сложных социокультурных условиях, словом — педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство учителя является специфическим проявлением общей культуры личности и интегративным сочетанием ее качеств, объединяющим и процесс, и результат педагогической деятельности. Педагогическое мастерство представляет собой единство использования научных закономерностей и передового педагогического опыта. Поэтому в процессе перестройки системы образования эта проблема приобрела особую значимость. Тем более, что, несмотря на принимаемые меры в педагогических учебных заведениях, еще не созданы оптимальные условия для подлинного творческого становления и профессионального саморазвития будущего учителя.

К современному специалисту в области образования предъявляются новые требования, для реализации которых необходимы качественные изменения структуры, содержания и организационных форм педагогического образования.

Перед современной педагогикой стоят новые проблемы, связанные с развитием активности, творчески, самостоятельности и суверенитета личности, с созданием условий для становления и реализации индивидуальности.

Педагогическое мастерство — высокий уровень педагогической деятельности, проявляющийся, прежде всего, в мастерстве общения и ориентированный на гарантированный педагогический результат.

Понятие «подготовка будущих учителей» представляем как коммуникативно-деятельный подход к выполнению определенных профессиональных действий по решению учебно-коммуникативных задач, направленный на развитие определенных способностей будущих учителей к педагогическому общении. Неисчерпаемо многообразие способностей у обучающихся — нужно помочь им раскрыть и развить свои способности.

Способность — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Педагогической способности в психолого-педагогической литературе дается анализ с заключением о том, что без нее учитель, как мастер своего дела не состоится, что важнейшим при этом является коммуникативный фактор.

Обучающий (преподаватель, учитель — лектор), воздействующий своей речью на обучаемых, передает им знания, разъясняет их, убеждает. В свою очередь, слушатели воздействуют на него своим отношением к тому, что он говорит, вопросами, репликами и т. д. Однако, в зависимости от содержания, формы выступления «лектора» и слушатели обогащают друг друга знаниями и впечатлениями в разной степени.

Чтобы лекция имела успех, писал А. Ф. Кони, надо: завоевать внимание слушателей и удержать внимание до конца речи [2]. Главное — дать слушателям знания. Знания организуются убеждениями. Убеждения — готовое сооружение. Знания — строительный материал. Превращение убежденности преподавателя, учителя в убежденность обучаемых — высший смысл педагогического труда, его мастерства.

Убеждения складываются из трех компонентов: знания — чувства — поведения. В убеждениях реализуется формула: понято — пережито — принято — сделано. Убеждения формируют новые взгляды, отношения или изменяют неправильные взгляды и отношения. Формы убеждения — диспуты, дискуссии, беседы, рассказ, личный пример.

Требования к убеждению: содержание и форма убеждений отвечает уровню возрастного развития личности; они строятся с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; содержат как обобщенные положения, так и конкретные факты, примеры; при убеждении необходимо анализировать факты поведения; убеждая других, преподаватель, учитель должен глубоко верить в то, что он сообщает. Четко убедить означает доказать логически, т. е. свести определенные положения к очевидным, бесспорным.

Через оптимальное педагогическое общение со студентами в процессе обучения, создаются лучшие условия для развития творческого характера будущей педагогической деятельности, для правильного формирования профессионально-личностных качеств будущих учителей, создания приятного эмоционального климата, управления социально-психологическими процессами в студенческом коллективе; как при этом реализуются и максимально используются индивидуальные способности преподавателя, его роль и сотрудничество с обучаемыми, как актуализируется педагогическое партнерство преподавателя и студента. Главной особенностью культуры педагогического партнерства и общения, необходимым условием педагогической деятельности выделяем знание и понимание преподавателем и студентами современных общественно-политических, социальных, важных внутренне государственных проблем и преподаватель приобретает огромные возможности дополнительной выразительности речи — умение интонировать, «живописать» голосом, определять собственный темп речи. Решая вопрос о наиболее благоприятном темпе речи, учитывали, что до некоторой величины ускорение темпа речи будет убыстрять процесс ее восприятия. Однако слишком быстрый темп приводит к тому, что количество информации, передаваемой в единицу времени, превышает «пропускную способность» человеческой психики, восприятие ухудшается, и часть усилий преподавателя тратится впустую.

Особое внимание — вопросам правильности и чистоты речи, ибо, как показывает опыт вузовского обучения, наиболее часты ошибки, связанные с нарушением литературных норм, использованием диалектизмов, «лишних слов»: «ну», «это», «значит», «так сказать», «короче» и др.

Педагогически правильно прочитанная лекция — это школа не только воспитания мышления и чувств для студентов, главное — это школа педагогического мастерства, культуры речи, педагогического общения. Для преподавателя важно сделать свой рассказ, беседу задушевными, найти путь к эмоциональной сфере студентов, стабилизировать профессионально-личностную мотивацию, стать мастером своего дела (учителем-творцом).

Преподаватели педагогических дисциплин целенаправленно организовывают учебный процесс — не только содержанием лекций, направленным на формирование педагогического мастерства и культуры речи, педагогического общения, но и показательным стилем изложения лекционного материала — стремиться:

1)      к точности, простоте и ясности;

2)      логической стройности и эмоциональной впечатлительности;

3)      постоянному взаимодействию с общелитературным языком;

4)      строгой обусловленности тщательно продуманных терминов;

5)      широкому использованию разнообразных стилистических ресурсов языка;

6)      разумному применению необходимых цифр, символов и знаков; опираться на три психологические функцич красноречия:

а)     привлечь внимание студентов к развертываемой речи и затем не только поддерживать, но и усиливать такое внимание;

б)     обеспечивать растущее общение между педагогом и студентами;

в)     убеждать студентов в правильности развиваемых оратором мыслей и идей, обеспечивая постепенное рационально-эмоциональное воздействие на студентов.

Мастерство педагога — понятие емкое и по своему содержанию многозначное. Оно включает эрудицию, свободное владение научным и учебным материалом, умение держаться, говорить убежденно, доходчиво, на высоком уровне культуры речи и взаимообщения с обучающимися. В научную и учебную эрудицию будущего учителя входит, прежде всего, знание народной педагогики и философско-педагогических идей, взглядов и воззрений мыслителей, особенно средневекового Востока (об учителе, его мастерстве, методах обучения и воспитания, языке и устной речи, пользования словом, об общении и отношении учителя — ученика); научно-теоретических, теоретико-педагогических и практических основ преподавания своего предмета на уровне высокого мастерства, культуры речи и педагогического общения, обусловливающих компетентное формирование у будущих учителей педагогических способностей, речевой культуры и профессионально-педагогической коммуникативности.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997. — С.63

2.                  Кони А. Ф. Советы лекторам // Сб.: «Об ораторском искусстве».-М: Госполитиздат, 1958. -С. 124.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, знание, Национальная программа, будущий учитель, педагогическое образование, творческий потенциал, Узбекистан, убеждение, способность.

Похожие статьи

Педагогический артистизм как компонент профессиональной...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение...

Развитие творческого потенциала педагогов... | Молодой ученый

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации... Сущность и содержание понятия...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности, конструктивные способности, деловая игра.

Творчество в деятельности современного педагога

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации...

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

— С.10–75. 2. Зязюн, И. А. Социальная зрелость и педагогическое мастерство будущего учителя. № 6. Советская педагогика.

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Формирование педагогических способностей будущего учителя... Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие...

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс... Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

Педагогические основы целостного развития личности будущего...

будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное время, педагогическая деятельность, воспитательный процесс, отношение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогический артистизм как компонент профессиональной...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение...

Развитие творческого потенциала педагогов... | Молодой ученый

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации... Сущность и содержание понятия...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности, конструктивные способности, деловая игра.

Творчество в деятельности современного педагога

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации...

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

— С.10–75. 2. Зязюн, И. А. Социальная зрелость и педагогическое мастерство будущего учителя. № 6. Советская педагогика.

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Формирование педагогических способностей будущего учителя... Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие...

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс... Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

Педагогические основы целостного развития личности будущего...

будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное время, педагогическая деятельность, воспитательный процесс, отношение.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос