Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Харитонова, С. С. Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе / С. С. Харитонова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2921/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.

Ключевые слова: метапредметные результаты обучения биологии основной школы, универсальные учебные действия.

ФГОС основного общего образования изменяет подходы к организации проектной деятельности обучающихся. Это выражается в возрастании роли данного вида деятельности в достижении трех групп образовательных результатов – предметных, метапредметных и личностных. Каждая из обозначенных групп результатов имеет свою специфику, обусловленную широким спектром видов деятельности, которые формирует проектная деятельность. Особо существенно результативность проектной деятельности выражается в метапредметных результатах, которые представляют собой «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями» [3]. Достижение метапредметных результатов в с учетом требований Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, реализующего программы основного образования [2] обеспечивается именно через организацию проектной деятельности, в том числе индивидуального характера. Это существенное отличие проектной деятельности, реализуемой в условиях действия Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), так как накопленный школами страны опыт проектной деятельности в предшествующие года, как правило, носил коллективный характер исполнения.

Кроме этого, ФГОС акцентирует внимание школьных учителей на необходимость формирования опыта проектной деятельности в основном во время урока, что отличает проектную деятельность прошлых лет, когда этот вид деятельности носил преимущественно внеурочный, внеклассный характер [1].

Проектная деятельность, соответствующая ФГОС, обеспечивает достижение широкого спектра УУД.

Так, на этапе выбора темы, формулировки целей и задач будущего небольшого собственного исследования у ученика развивается умение самостоятельно определять цели обучения, ставить новые задачи, развивать интересы и мотивы своей познавательной деятельности.

На этапе планирования исследования формируется умение планировать самостоятельно пути достижения цели и выбирать способы решения познавательных задач.

Во время работы с теоретическим материалом школьник учится определять понятия, классифицировать, обобщать, рассуждать, овладевает навыками смыслового чтения. При поиске информации в настоящее время ребенок активно использует информационные технологии, что способствует формированию его ИКТ-компетентности. Затем собранная и отобранная информация оформляется в виде теоретической основы проекта – происходит совершенствование у ребенка способности выражать в письменной речи мысли и умозаключения, овладение монологической контекстной речью.

Следующим этапом в организации работы над учебным проектом является проведение собственного эксперимента или выполнение творческого задания, направленного на получение субъективно новых для ребенка знаний и создание продукта его самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. На этом этапе формируется умение соотносить свои действия с планируемым результатом, контролировать и корректировать свои действия в зависимости от ситуации, работать индивидуально и в группе.

Для представления полученной информации школьник использует знаково-символические средства, средства ИКТ, совершенствует свое владение письменной речью.

При формулировке выводов школьник учится строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы, демонстрирует умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Если говорить о школьных проектах по биологии, то этот предмет имеет наибольшие возможности для формирование и метапредметной компетентности, предусмотренной ФГОС ОО – развитию экологического мышления у школьника и умения применять его [3].

Проектная деятельность обеспечивает также достижение предметных образовательных результатов, которые выражаются в овладении содержательной составляющей школьного курса биологии основной школы и формировании у учеников широкого спектра УУД познавательной направленности, таких как: практическое освоение основ проектной деятельности, развитие навыков смыслового чтения, работы с информацией, овладение методами познания [2].

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, мы можем выявить отличительные особенности проектной деятельности в контексте требований ФГОС (Таблица )

Таблица

Отличительные особенности проектной деятельности в контексте требований ФГОС

№ п/п

Сравниваемый признак

ГОС

ФГОС

1

количество участников

коллективный

индивидуальный коллективный

2

время проведения

чаще внеклассная работа

на уроке,

во внеурочной деятельности

3

позиция ученика

исполнитель

активный участник

4

роль учителя

организационная

консультативная

Знание специфики проектной деятельности по ФГОС требует иного методического инструментария ее реализации, в основу которого будет положена организация проектной работы не только вне урока, но и на самом уроке, а также вовлечение в проектную деятельность каждого ученика и создание условий для его активной самостоятельной творческой деятельности, в которой учитель лишь направляет исследовательскую деятельность учеников.

Литература:

  1. Марина А.В. Вопросы школьного учителя биологии к проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС /А.В.Марина, С.Н.Трифонова, Т.В. Новаева // Биология школе. – 2014. – №5. – С. 16-25.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) // Система ГАРАНТ: Адрес доступа: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4z5t3q7
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, основная школа, вид деятельности, контекст требований, смысловое чтение, умение, широкий спектр, школьный курс биологии.

Ключевые слова

универсальные учебные действия, метапредметные результаты обучения биологии основной школы

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы...

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы. Ключевые слова: проектная деятельность, учитель биологии...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях...

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в...

Комплексная работа — инструмент оценки сформированности...

...инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе.

Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении

Чтобы напиться воды, жирафу приходится широко расставлять передние ноги и низко опускать голову.

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации...

Рассмотрим возможности их формирования при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения школьного курса биологии. Ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения...

Организация проектной деятельности по биологии во...

Библиографическое описание: Подгузова Е. А. Организация проектной деятельности по биологии во внеурочное время

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, школьник, ребенок, умение, младший школьник, учебная...

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Метод проектов может и должен стать помощником учителю и учащемуся в освоении широкого круга школьных знаний.

Формирование и развитие стратегий смыслового чтения при...

Чтение — мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности

Анализируя требования

Основные термины (генерируются автоматически): просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение, содержание текста, чтение, слово, общее...

Достижение метапредметных результатов в работе с текстом на...

Безусловно, чтение, являясь одним из важнейших видов речевой деятельности

‒ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Сузив широкий диапазон возможных достигаемых умений, мы рассматриваем...

Технология развития критического мышления как средство...

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, урок биологии, технология развития, умение, знание, живая материя, формирование, живой организм, образовательная область, исследовательская деятельность.

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы...

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы. Ключевые слова: проектная деятельность, учитель биологии...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях...

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в...

Комплексная работа — инструмент оценки сформированности...

...инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе.

Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении

Чтобы напиться воды, жирафу приходится широко расставлять передние ноги и низко опускать голову.

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации...

Рассмотрим возможности их формирования при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения школьного курса биологии. Ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения...

Организация проектной деятельности по биологии во...

Библиографическое описание: Подгузова Е. А. Организация проектной деятельности по биологии во внеурочное время

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, школьник, ребенок, умение, младший школьник, учебная...

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Метод проектов может и должен стать помощником учителю и учащемуся в освоении широкого круга школьных знаний.

Формирование и развитие стратегий смыслового чтения при...

Чтение — мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности

Анализируя требования

Основные термины (генерируются автоматически): просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение, содержание текста, чтение, слово, общее...

Достижение метапредметных результатов в работе с текстом на...

Безусловно, чтение, являясь одним из важнейших видов речевой деятельности

‒ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Сузив широкий диапазон возможных достигаемых умений, мы рассматриваем...

Технология развития критического мышления как средство...

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, урок биологии, технология развития, умение, знание, живая материя, формирование, живой организм, образовательная область, исследовательская деятельность.

Задать вопрос