Библиографическое описание:

Кунгурова Е. В., Соболев А. Ю. Эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 124-128.



В статье рассматривается роль и значение эколого-краеведческого подхода в предметном обучении учащихся, направленных на формировании знаний у учащихся эколого-краеведческого характера. Авторы предлагают систему заданий, направленных на развитие ЭКУИДи методику ее реализации при обучении школьников в курсе ОБЖ.

Ключевые слова: краеведение, учебно-исследовательская деятельность, учащиеся, область безопасности жизнедеятельности.

Основная тенденция совершенствования учебно-воспитательного процесса и содержания школьного предметного образования направлена на развитие личности каждого ученика на основе их внутреннего потенциала [9]. Приобщение учащихся к истокам культуры, истории и природы родного края и, таким образом, экологической культуре сегодня является ведущим и актуальным направлением развития школы [6, 10]. В этом плане особое внимание в школьных курсах должно быть уделено экологизации и краеведению учебного содержания на основе эколого-краеведческого подхода.

Краеведение и экология в школьном образовании – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный и другие; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке [4]. При этом, эколого-краеведческий подход обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности [9].

Уникальность эколого-краеведческого подхода к учебному содержанию заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае [4]. Особо актуально в настоящее время считается применение эколого-краеведческого подхода в обучении школьников в курсе ОБЖ [1]. При этом, в ходе такого обучения школьники получают возможность осуществлять эколого-краеведческую учебно-исследовательскую деятельность.

Как показывают исследования Бурнашев С. И., Старкова Т. С., под эколого-краеведческой учебно-исследовательской деятельностью (в дальнейшем ЭКУИД) понимается деятельность учащихся, направленная на изучение взаимосвязи и взаимодействия природы своего края и общества с помощью методов исследования экосистем (эмпирических, теоретических, социологических) на уроках и во внеурочной деятельности [10].

При этом, основными целями ЭКУИД являются следующие: формирование экологически грамотных людей, понимающих экологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия; установление гармоничных отношений с природой родного края, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле [11].

Ведущий вид ЭКУИД представляет собой самостоятельное познание окружающего мира с опорой на опыт осуществления способов деятельности и опыт творческой деятельности. Наиболее эффективной ЭКУИД является форма организации самостоятельных работ: индивидуальные исследования, групповые исследования учащихся, направленные на получение необходимой эколого-краеведческой информации [3].

В результате ЭКУИД у учащихся формируются умения, позволяющие осуществить решение проблемных задач экологического характера:

- умение выбрать нужный в данной ситуации источник информации;

- умение обосновать выбранную методику экологического исследования;

- умение, в случае неудачного использования одного метода, пересмотреть свои взгляды на ситуацию.

В настоящее время ЭКУИД в обучении школьников в области безопасности жизнедеятельности реализуется на основе эколого-краеведческого подхода и продолжает считаться новым направлением, которое еще не получило должного отражения в научной литературе и в практике школьного предметного образования.

Особенностью эколого-краеведческого подхода в содержании образования заключается в привнесении в учебный процесс изучения курса «ОБЖ» конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении практической экологии, природоохранной, здоровьесберегающей деятельности в родном крае. Уникальность реализации эколого-краеведческого подхода в курсе «ОБЖ» заключается в том, что содержание рабочей программы курса располагает достаточной возможностью знакомить учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривать природу земной поверхности, экологические проблемы состояния природной среды, хозяйственную деятельность в родном крае [5]. Учащиеся на конкретных примерах в родном крае с помощью ЭКУИД могут ознакомиться с особенностями воздействия техногенных источников загрязнения, чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также состояние атмосферного воздуха, водоемов, почвы, растительного и животного мира.

Организуя разнообразную самостоятельную работу учащихся в ЭКУИД учитель может осуществлять дифференцированный подход в обучении, определив одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

В системе заданий ЭКУИД в курсе «ОБЖ» возможно условно выявить следующие группы:

- о научных основах охраны и рационального использования окружающей природной среды Сахалинской области;

- об экологической опасности отраслей промышленности Сахалинской области и результатах деятельности экологического производственного контроля;

- об экологических последствиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории Сахалинской области;

- о техногенных опасностях, угрожающих среде обитания и здоровью человеку в современной повседневной жизни на территории Сахалинской области;

- об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера с экологическими последствиями, как следствие чрезвычайных ситуаций техногенного характера в Сахалинской области;

- о системах защиты среды обитания на территории Сахалинской области;

- о региональном экологическом законодательстве.

Представленные группы находят свое отражение в содержании разработанных заданий в курсе «ОБЖ» у школьников, которые могут применяться для развития ЭКУИД учащихся при изучении объектов, явлений и процессов, возможных и происходящих в родном крае (Сахалинской области) (см. таблицу 1). Исключительно значимым, на наш взгляд, для школьников является ознакомление с результатами их исследований администрации района проживания, руководителей заинтересованных предприятий. Такое ознакомление приводит к обсуждению с ответственными лицами реальных проблем и к разработке конкретных рекомендаций по улучшению состояния территории проживания.


Таблица 1

СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОБЖ» В 8-М КЛАССЕ

Тема урока

Метод обучения

Направления и содержание учебно-исследовательской деятельности

1

2

3

Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы

1.1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

учебно-исследовательский – пробудить у учащихся

заинтересованность в

успешности овладения, данной темой. На этой основе стимулировать у

учащихся самостоятельный

творческий подход к

решению различных

теоретических вопросов

1. Современное производство и его влияние на состояние окружающей природной среды Сахалинской области (на примере выбранного одного объекта: АО «Колос», ОАО «Рыбозавод Южно-Сахалинский», ОАО «Молочный комбинат», ОАО «Вилмаг и К», ГУП «Сахалинский бройлер», ООО «Кооптрейд», ОАО «Комсоцобщепит», ООО «Виера», МУП ВКХ «Водоканал», ОАО «Модуль – 97», МУП «Комбинат жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» и др.)

Основные понятия

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание на уроке

Производство, ЧС техногенного характера, опасные техногенные явления, окружающая природная среда

Виды производств, их мощность и характеристика деятельности, ЧС техногенного характера характерные для данных видов производств, современные проблемы состояния природной среды в области при техногенном воздействии производства на территории Сахалинской области

Разработать сообщение на основе анализа Доклада о состоянии и об охране окружающей среды Сахалинской области в 2015 г.

Аргументировано установи причинно-следственные связи в системе «производство –техногенная опасность--окружающая природная среда»

2. Экологически-опасные производственные объекты Сахалинской области

Основные понятия

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание – внеурочное

опасный производственный объект, «экологическая опасность», экологический класс опасности производства, промышленная безопасность, ЧС техногенного характера, окружающая природная среда

характеристика классов опасности производственных объектов и их опасность по отношению к состоянию окружающей природной среды области, ЧС техногенного характера характерные для данных видов производств, современные проблемы состояния природной среды в области при техногенном воздействии производства на территории Сахалинской области

На основе систематизации и структурирования данных в литературе и СМИ нанеси на контурную карту Сахалинской области экологически-опасные производственные объекты, обозначив зоны их возможного влияния на природные среды. Подготовь доклад о возможных экологических последствиях при техногенном воздействии производства на территорию Сахалинской области

3. ЧС техногенного характера на территории Сахалинской области и их экологическая опасность для окружающей природной среды

Основные понятия

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание – на уроке

ЧС техногенного характера, авария, катастрофа, окружающая природная среда, экологическая ситуация

виды ЧС техногенного характера, характерные для производств Сахалинской области, их характеристика, масштабы воздействия на состояние окружающей природной среды области, опасные экологические явления

Подготовка мини-сообщения. Составь словарь терминов, выдвини предположения; аргументируй высказывания; установи причинно-следственные связи и закономерности, составь хронологию ЧС

1.2. Опасности аварий и катастроф

учебно-исследовательский –

пробуждение мотива

к учебно-исследовательской

деятельности, формируя

исследовательские умения школьника

  1. Экологические последствия транспортных аварий на территории Сахалинской области

Основные понятия

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание – внеурочное

ЧС техногенного характера, авария, катастрофа, ЧС на транспорте, окружающая природная среда, экологическая опасность, экологическая ситуация

Классификация ЧС техногенного характера, классификация ЧС на транспорте, история и масштабы аварий на транспорте на территории области, воздействие последствий транспортных аварий на здоровье населения области, атмосферной воздух, водные объекты, почву, растительный и животный мир, природные особенности Сахалинской области в ликвидации последствий аварий.

Подготовка интегрированного доклада.

На основе систематизации и структурирования данных в литературе и СМИ составь сводную таблицу произошедших транспортных аварий на территории Сахалинской области и их экологический ущерб здоровью населения, атмосферному воздуху, водным объектам, почве, растениям и животным, а также отметь природные особенности области в ликвидации данных последствий

Примеры аварий. 1. На месторождении «Монги» в Ногликском районе 03.05.2015 в 12.05 был выявлен отказ нефтетрубопровода, в результате чего произошел разлив нефтесодержащей жидкости (НСЖ). По предварительной оценке объем разлившейся НСЖ составляет до 5 тонн. 2. На железнодорожной станции «Христофоровка» 04.05.2015 г. во время движения состава произошел сход цистерны с горючим веществом. После удара о землю, цистерна емкостью 60 м3, опрокинулась. В результате опрокидывания произошел разлив нефтепродуктов с последующим возгоранием.

2. Экологическая катастрофа нефтяного судна «Христофор Колумб» на территории Сахалинской области

Основные понятия

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание на уроке

ЧС техногенного характера, авария, катастрофа, ЧС на транспорте, нефтеуглеводороды, окружающая природная среда, экологическая опасность, экологическая ситуация

история добычи и переработки нефтеуглеводородов, строительства нефтегазопровода на территории Сахалинской области, история разливов нефти и их масштабов, история аварии разлива нефти Бельгийским судном «Христофор Колумб» в 2004 г. г. Холмска, причины разлива нефти и его последствия для окружающей природной среды ущерб биоразнообразию, система ликвидации аварийных разливов нефти на территории области.

Проведи хронологию события, выяви причинно-следственные связи и экологические последствия разлива нефти, предположи как можно было избежать эту катастрофу, аргументируй ответы

3. Сбросы, выбросы от очистных сооружений на примере ООО «Сахалинский Водоканал» и их влияние на состояние окружающей среды

Основные понятия

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание на уроке

ЧС техногенного характера, авария, сброс, выброс, очистные сооружения, окружающая среда, экологическая опасность, экологическая ситуация, ущерб окружающей среде

деятельность ООО «Сахалинский Водоканал», характеристика очистных сооружений, приемники сточных вод, приоритетные загрязняющие вещества и их влияние на состояние окружающей среды и живые организмы

Разработка памятки для населения города по действию в ЧС при химическом заражении питьевой водой хлором. Сделай вывод о проделанной работе


Разработанная нами система заданий, направленная на развитие ЭКУИД школьников, позволяет определить уровень освоения знаний по курсу «ОБЖ», развить эколого-краеведческую исследовательскую деятельность школьников при изучении объектов, явлений и процессов, возможных и происходящих в родном крае.

Таким образом, эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.

Литература:

  1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Уроки ОБЖ с краеведческим компонентом / С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. – № 12. – С. 11-17.
  2. Аверкиева Г.В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя [Электронный ресурс] http://www.p-lib.ru›pedagogika (Дата обращения 13.03.15).
  3. Бабакова Т.А. Экологическое краеведение // Биология в школе. 1996. № 4. – С. 60 – 62.
  4. Бурнашев С. И. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся / С. И. Бурнашев // Биология. – 2002. – №№ 27, 28.
  5. Иванова Я.Н. Образование в области экологической безопасности: предпрофильная подготовка школьников / Я. Н. Иванова // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 971 – 973.
  6. Кацюба Д.В. Теория и практика исторического краеведения в школе и в вузе: дис. докт. пед. наук [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com› (Дата обращения 02.12.14).
  7. Мешечко E.H. Краеведение и экологическое образование //География и культура. – Л.: Высшая школа, 1990. С. 141 – 142.
  8. Панина И.Я. Не уроком единым: развитие интереса к школьным предметам. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  9. Профессиональная педагогика: учебник под ред. С.Я. Батышева, Новикова A.M. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. – 456 с.
  10. Станкевич П.В. Ценностные аспекты экологического образования. /П.В. Станкевич, Н.Д. Андреева, В.П.Соломин// материалы доклада. Современные проблемы региональной экономики, экологии и эколого-географического образования. (Международная научно-практическая конференция), 29 – 30 марта 2003 г. – М.: изд-во МГОУ, 2003. С. 149 – 151.
  11. Старкова Т. С. Организация научно-исследовательской работы школьников в экологической экспедиции ЦДЮТУР «Рачейский бор»/ Т. С. Старкова // Актуальные вопросы школьного краеведения и творческого развития учащихся г. Самары: Материалы город. науч.-практ. конференции. – Самара: Б/и, 1999. – 52 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов