Библиографическое описание:

Силакова О. В., Рябов Н. Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 183-186.



В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экология человека, экология питания, проектная деятельность, проект.

Человек – неотъемлемая часть биосферы, тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду и значительную часть энергетических и строительных ресурсов – он получает из биосферы [5, 8].

Обладая разумом и в погоне за своим «комфортом» человек создал себе искусственную среду обитания – «техносферу», что позволило ему быть независимым от большинства природных физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира) и т.п.

В биосферу человек сбрасывает продукты своей жизнедеятельности - отходы: бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы, но в настоящей момент научно-технический прогресс увеличил прессинг на биосферу в десятки раз, и такое потребительское отношение к природе представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и так далее, но и для всего человечества [5, 8].

В рамках выпускной квалификационной работы «Использования метода проектов по экологической безопасности при изучении курса ОБЖ (8-9 классы)» мы поднимаем вопросы о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности [4, 6, 7].

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [4, 6].

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

- заинтересованностью ученика в работе.

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья человека [2, 3, 8].

Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности, на которую влияет в том числе и потребляемые человеком продукты питания.

В наше время мы употребляем в пищу очень много продуктов, чья экология нарушена, и на переработку которых наш организм тратит слишком много времени, при этом иногда не получая правильных калорий, необходимых для своего развития. Например, молоко мы пьем порошковое, очень много едим консервированных продуктов, сосиски и колбаса сделаны с добавлением сои. И кто знает, чего в них больше — сои или мяса. А изобретение фаст-фуда оказало примерно такое же воздействие на экологию питания, как изобретение ядерной бомбы на экологию планеты [2, 3, 8].

А необходимость сохранять продукты в течение очень долгого времени предполагает, что в них нужно добавить определенное количество консервантов, что не делает продукты питания более экологичными. Отсюда – аллергия, головная боль и общая утомляемость — самое малое, что консерванты могут вызывать. Далекий от экологически чистого продукт может вызывать приступы астмы, появление злокачественных опухолей. Другие повышают содержание холестерина. Третьи ослабляют иммунную систему. Как можно с такими продуктами поднять экологию питания на должный уровень?

Сегодня много говорят, пишут о пользе и вреде окружающего нас, в том числе о нашем питании. Уже ни для кого не секрет, что вредного на прилавках наших магазинов больше, чем полезного. Так как многим, особенно детям, нравится то, что рекламируется, красочно оформлено, что так доступно. Да и родители часто готовят то, что можно просто разогреть, «балуют» нас походами в Макдональдс и т.п. Удивительно, и то, что хорошо всем известно и с точки зрения здорового питания верно, так стойко игнорируется. Но в целом дети знают о вреде опасных для здоровья продуктов. Это подтверждает опрос учащихся школы _______ на этапе констатирующего эксперимента в рамках выпускной квалификационной работы [2, 3, 8].

При ответе на вопрос анкеты «Что Вы понимаете под «здоровым питанием?» большинство ответов респондентов соответствуют III, II и I уровням (См. Диаграмму 1).

Диаграмма 1

Соотношение ответов учащихся 7-10 классов на вопрос «Что Вы понимаете под «здоровым питанием?»

Причём мальчики были значительно слабее девочек в этом вопросе, давали очень неточные ответы, I уровень – 43 %, точнее просто ограничивались перечислением полезных для здоровья продуктов питания (например, практически в каждом таком ответе встречаются записи – овощи, фрукты, также нередко - каши, супы).

Девочки же проявили более сознательный подход при ответе на поставленный вопрос, их ответы соответствовали III и II уровням и, в процентном соотношении, составили равные доли – по 30 % соответственно, у юношей – III уровень – 16 % и II – 19 %. В ответах и девушек и юношей на III уровне, нами были отмечены следующие элементы содержания – рациональное питание, малокалорийная еда, кисломолочные продукты, режим питания, не жирная еда, варёные овощи, фрукты, нет искусственных подсластителей и ароматизаторов и др.

У четверых респондентов – 4 девушки (15-16 лет) и 2 юноши (16 лет) ответы соответствуют IV уровню и содержали наиболее развёрнутую характеристику понятия «здоровое питание» (рациональное питание, калорийность продуктов питания, соблюдение режима приёма пищи, приём пищи небольшими порциями от 4 до 6 раз в сутки, готовка еды на пару, отсутствие в рационе жирной, солёной и жареной пищи и многое др.)

Таким образом, анкетирование выявило интерес школьников к вопросам экологии питания и это побудило нас разработать учебно-исследовательский проект «Здоровое питание школьников», а само анкетирование вместе с анализом литературы по проблемам экологии питания стали погружением в нашу дальнейшую проектную деятельность. Считаем, что как раз этот проект может стать очередным «приемом» воздействия, капелькой, которая, как всем известно, и камень точит [4, 7, 9].

Гипотеза проекта: проект «Здоровое питание школьников», сможет повысить не только уровень сформированности знаний учащихся по данной проблеме, но и изменить качественно в лучшую сторону рацион питания, а значит, будет способствовать укреплению здоровья школьников.

Цельюпроекта является:

- формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания;

Задачи проекта:

- Расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;

- Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;

- Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия.

Форма организации детей: групповая работа (от7 до 17 лет).

Ведущая деятельность: исследовательская.

Сфера применения: здоровьесберегающие технологии.

Используемые технологии: анкетирование, интервьюирование, рисование, оформление стендовых работ, разбиение на группы.

Форма продуктов проектной деятельности: меню правильного питания на три дня, стенд «Здоровое питание школьника», стенд «Здоровое питание» - составить примерное меню правильного питания на три дня, выпустить информационный стенд – призыв к правильному питанию или запрет употребления вредных продуктов; презентации с докладами школьников о здоровом питании, рисунки детей младшей школы о здоровом питании, памятки для школьников и родителей о правильном питании.

Количество учащихся работающих над проектом: 3-10 человек.

Время работы: внеклассная и внеурочная деятельность [1, 8].

Предполагаемые результаты:

В результате выполнения работы ребята должны узнать:

- группу опасных для здоровья продуктов питания;

- основные группы полезных продуктов питания;

- оптимальный режим питания;

- принципы составления меню.

Работа над проектом способствует формированию следующих общеучебных умений:

- намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль, готовить рабочее место.

- проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное.

- усваивать информацию со слов.

- высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Работа способствует формированию и развитию таких качеств, как бережливость, избирательность.

Экология питания — это разумный, здоровый и «зеленый» подход к выбору и потреблению продуктов. Мы должны заботиться о том, насколько качественную и полноценную пищу потребляем. Ведь от экологии питания напрямую зависит наше здоровье и продолжительность жизни [2, 3, 5, 8].

Не всегда то, вкусно, на самом деле полезно. То, что мы едим, напрямую определяет наше самочувствие, здоровье, жизнь. Задумываться об экологии питания надо уже сегодня.

Питание должно соответствовать состоянию здоровья и высокой работоспособности, способствовать отдалению старости и высокой продолжительности жизни. Питание должно обеспечить защитные силы организма от влияния неблагоприятных факторов внешней среды, нервно-психических перегрузок, обеспечивать профилактику болезней, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, болезней обмена веществ [2, 3, 5, 8].

С другой стороны, современный школьник оказывается перед лавиной информации о способах сохранения здоровья, методах лечения, рекламе пищевых продуктов и добавок. Подростки не умеют правильно воспринимать и использовать эту информацию, чаще всего не понимают ее предназначение [2, 3, 5, 8].

Разобраться в потоке информации по интересующей проблеме школьникам помогает включение их в активную деятельность по освоению детьми новых знаний о здоровом образе жизни и о рациональном правильном питании.

Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [4, 6, 9].

Литература:

  1. Абрамова, В.Ю., Елизарова, И.С. Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся 10-11 классов по экологической безопасности. Молодой учёный. 2015. № 5 (85). С. 423-427.
  2. Глиненко, В.М. Гигиена и экология человека: Учебник / В.М. Глиненко, В.А. Катаева, А.М. Лакшин, С.Г. Фокин. - М.: МИА, 2010. - 552 c.
  3. Крымская, И.Г. Гигиена и экология человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 351 c.
  4. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2008.
  5. Прохоров, Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Б.Б. Прохоров. - М.: ИЦ Академия. 2011. - 368 c.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2008.
  7. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Естественнонаучное образование» (профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности»»). / Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н., Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Попова Р.И., Ребко Э.М. / Под редакцией Л.А. Михайлова. Москва, 2009. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.
  8. Хаскин, В. Экология человека: учебное пособие / В. Хаскин, Т. Акимова. - М.: Экономика, 2008. - 367 c.
  9. Шатохина, Л.Ф. Проектный метод в обучении здоровью: пособие для учителей и преподавателей. – М., 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов