Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соломин, В. П. Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» / В. П. Соломин, С. В. Абрамова, П. В. Станкевич. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1501/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бакалавра по профилю «Образование области жизнедеятельности», состоящей из следующих типов модулей: основной, поддерживающий, организационный и коммуникативный, специализированный и переносимый.

Ключевые слова: направление «Педагогическое образование», профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности, модульное построение учебного содержания, общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные компетенции (ОПК), профессиональные компетенции (ПК).

Переход педагогического образования на уровневую систему ознаменовался изменением парадигмы подготовки специалистов в области предметного образования с установкой на индивидуализацию. Это требует разработки новых подходов к организации образовательного процесса и структуре теоретического содержания основных профессионально-образовательных программ (ОПОП) подготовки будущих педагогов.

В данном контексте вполне закономерным является становление новой стратегии педагогического образования, которое обеспечивается сопряженностью стандартов (ФГОС ВО 3+) по направлению «Педагогическое образование» в рамках различных профилей и специализированных магистерских программ в системе «бакалавр – магистр», отвечающей общим требованиям к теоретическим знаниям и практическим умениям по общенаучной и профессиональной подготовке будущих педагогов. Наряду с этим, принципиальную важность приобретает выработка теоретико-методологических подходов к подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование», что, в частности, требует построения соответствующей модели образовательной системы и обоснования принципов конструирования основной профессионально-образовательной программы.

Это предполагает, в первую очередь, рассмотрение вопросов подготовки бакалавров образования в русле индивидуально-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, позволяющего осуществлять индивидуализацию обучения студентов с последующим обучением в магистратуре. При этом необходимо отметить, что теоретической основой построения структуры и содержания подготовки педагога выступает модель распределения учебной нагрузки по модулям, которые связаны между собой и расположены в определенном порядке. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуальная по содержанию, формам, средствам, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучаемого.

Между тем, одним из важнейших сегментов предметного поля уровневого педагогического образования является образование в области безопасности жизнедеятельности. Здесь многими вузами страны, и прежде всего Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена и его сетевым партнером Сахалинским государственным университетом, накоплен существенный научно-практический опыт, требующий осмысления и обобщения.

Опираясь на результаты исследований Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова и др. [2], на факультете безопасности жизнедеятельности разработана структурно-содержательная модель подготовки бакалавра по профилю «Образование в области жизнедеятельности», состоящей из следующих типов модулей:

- основные учебные программы, составляющие область предметно-профессиональных знаний (Б1 – базовая часть (3 зачетные единицы), Б1 – вариативная часть (82 зачетные единицы)) – основной модуль (85 зачетных единиц);

- поддерживающие учебные программы, определяющие сферу образования (Б1 – базовая часть) – поддерживающий модуль (34 зачетные единицы);

- организационные и коммуникативные учебные программы, составляющие социально-этическую сферу образования (Б1 – базовая часть (24 зачетные единицы), Б1 – вариативная часть (10 зачетных единиц)) – организационный и коммуникативный модуль (34 зачетные единицы);

- специализированные учебные программы, расширяющие и углубляющие область предметно-профильных знаний (Б1 – вариативная часть (курсы по выбору)) – специализированный модуль (42 зачетные единицы);

- переносимые учебные программы, обеспечивающие практическую часть подготовки бакалавра (Б2 – практики (36 зачетных единиц), Б3 – защита выпускной квалификационной работы (9 зачетных единиц) – переносимый модуль (45 зачетных единиц).

В основе предложенной структурно-содержательной модели заложен принцип модульности, который заключается в индивидуализации обучения студентов, обеспечении вариативности содержания и способов усвоения учебного содержания в зависимости от уровня базовой подготовленности обучающихся, а также в соответствии с их интересами, индивидуальными способностями и возможностями [1].

При этом основные и специализированные модули рассматриваются как учебно-информационные блоки, направленные на приобретение, расширение и углубление предметно-профильных знаний и умений, на основе которых формировались профессиональные компетенции (ПК) в рамках предметной области «Безопасность жизнедеятельности». Соответственно поддерживающий модуль, включающий психолого-педагогическую составляющую теоретической подготовки бакалавра, способствует формированию общепрофессиональных компетенций (ОПК), а также профессиональных компетенций. При этом организационный и коммуникационный модуль определяет общенаучную подготовку бакалавров, за счет которой формируются общекультурные компетенции (ОК), направленные на культурно-просветительскую деятельность в социально-этической сфере образования будущего педагога. Особое место в системе подготовки бакалавров занимает переносимый модуль, который обеспечивает перенос полученных теоретических знаний в практическую плоскость, где формируется компетентность будущего педагога как профессионала. Следует также отметить, что чем выше курс обучения бакалавра, тем больше учебных программ, углубляющих знание и устанавливающих связь между теорией и практикой.

Срок освоения основной профессионально-образовательной программы подготовки бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» при очной форме обучения 4 года (240 зачетных единиц), в которые студентами осваиваются следующие учебные блоки в соответствии с ФГОС ВО 3+:

- Б1 – базовая часть (36 – 63 зачетных единиц) и (вариативная часть 135 – 153 зачетных единиц) – теоретическое обучение, включая все виды обязательной учебной и самостоятельной работы студентов (учебные занятия, научно-исследовательская работа студентов, практикумы, экзаменационные сессии);

- Б2 – базовая часть (33 – 45 зачетных единиц) – практики: летняя, учебная и производственная (педагогическая);

- Б3 – базовая часть (6 – 9 зачетных единиц) – государственная итоговая аттестация, включая профессиональный экзамен по образовательной программе и защиту выпускной квалификационной работы [3].

Следовательно, студентам выделяется учебное время для освоения инвариантной и вариативной частей содержания основной профессионально-образовательной программы, что составляет – 240 зачетных единиц за 4 года обучения и, как правило, 30 зачетных единиц в семестр (таблица).

Таблица 1

Модель распределения учебного времени по основной профессионально-образовательной программе подготовки прикладного бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

Наименование (модуль)

Уровень образования

бакалавриат

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

зачетные ед.

зачетные ед.

зачетные ед.

зачетные ед.

Основной

24

23

22

16

Поддерживающий

3

17

14

Организационный

и коммуникативный

30

4

Специализированный

10

12

20

Переносимый

3

6

12

24

Итого:

60

60

60

60

Приведенная выше модель распределения учебного времени по модулям и годам обучения представляет собой блочно-модульное построение содержания основной профессионально-образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».

Таким образом, в соответствии с модульной структурой учебного содержания возможна организация асинхронного образовательного процесса путем сочетания дисциплин инвариантной (базовой) и вариативной частей, то есть модульных единиц в определенном порядке изучения, что предполагает определенную свободу студентов в построении своего индивидуального образовательного маршрута.

Литература:

  1. Бояров, Е.Н. Подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде: теория и практика: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 207 с.
  2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография / колл. авт. Под ред. Я.И. Кузьминова и др. – М.: Логос, 2004.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование https://www.herzen.spb.ru/uploads/potehinas/files/44.03.01 (электронный ресурс. Дата обращения 01.10.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): базовая часть, вариативная часть, единица, основная профессионально-образовательная программа, модель распределения, программа, профиль, учебное время, учебное содержание, будущий педагог.

Ключевые слова

направление «Педагогическое образование», профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности, модульное построение учебного содержания, общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные компетенции (ОПК), профессиональные компетенции (ПК)

Похожие статьи

Вариативно-образовательный процесс в современном...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образование, программа, вариативно-образовательный процесс, дошкольное учебное заведение...

Формирование вариативной части образовательной...

Одним из основных инструментов региональной образовательной политики является установление регионально-значимой вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ (ОПОП)...

Проектирование образовательных результатов основной...

Основные термины (генерируются автоматически): результат обучения, компетенция, высшее образование, Болонский процесс, учебный процесс, направление

Проектирование основной образовательной программы...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

Разработка основной профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП) — это очень важный этап подготовки

Содержание профессиональных образовательных программ регулируется и контролируется государством.

Особенности построения основной образовательной...

- выделение учебного времени на обязательную к изучению вариативную часть профессионального блока предметно-профильного содержания не более 90 зачетных единиц.

Проектирование основной образовательной программы...

Итак, Основная образовательная программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса, т. е. педагогической

Рекомендуемый объем обязательной части программы — не менее 60 % от ее общего объема; вариативной — не более 40 %.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения

высшее образование, образовательная программа, учебный...

модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная технология, содержание. Модульный подход как основа проектирования... высшее образование, образовательная программа, учебный процесс...

Похожие статьи

Вариативно-образовательный процесс в современном...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образование, программа, вариативно-образовательный процесс, дошкольное учебное заведение...

Формирование вариативной части образовательной...

Одним из основных инструментов региональной образовательной политики является установление регионально-значимой вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ (ОПОП)...

Проектирование образовательных результатов основной...

Основные термины (генерируются автоматически): результат обучения, компетенция, высшее образование, Болонский процесс, учебный процесс, направление

Проектирование основной образовательной программы...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

Разработка основной профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП) — это очень важный этап подготовки

Содержание профессиональных образовательных программ регулируется и контролируется государством.

Особенности построения основной образовательной...

- выделение учебного времени на обязательную к изучению вариативную часть профессионального блока предметно-профильного содержания не более 90 зачетных единиц.

Проектирование основной образовательной программы...

Итак, Основная образовательная программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса, т. е. педагогической

Рекомендуемый объем обязательной части программы — не менее 60 % от ее общего объема; вариативной — не более 40 %.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения

высшее образование, образовательная программа, учебный...

модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная технология, содержание. Модульный подход как основа проектирования... высшее образование, образовательная программа, учебный процесс...

Задать вопрос