Библиографическое описание:

Рябов Н. А. Активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 99-101. — URL https://moluch.ru/archive/145/40632/ (дата обращения: 21.05.2018).



В статье рассматриваются возможности метода проектов со школьниками, с целью формирования у них знаний по экологической безопасности (на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербург), через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте «Здоровое питание школьников», т.к. знание основ рационального питания в настоящее время является актуальным, т.к. являясь одной из важных составляющих качественные продукты питания и рациональное правильное питание для человека напрямую определяет самочувствие, здоровье, жизнь.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, этапы проекта.

В рамках выпускной квалификационной работы «Использования метода проектов по экологической безопасности при изучении курса ОБЖ (8-9 классы)» нами был поднят вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности [4, 5, 7, 11].

На констатирующем этапе педагогического исследования в рамках ВКР на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербурга, нами был разработан учебный проект«Здоровое питание школьников» при реализации направления экологическая безопасность, т.к. последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды [12]. Важной составляющей в поддержании жизнедеятельности человека играет его питание, которое напрямую определяет наше самочувствие, здоровье, жизнь. Задумываться об экологии питания надо уже сегодня, т.к. не всегда то, что вкусно, на самом деле полезно.

Экология питания — это разумный, здоровый и «зеленый» подход к выбору и потреблению продуктов. Мы должны заботиться о том, насколько качественную и полноценную пищу потребляем. Ведь от экологии питания напрямую зависит наше здоровье и продолжительность жизни [2, 3, 8, 9].

Питание должно соответствовать состоянию здоровья и высокой работоспособности, способствовать отдалению старости и высокой продолжительности жизни. Питание должно обеспечить защитные силы организма от влияния неблагоприятных факторов внешней среды, нервно-психических перегрузок, обеспечивать профилактику болезней, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, болезней обмена веществ [2, 3, 8].

Краткая характеристика проектной деятельности приведена в статье «Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» [10, С. 183-186].

Погружением в проект стало:

  1. проведение краткого обзора научно-популярной, специальной литературы по рассмотрению биологических опасностей, связанных с пищей через: описание экологических факторов, влияющих на качество продуктов питания; выявление достоинств и недостатков генно-модифицированных продуктов; рассмотрение содержания нитратов в пище, как вредных продуктов; анализ проблемы радиоактивного загрязнения; рассмотрение мер, принимаемых для обеспечения продовольственной безопасности России;
  2. проведение экспериментального исследования методом анкетирования по выявлению знаний школьников о вредной и полезной пище;
  3. разработка учебный проект «Здоровое питание школьников» с целью формирования у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

На втором этапе былипроведены классные часы «Здоровое питание школьников» для 1 – 9 классов. Результатами данных классных часов стало [1]:

- Выделение продуктов, которые вредны, опасны для человека и те, которые укрепляют здоровье;

- Распределены продукты замены вредных продуктов на полезные; Распределены продукты замены вредных продуктов на полезные;

- Определён режим правильного питания;

- Составлено и одобрено администрацией школы примерное меню на три дня;

- Выпушены листовки для учащихся школы с призывом к правильному питанию.

Далее учащиеся были распределены в разновозрастные рабочие группы по 6 человек, с помощью которых были проведены серии мероприятий «Разговор о правильном питании»:

  1. Заслушивание сообщений учащихся, которые занимались изучением основ здорового питания, в итоге были выявлены основные принципы рационального питания;
  2. Слушались доклады о содержании витаминов в разных продуктах;
  3. На основе полученных материалов проводили игру с учащимися начального и среднего звена – «разложи продукты, содержащие определённые витамины по тарелочкам», все материалы к игре готовили 9-тиклассники, они же и проводили её [6].
  4. Родителям были предложены памятки, как правильно организовать питание школьника вне дома, разработанные учащимися.

В настоящее время идет подготовка к общешкольной конференции в рамках предметной недели по ОБЖ по вопросам ущерба здоровью вредных привычек и неправильного питания.

Таким образом, в результате уже проведенных нами мероприятий в рамках проектной деятельности гипотеза проекта «Здоровое питание школьников» о том, что данный проект сможет повысить не только уровень сформированности знаний учащихся по данной проблеме, но и изменить качественно в лучшую сторону рацион питания, а значит будет способствовать укреплению здоровья школьников, находит своё подтверждение.

Что также подтверждает наш опрос (второй срез в рамках педагогического эксперимента на формирующем этапе) среди учащихся 1-6 классы (50 человек) и 7-11 (50 человек).

Нами был задан вопрос – «Насколько снизилась у тебя, после услышанной информации о наносимом вреде неполезной пищей, потребность пить газировку, есть фаст-фут и чипсы?» и были предложены следующие варианты ответов:

А) я это всё вообще не ем;

Б) я крайне редко употребляю вредные продукты и так;

В) любил(ла) это всё есть часто, но информация напугала – есть больше не буду;

Г) любил(ла) это всё есть часто, но информация заставила задуматься о своем здоровье – буду стараться не злоупотреблять и есть редко (вкусно же!)

Результаты опроса учащихся представлены на диаграмме 1.

В итоге мы можем сделать следующие выводы: большинство респондентов, учащиеся 1-6 классов не злоупотребляют вредной пищей – ответ А – 20 % (10 человек) и ответ Б – 30 % (15 человек), некоторых услышанная информация даже напугала -16 % (8 человек), 34 % (17 человек) решили меньше употреблять вредные продукты.

Также показательны результаты среди учащихся 7-11 классов, которые в 34 % (17 человек) отвечали, что редко употребляют вредные продукты питания, «напугать» удалось 8 человек – 16 %, но мы также поняли и то, что респонденты данной возрастной категории все в той или иной степени употребляют опасную для здоровья еду – ни кто не выбрал ответ « А» (0 %).

Диаграмма 1

Ответы учащихся на вопрос: «Насколько снизилась у тебя, после услышанной информации о наносимом вреде неполезной пищей, потребность пить газировку, есть фаст-фут и чипсы?»

Однако практически половина – 46 % (23 человека) после полученного материала о вреде здоровью опасных продуктов питания серьёзно задумались над своим здоровьем и решили, что будут стараться как можно меньше злоупотреблять такими опасными продуктами. Считает этот факт своей маленькой победой!

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [4, 5, 7, 11, 12].

Участие учащихся в предложенном нами проекте помогло вовлечь учащихся в активную деятельность по освоению знаний о здоровом образе жизни и о рациональном правильном питании [2, 3, 8, 9, 10, 12].

Литература:

1. Абрамова, В.Ю., Елизарова, И.С. Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся 10-11 классов по экологической безопасности. Молодой учёный. 2015. № 5 (85). С. 423-427.

2. Глиненко, В.М. Гигиена и экология человека: Учебник / В.М. Глиненко, В.А. Катаева, А.М. Лакшин, С.Г. Фокин. - М.: МИА, 2010. - 552 c.

3. Крымская, И.Г. Гигиена и экология человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 351 c.

4. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2008.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2008.

6. Силакова, О.В., Виноградов В.С. Использование игровых технологий в обучении школьников в курсе ОБЖ 5 класса как метод формирования навыков безопасного поведения. В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. / Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 181-183.

7. Силакова, О.В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности. / В сборнике: Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. С. 401-406.

8. Силакова, О.В. Экологическая безопасность как компонент экологической культуры школьников. / В сборнике: Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Факультет биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии; науч. ред.: В. П. Соломин, Н. Д. Андреева. 2009. С. 144-148.

9. Силакова, О.В. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности в образовании школьников и студентов. / В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы ХIV всероссийской научно-практической конференции. Российский педагогический университет им. А.И.Герцена. 2010.С.51-54.

10. Силакова О.В., Рябов Н.А. Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности». / Педагогика высшей школы, № 3-1 (6). С. 183-186, 2016 г

11. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Естественнонаучное образование» (профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности»»). / Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н., Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Попова Р.И., Ребко Э.М. / Под редакцией Л.А. Михайлова. Москва, 2009. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.

12. Шатохина, Л.Ф. Проектный метод в обучении здоровью: пособие для учителей и преподавателей. – М., 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): экологической безопасности, «Здоровое питание школьников», исследовательской деятельности школьников, безопасности жизнедеятельности, вреде неполезной пищей, «Основы безопасности жизнедеятельности», курса «Основы безопасности, наносимом вреде неполезной, вредные продукты, вредных продуктов, изучении курса, учебном проекте, базе МКОУ СОШ, метода проектов, изучении курса «Основы, продукты замены вредных, замены вредных продуктов, продукты питания, рационального питания, здорового питания.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос