Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К., Коновалов М. В. Духовно-нравственные направления профилактики употребления психоактивных веществ в школе // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 33-35.



Мировой политико-экономический кризис привел к возникновению многочисленных проблем социального характера, прежде всего в сфере образования и здравоохранения. Многочисленные факторы риска, угрожающие существованию целых государств, в значительной степени участились в последнее десятилетие. Одна из ведущих угроз – непрерывно растущий уровень потребления психоактивных веществ.

Ключевые слова: психоактивные вещества, профилактическая работа, школьный возраст.

В 21 веке мировое сообщество встречает новые вызовы общественного развития, коренным образом изменяющие мировоззрение и содержательную деятельность людей. Мировые тенденции глобализации, обуславливающие интенсификацию образования, позиционируют необходимость создания новых образовательных парадигм, основанных на интеграции естественнонаучного и гуманитарного знаний [7]. По свидетельству представительств Организации Объединенных Наций проблема употребления психоактивных веществ (ПАВ) выдвинулась в один ряд с такими угрозами, как мировая ядерная война и всемирная экологическая катастрофа. Как отмечается во введении к «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» (далее Концепция): «По данным Центра социологических исследований, в 2010 году в возрастной группе 11 - 24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2 - 3 раза в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); алкогольные напитки (включая пиво) - 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек); курят табачные изделия 45,6 % (12,3 млн. человек)» [3].

Концепция провозглашает тезис о том, что именно система образования является той средой, в которой необходимо проводить первичную профилактическую работу по борьбе с употреблением ПАВ и формировать у подрастающего поколения культуру здорового и безопасного образа жизни. Кроме того, «В соответствии со статьями 32 и 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Подобная работа должна учитывать «…развитие содержательных, научных, методических оснований профилактической деятельности в соответствии с реалиями современного этапа развития общества». Важным концептуальным аспектом является приоритет задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностей - созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека.

Профилактика употребления психоактивных веществ – комплекс социальных, образовательных, психологических и медицинских воздействий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий употребления ПАВ [3]. Возможности школы, как социального института для реализации программ по профилактике очень велики. Это и формирование установок к здоровому образу жизни на протяжении всего периода обучения, помощь в преодолении психологической напряженности в периоды возрастных кризисов, доступ к семье подростка для контроля ситуации и своевременной помощи, и возможность привлечения превентологов [2].

В соответствии с Концепцией целью профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является «развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений». Определяются и задачи профилактики, которыми являются:

- формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;

- мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений;

- исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

- развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся (личностных - формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики; социально-средовых – создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья; этико-правовых – утверждение в обществе всех форм контроля – юридического, социального, медицинского) [3].

Междисциплинарный характер профилактических задач обусловливает присутствие в научной литературе различных аспектов рассмотрения концептуальных и методологических оснований превенции. В то же время накопленный теоретический и фактический материал, оставаясь узко дисциплинарным (медицинским, психологическим, юридическим, экономическим, социологическим, педагогическим), затрудняет осуществление профилактики в практическом плане [4]. Профилактическая работа должна строиться на основе следующих принципов: системности, стратегической целостности, многоаспектности, ситуационной адекватности, динамичности, эффективного использования ресурсов и легитимности. При этом определяются технологические направления профилактики: социальное (информационно-просветительская, социально-поддерживающая и организационно-досуговая деятельность) и психолого-педагогическое (педагогическая профилактика с формированием желаемых свойств и качеств личности учащихся, а также с целью создания благоприятных условий для эффективной социальной адаптации; развитие личностных свойств учащихся, препятствующих злоупотреблению ПАВ; формирование стереотипов здорового образа жизни; создание доверительного климата в коллективе; консультирование учащихся, членов их семей и педагогов; психокоррекционный тренинг; диагностическое тестирование; оказание квалифицированной психологической помощи). В связи с этим необходимо признать тот факт, что для повышения успешности усвоения образовательных программ профилактики химической зависимости в молодежной среде действием, которое предваряет составление этих программ, является выявление отношения молодых людей к сложившейся в современной социальной среде ситуации злоупотребления психоактивных веществ [5].

Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Валдайского дискуссионного клуба 9 сентября 2013 года подчеркнул: «Именно образованные, творческие, физически, духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого и последующего веков». Несомненно, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является основой построения общества будущего, но система образования, сведенная до уровня оказания образовательных услуг, не сможет решить эту стратегическую задачу [6]. Однако подобная задача как направление психолого-педагогической, воспитательной деятельности, к сожалению, не находит четкого выражения в Концепции.

Известно, что только на основе зрелой ценностно-смысловой сферы личности возможно добиться успеха в преодолении вовлеченности человека в химическую зависимость [1]. Это происходит путем формирования самоотказа от употребления ПАВ. В настоящее время допускается много ошибок в ходе профилактической работы и вместо самой профилактики зачастую у подростков вызывается интерес к наркотикам [8].
Выработка содержательного нравственного идеала начинается с первых лет учебы в школе, в период вызревания совокупных потребностей ребенка. В связи с этим целесообразно использование адаптивной модели развития личности в условиях педагогического, психологического и медицинского сопровождения адаптации ребенка к образовательному процессу [9].

Целью адаптивного подхода является формирование здорового физического, психического и духовно-нравственного уровня на основе определения природных наклонностей каждого ученика. Первостепенное значение имеет духовно-нравственное воспитание («примат духовного над материальным»), освоение иерархии жизненных ценностей. Реалии современного развития общества требуют пристального внимания к развитию граждан, здоровых во всех отношениях. При этом ведущая роль принадлежит воспитанию культуры здоровья учащихся, начиная с первого класса школы, в начальный период адаптации к процессу образования. Такой подход позволит выработать условия для формирования здоровой ценностно-смысловой сферы личности ребенка, что сможет воспрепятствовать развитию девиантного поведения, в частности, приобщению к употреблению ПАВ в подростковом возрасте.

Литература:

  1. Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 772-775.
  2. Буйнов Л. Г., Сыромятникова Л. И., Шпет И. Н. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников // Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 660-662.
  1. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Утверждена Министерством образования и науки 5 сентября 2011г.).
  2. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 941-943.
  3. Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 909-912.
  4. Славинская И.С., Наследов А.Д., Дворецкая М.Я. Разработка методики диагностики нравственных ориентаций // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), ResearchofSocialProblems, 2015.– № 1(45). -www.sisp.nkras.ru.
  5. Сорокина Л.А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2014. – № 5. – С. 114-116.
  6. Сыромятникова Л. И., Матусевич М. С. Коррекция профилактики наркомании в старших классах // Педагогика высшей школы. – 2015. – №3.1. – С. 138-141.
  7. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). М. – 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов