Автор: Бокарева Екатерина Александровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Бокарева Е. А. Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 70-71. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2893/ (дата обращения: 24.02.2018).



В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, проектно-исследовательская деятельность.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций выпускника, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Самая часто применяемая классификация это – классификация А. В. Хуторского, в соответствии с которой выделяются следующие типы компетенций:

 общекультурные компетенции;

 ценностно-смысловые компетенции;

 коммуникативные компетенции;

 учебно-познавательные компетенции;

 информационные компетенции;

 социально-трудовые компетенции;

 компетенции личностного самосовершенствования [4].

Рассмотрим возможности их формирования при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения школьного курса биологии.

Ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения [1].

Общекультурные компетенции – круг вопросов, по которым учащийся должен обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества. Также к данному типу компетенций можно отнести опыт познания учащимся научной картины мира [5].

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций учащегося в сфере познавательной деятельности, которая включает в себя элементы логической и общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации анализа, планирования, самооценки и рефлексии. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: владение измерительными навыками, умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания [4].

Информационные компетенции – данные компетенции обеспечивают навыки деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные компетенции – это наличие навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе [6].

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли наблюдателя, избирателя, представителя и др.), в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения [2].

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам учащийся [3].

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования (ОО) ведущей деятельностью в процессе обучения является проектно-исследовательская деятельность.

В процессе работы учащихся над проектом или исследовательской работой происходит формирование ключевых компетенций через применение различных методов, разнообразных комбинаций их сочетания. Методы формирования ключевых компетенций при организации проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии весьма разнообразны.

Так, ведущими при формировании информационной компетенции выступают:

– задания на поиск информации в сети Интернет, работа с литературными источниками, проведение опросов;

– задания на упорядочение информации;

– составление планов, таблиц, диаграмм, графиков,;

– подготовка стендов, презентаций, сообщений;

– учебно-исследовательская работа, включающая в себя различные формы и методы исследования, а также представление результатов в виде схем, презентаций, и др.

Формирование коммуникативной компетенции возможно через применение следующих методов:

– подготовка докладов и сообщений;

– организация опросов, бесед;

– проведение дискуссий, обсуждений, диспутов;

– защита проектной или исследовательской работы, а также рецензирование.

Ценностно-смысловая и учебно-познавательная компетенция формируются при использовании следующих видов деятельности:

– постановка цели и задач в начале занятия;

– подведение итогов (по завершению урока);

– постановка проблемного вопроса, проблемной задачи, создание проблемной ситуации.

Проектно-исследовательская деятельность – один из немногих видов деятельности, при реализации которого возможно формирование всех видов компетенций учащихся, необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения и личностного роста выпускника общеобразовательной школы.

Литература:

  1. Бершадский М. Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М. Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4. – С.89-94.
  2. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В. А. Болотов, В. В. Сериков //Педагогика. – 2003. – № 10. – С.26.
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С.58-64.
  5. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm, свободный.
  6. Щерабакова В. В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С.39-41.
Основные термины (генерируются автоматически): ключевых компетенций, компетенций учащихся, Формирование ключевых компетенций, данных компетенций, ключевых компетенций учащихся, ключевых компетенций выпускника, проектно-исследовательской деятельности, формирования компетенций учащихся, организации проектно-исследовательской деятельности, совокупность компетенций учащегося, коммуникативные компетенции, формирование ключевых компетенций, Формирование коммуникативной компетенции, ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, социально-трудовые компетенции, формирования ключевых компетенций, информационные компетенции, формировании информационной компетенции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос