Библиографическое описание:

Байгузева А. П. Стратегия формирования коммуникативной компетентности в системе подготовки бакалавров образования в области БЖ // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 32-33.



 

Современная парадигма уровневой подготовки педагога строится на компетентностном подходе, интегрированном на основе совокупности компетенций: общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК). Соответственно, готовность будущего педагога и, в частности, учителя ОБЖ определяется профессиональной компетентностью, сопряженными с ней компетенциями, которые выражаются в роли маркеров профессиональных навыков и его личных качеств [1].

Таким образом, становление будущего педагога как профессионала на основе коммуникативной компетентности, в контексте подготовки бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности», осуществляется в два этапа:

первый этап проходит в период теоретической подготовки на первых курсах обучения при изучении учебных дисциплин и модулей общенаучной и общепрофессиональной составляющих основной профессионально-образовательной программы (ОПОП), когда осуществляется формирование базовой компетентности будущего педагога, а именно:

- комплекса универсальных знаний, характеризующихся широкой трактовкой, в том числе и общепрофессиональных компетенций, присущих группе профессий; ключевых компетенций, представляющих собой обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности;

- универсальных качеств, таких как способности и свойства личности, определяющие продуктивность учебно-познавательной, профессиональной и мотивационной деятельности будущего педагога;

второй этап - на старших курсах бакалавриата, за счет учебных дисциплин и модулей методической и предметно-профессиональной направленности, осуществляя формирование готовности у будущего педагога к профессиональной деятельности по основным видам: культурно-просветительной и педагогической.

Как отмечают педагоги-исследователи С.В. Абрамова, В.П. Соломин, П.В. Станкевич, переход на уровневую систему педагогического образования на основе компетентностного подхода способствовал коренным изменениям в подготовке будущих педагогов, то есть «…совершенствование структуры (асинхронное или нелинейная организация образовательного процесса), содержания (блочно-модульная структура учебного материала) и форм (превалирование интерактивных форм обучения)» [3, С 3].

Рассмотрим структурно-содержательные особенности формирования коммуникативной компетентности в соответствии с учебным планом асинхронной подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» реализуемые в РГПУ им. А.И. Герцена.

Необходимо отметить, что при формировании коммуникативной компетентности будущего педагога на начальном этапе образования важную роль играют следующие общекультурные компетенции ФГОС ВО:

(ОК-1) - владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, и выбору путей ее достижения;

(ОК-3) - умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

(ОК-4) - владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного [2].

Данные компетенции в системе подготовки педагога являются в основном базовыми и формируются при изучении следующих общенаучных дисциплин:

- первый курс (базовая часть) – истории (ОК-1), философии (ОК-1), иностранного языка (ОК-4), культуры речи (ОК-4), экономики образования (ОК-1), информационных технологий (ОК-3), основах математической обработки информации (ОК-3), естественнонаучной картине мира (ОК-3);

- первый курс (вариативная часть) – основы природопользования (ОК-3), антропологические факторы риска (ОК-1);

- третий курс (вариативная часть) - глобальные проблемы человечества (ОК-4).

Также, в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, в дискурсе развития коммуникативной компетентности будущего педагога на ниве дисциплин методической и предметно-профессиональной направленности, большое значение имеют следующие общепрофессиональные компетенции ФГОС ВО:

(ОПК-2) - способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;

(ОПК-5) - владение основами профессиональной этики и речевой культуры [2].

В системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, перечисленные выше общепрофессиональные компетенции, формируются при изучении следующих дисциплин:

первый курс (базовая часть) – культура речи (ОПК-5), введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию (ОПК-2);

второй курс (базовая часть) – педагогическая социальная психология (ОПК-2), психология развития человека в образовании - (ОПК-2); психологические проблемы в педагогической деятельности и их разрешение - (ОПК-2), история педагогики – (ОПК-2), педагогика школы – (ОПК-2);

третий курс (базовая часть) – решение профессиональных задач – (ОПК-2);

первый курс (вариативная часть) – защита и сохранение культурного наследия (ОПК-5);

второй курс (вариативная часть) - возрастная анатомия, физиология и гигиена человека (ОПК-2);

третий курс (вариативная часть) - основы здорового образа жизни (ОПК- 2);

четвертый курс (вариативная часть) - социальная медицина (ОПК-2), психологические основы безопасности (ОПК-2).

Такая стратегия построения образовательного процесса по формированию коммуникативной компетентности позволяет подготовить бакалавров к проведению практики с установкой, на то, что учитель обязан уметь донести мысль до учеников, используя разнообразные способы, формы, приемы и средства в процессе обучения.

Таким образом, коммуникативная компетентность педагога выступает как основа для организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей обучаемых.

 

Литература:

 

  1. Бояров, Е.Н. Подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде: теория и практика: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 207 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 776, 752 и от 14 декабря 2009г. №723. Электронный ресурс: http://минобрнауки.рф/documents/924
  3. Соломин, В.П., Абрамова, С.В., Станкевич, П.В. Основные приоритеты развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 2-4

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов