Авторы: Бахтин Юрий Константинович, Плахов Николай Николаевич

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 618 раз

Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 772-775.

Ключевые слова: валеология, алкоголизм, атипичная форма опьянения, мотивация, абстинентный синдром, интолерантность, психокоррекция.

Сегодня наркомания является одной из важнейших проблем нашего общества. Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм поведения происходит хаотично и бессистемно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни.

Современная ситуация в обществе приводит молодёжь к необходимости взять ответственность за своё будущее на себя, самостоятельно выбирать и контролировать своё поведение. В то же время совершенно очевидно, что подростки находятся под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций. Они не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.

Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками, учителя, школьные психологи, инспектора ИДН и т. д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать самостоятельную стрессоустойчивую личность, способную ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Всё это требует нового подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, одним из которых является разработка и внедрение концептуально обоснованных профилактических программ нового поколения.

В целом профилактика зависимостей от наркотиков и других психоактивных веществ может быть определена как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний и т. д.).

Данное определение предусматривает наличие трех основных целей профилактической работы, на основании которых Всемирной Организацией Здравоохранения была принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.

Первичная профилактика — направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи.

Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует считать создание системы позитивных мер, ориентированных не на патологию, не на проблему и её последствия.

Цель первичной позитивно направленной профилактики состоит в воспитании психически здорового, гармонично развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приёме каких-либо адаптогенов.

Задачи первичной профилактики:

-       Пробуждение личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у молодёжи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на неприемлемость злоупотребления психоактивных веществ;

-       Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих создание ценностей здорового образа жизни, мотивированного отказа от «пробы» и приёма психоактивных веществ, а также технологий раннего обнаружения случаев злоупотребления психоактивных веществ;

-       Поддержка научных исследований в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами;

-       Реализация постоянно действующей антинаркотической пропагандистко-информационной компании, ориентированной на образовательный процесс и учащуюся молодёжь;

-       Целенаправленная широкая поддержка антинаркотической деятельности студенческого общественного движения и самоуправления;

-       Стимулирование коммерческих и финансовых структур в осуществлении мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;

-       Налаживание постоянно действующей системы мониторинга не только в отношении употребления и распространённости психоактивными веществами, но и эффективности действия системы профилактики на каждом этапе её становления и функционирования.

Вторичная профилактика — это работа с детьми и подростками, которые уже пробовали наркотические или другие психоактивные вещества или имеют положительное отношение к тому, чтобы их попробовать, и тем более к их регулярному употреблению.

Стратегическим приоритетом вторичной профилактики является полное прекращение потребления психоактивных веществ и сохранение личностного и социального статуса.

Цель вторичной профилактики состоит в максимальном сокращении продолжительности степени вреда, наносимого злоупотреблением как потребителю, так и окружающим, предотвращении формирования хронического заболевания.

Задачи вторичной профилактики:

-       Создание системы раннего выявления потребителей психоактивных веществ:

-       Обеспечение доступного и социально безопасного обследования и диагностики;

-       Оказание специализированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи потребителям психоактивных веществ и окружающей микросоциальной среде.

Третичная профилактика — это комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий различного характера. Третичная профилактика зависимости касается больных, страдающих химической зависимостью.

Стратегическим приоритетом её является остановка развития болезни химической зависимости и реабилитации пациента в основных сферах его жизнедеятельности.

Цель третичной профилактики — прекращение разрушительного воздействия психоактивного вещества на организм и его функции, восстановление и адаптация личности на основе её сохранившихся частей.

Задачи третичной профилактики:

-       создание специальным образом организованной психотерапевтической среды (наркологический стационар, диспансерное лечение, терапевтическое сообщество, клубы для выздоравливающих больных и их родственников);

-       Обеспечение диагностики состояния и степени снижения личностного уровня, физического и психологического здоровья;

-       Разработка и проведение индивидуальных и групповых программ реабилитации выздоравливающих и их родственников.

В настоящее время наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания. Конкретная реализация профилактических программ возможна только в рамках концепции комплексной активной профилактики и реабилитации. Данная Концепция нацелена на профилактическую работу не только с «группами риска», но и с лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации. Кроме того, она обеспечивает комплексный подход и активное выявление заболевших, динамический контроль за процессом реабилитации, а также позволяет оценить эффективность профилактических программ.

Внедрение новой Концепции в силу особенности сложившейся ситуации необходимо проводить в три этапа. Первый — этап неотложных мероприятий, второй — этап научно-организационных мероприятий, третий — этап полного развертывания КАПР.

Для обеспечения внедрения системной профилактики в образовательной среде необходимо предварительно решить ряд организационных вопросов — учредить Координационный совет по профилактике наркомании в образовательной среде при Министерстве образования Российской Федерации, создать организационно-методический и реабилитационный центры в рамках того же министерства. Указанные центры будут являться:

-       учебно-методическими полигонами всеобъемлющих мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач реабилитации;

-       действующими в реальной образовательной среде прототипами будущих региональных центров профилактики и реабилитации;

-       информационными узлами, позволяющими адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации и эффективности профилактики наркозависимости.

Кроме того, любым конкретным шагам в области профилактики должно предшествовать создание и утверждение соответствующего нормативно-методического обеспечения, полностью учитывающего современные правовые, социальные и педагогические нормы. Наличие указанной нормативно-методической базы позволит непосредственно приступить к реализации мероприятий первого и последующих этапов КАПР. Разработанная государством концепция является основой для нормативных документов и передовых программ в области профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.

Литература:

1.      Анисимов А. И., Матусевич М. С.,.Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография — СПб.: «Издательство РГПУ им. А. И. Герцена», 2013

2.      Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете//Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.

3.      Бахтин Ю. К., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование культуры здоровья- ответственная задача учреждений народного образования. Молодой ученый. 2012. № 4. С. 445–447.

4.      Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

5.      Буйнов, Л. Г. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.

6.      Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010

7.      Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010

8.      Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010

9.      Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьев. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактике социальных отклонений). // Журнал «Молодой ученый» № ____, ______2014 г.

10.  Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьев. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодежи// Молодой ученый № _____, ________2014 г.

11.  Макарова Л. П., Буйнов Л. Г.. Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема//Современные проблемы науки и образования.2012.№ 4.С.242.

12.  Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.

13.  Матусевич М. С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. — 53 с.

14.  Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета// Молодой ученый. 2013. № 6.С. 730–732.

15.  Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

16.  Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.

17.  Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

18.  Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С.«Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)»// Журнал «Молодой ученый» (№ 10 (57), октябрь 2013 г.).

19.  Сыромятникова Л. И., Шпет И. Н., Буйнов Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников, Молодой ученый. 2013. № 11. С. 660–662.

20.  Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009.№ 1.С.222–226.

Основные термины (генерируются автоматически): психоактивных веществ, злоупотребления психоактивными веществами, профилактики злоупотребления, профилактики злоупотребления психоактивными, Молодой ученый, в области профилактики злоупотребления, вторичной профилактики, злоупотребления психоактивных веществ, профилактики наркозависимости, профилактики наркомании, первичной профилактики, повышения умственной работоспособности, в образовательной среде, умственной работоспособности человека, работоспособности человека патент, системы профилактики, Л. Г. Способ повышения умственной, формы профилактики злоупотребления, профилактики злоупотребления ПАВ, Задачи первичной профилактики.

Ключевые слова

мотивация, валеология, алкоголизм, атипичная форма опьянения, абстинентный синдром, интолерантность, психокоррекция

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос