Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Бокарева Е. А. Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 70-71. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2893/ (дата обращения: 22.11.2018).



В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, проектно-исследовательская деятельность.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций выпускника, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Самая часто применяемая классификация это – классификация А. В. Хуторского, в соответствии с которой выделяются следующие типы компетенций:

 общекультурные компетенции;

 ценностно-смысловые компетенции;

 коммуникативные компетенции;

 учебно-познавательные компетенции;

 информационные компетенции;

 социально-трудовые компетенции;

 компетенции личностного самосовершенствования [4].

Рассмотрим возможности их формирования при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения школьного курса биологии.

Ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения [1].

Общекультурные компетенции – круг вопросов, по которым учащийся должен обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества. Также к данному типу компетенций можно отнести опыт познания учащимся научной картины мира [5].

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций учащегося в сфере познавательной деятельности, которая включает в себя элементы логической и общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации анализа, планирования, самооценки и рефлексии. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: владение измерительными навыками, умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания [4].

Информационные компетенции – данные компетенции обеспечивают навыки деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные компетенции – это наличие навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе [6].

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли наблюдателя, избирателя, представителя и др.), в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения [2].

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам учащийся [3].

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования (ОО) ведущей деятельностью в процессе обучения является проектно-исследовательская деятельность.

В процессе работы учащихся над проектом или исследовательской работой происходит формирование ключевых компетенций через применение различных методов, разнообразных комбинаций их сочетания. Методы формирования ключевых компетенций при организации проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии весьма разнообразны.

Так, ведущими при формировании информационной компетенции выступают:

– задания на поиск информации в сети Интернет, работа с литературными источниками, проведение опросов;

– задания на упорядочение информации;

– составление планов, таблиц, диаграмм, графиков,;

– подготовка стендов, презентаций, сообщений;

– учебно-исследовательская работа, включающая в себя различные формы и методы исследования, а также представление результатов в виде схем, презентаций, и др.

Формирование коммуникативной компетенции возможно через применение следующих методов:

– подготовка докладов и сообщений;

– организация опросов, бесед;

– проведение дискуссий, обсуждений, диспутов;

– защита проектной или исследовательской работы, а также рецензирование.

Ценностно-смысловая и учебно-познавательная компетенция формируются при использовании следующих видов деятельности:

– постановка цели и задач в начале занятия;

– подведение итогов (по завершению урока);

– постановка проблемного вопроса, проблемной задачи, создание проблемной ситуации.

Проектно-исследовательская деятельность – один из немногих видов деятельности, при реализации которого возможно формирование всех видов компетенций учащихся, необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения и личностного роста выпускника общеобразовательной школы.

Литература:

  1. Бершадский М. Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М. Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4. – С.89-94.
  2. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В. А. Болотов, В. В. Сериков //Педагогика. – 2003. – № 10. – С.26.
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С.58-64.
  5. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm, свободный.
  6. Щерабакова В. В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С.39-41.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, проектно-исследовательская деятельность, исследовательская работа, личностное самосовершенствование, общеобразовательная школа, тип компетенций, урок биологии, окружающий мир, формирование.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Модель формирования исследовательской компетентности...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Формирование ИКТ-компетентности школьников...

Формирование исследовательской компетентности...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Формирование ИКТ-компетентности школьников...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Акинина Л. И., Емельянова И. А., Игумнова Е. В., Секишева Т. А. Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся

Этому подходу соответствует предложенная А. В. Хуторским в иерархии ключевых компетенций компетенция личностного...

Проектная и исследовательская деятельность младших...

урок, работа, исследовательская деятельность, окружающий мир, проектная деятельность, Технология изготовления изделий, развитие умения, домашнее задание, литературное чтение, урок математики.

Формирование исследовательской компетенции в условиях...

Таким образом, формирование исследовательской компетенции наряду с другими факторами способствует развитию творческих способностей, формированию личностных качеств учащегося, таких как внимательность, критичность мышления...

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся. Автор: Грехова Татьяна Валерьевна.

Проектная деятельность на уроках биологии

Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Модель формирования исследовательской компетентности...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Формирование ИКТ-компетентности школьников...

Формирование исследовательской компетентности...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Формирование ИКТ-компетентности школьников...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Акинина Л. И., Емельянова И. А., Игумнова Е. В., Секишева Т. А. Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся

Этому подходу соответствует предложенная А. В. Хуторским в иерархии ключевых компетенций компетенция личностного...

Проектная и исследовательская деятельность младших...

урок, работа, исследовательская деятельность, окружающий мир, проектная деятельность, Технология изготовления изделий, развитие умения, домашнее задание, литературное чтение, урок математики.

Формирование исследовательской компетенции в условиях...

Таким образом, формирование исследовательской компетенции наряду с другими факторами способствует развитию творческих способностей, формированию личностных качеств учащегося, таких как внимательность, критичность мышления...

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся. Автор: Грехова Татьяна Валерьевна.

Проектная деятельность на уроках биологии

Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос