Автор: Мясникова Татьяна Вячеславовна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (5) июль 2016 г.

Библиографическое описание:

Мясникова Т. В. Научная самостоятельная работа студентов электротехнического профиля как средство повышения уровня подготовки бакалавров // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2.



В современных условиях обучение по электротехническим профилям является актуальной задачей в области подготовки кадров для Чувашской Республики (ЧР). Как известно, ЧР обладает высоким потенциалом электротехнической промышленности [1]: наличие крупных и малых электротехнических предприятий на территории ЧР; географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможность для эффективного взаимодействия; стратегическое партнерство с ведущими российскими компаниями.

Бесспорно, данная задача обусловлена динамичным и непредсказуемым современным рынком труда, требующим от молодого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям [2].

Базой подготовки кадров и осуществления научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР) для предприятий электротехнического кластера ЧР является ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (ЧГУ) [1]. Активно участвуют в подготовке специалистов электротехнического профиля научно-педагогические работники кафедры «Автоматизированные электротехнологические установки и системы» (АЭТУС) ЧГУ.

Однако в последнее время эксперты определяют одну из важнейших проблем — это излишняя теоретическая направленность образовательной системы. Воспитывая ученого-теоретика, мы создаём огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике, а ведь практика играет важнейшую роль в образовательной программе. Получив образование и устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью [3, с.16]. Поэтому на данном этапе важную роль играет самостоятельная работа студента, то есть умение изучать материал в больших объемах без практических занятий вместе с преподавателем [4].

Научная самостоятельная работа является важнейшим средством повышения уровня подготовки бакалавров в процессе обучения и самообразования, выполнения учебно-исследовательских работ (УИР), коллективной и индивидуальной творческой деятельности.

По степени повышения уровня самостоятельности виды учебной деятельности можно расположить так: 1) репродуктивные и алгоритмизированные задания; 2) самостоятельная работа под контролем преподавателя; 3) рефераты; 4) типовые исследовательские задания; 5) индивидуальная учебно-исследовательская работа (УИР); 6) научно-исследовательская работа (НИР) [5, с. 326].

Научные студенческие конференции являются формой самостоятельной работы студентов на кафедре АЭТУС. В процессе ее подготовки студенты на основе широкого круга источников, готовят доклады по той или иной проблематике [6, с. 104].

Кафедра АЭТУС подготовила и провела работу секции «Автоматизированные электротехнологические установки и системы» 50-ой научной студенческой конференции по гуманитарным, естественным и техническим наукам, посвящённая Году человека труда в Чувашии. В работе секции приняли участие студенты кафедры первых, вторых, четвертых курсов 11 профиля «Электротехнологические установки и системы» и 16 профиля «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений», а также магистранты, обучающиеся по магистерской программе «Управление энергосберегающими режимами электрооборудования технологических установок электротехнических комплексов и систем». Всего в работе секции было заслушано 13 докладов.

Конференция проводится с целью обмена информацией о новых подходах и методах решения актуальных проблем, обсуждения результатов исследований и выработки рекомендаций [7].

При подготовке к участию в конференции студенты и магистранты кафедры АЭТУС оформляют исследовательскую работу. Выступления докладчиков посвящены исследованиям в профессиональной сфере и сопровождаются презентацией. По каждому докладу выступающему задаются вопросы членами жюри и присутствующими слушателями. Т. о., обсуждается каждый доклад. В состав жюри вошли преподаватели кафедры АЭТУС.

Конференция была проведена плодотворно и успешно. Докладчики тщательно подготовились к выступлениям. Были созданы креативные мультимедийные презентации к докладам; выступления интересны и разнообразны. Все студенты активно участвовали в обсуждении проблем, затронутых докладчиками.

Доклады и дискуссии продемонстрировали высокую заинтересованность студентов в исследованиях по выбранным научным направлениям, выявили высокую степень ориентированности в научной литературе, знание законодательной базы, и показали существование у них независимого мнения по многим актуальным и важным вопросам.

Несмотря на вышесказанное, отметим и ряд недостатков:

‒ Участие в конференции предлагается всем желающим, даже тем студентам, которые только начали обучение в университете. Бесспорно, это служит мотив для обучающихся, но участие студентов с разной степенью владения исследовательскими навыками и умениями не позволяет объективно оценивать исследовательскую составляющую работы.

‒ В составе жюри секции были только преподаватели кафедры АЭТУС. Не вошли в состав представители электротехнического кластера ЧР.

‒ В работе секции было представлено 13 работ. Ввиду их немалого количества сокращается время на индивидуальное выступление, что не позволяет полностью раскрыть суть рассматриваемого вопроса.

‒ Название секции носит одно общее название «Автоматизированные электротехнологические установки и системы». В ее работе приняли участие обучающиеся двух профилей. Наблюдалось, что тема исследования не соответствовала названию секцию, но входила в рамки образовательной программы профиля.

‒ Порой у докладчика не наблюдалась логическая последовательность изложения мысли: вступление — основная часть — выводы, а также отмечалась нечёткая, невыразительная манера речи.

‒ Многие обучающиеся не грамотно оформляют и используют презентации к своему докладу. Надо отметить, что даже при хорошо выполненной исследовательской работе, студенты не могут качественно подготовить презентацию.

Хотелось бы представить новые разработанные рекомендации к проведению секции конференции с учетом вышеназванных недостатков, которые помогут в их устранении.

Для устранения первого недостатка предлагается ввести в секции два отделения: для студентов, первых, вторых курсов и школьников и для обучающихся, которые уже обладают достаточными исследовательскими навыками. Приветствуется бригадная работа (по два-три человека). Т. о., студенты учатся работать в команде.

Кроме того, бригадное выполнение исследовательских работ позволит выделить не менее 7…10 минут на прослушивание каждого доклада. А это уже позволит разрешить третий недостаток. При организации исследования в бригадной форме каждый студент выполняет часть задания самостоятельно. Возможно использование внутрибригадного графика по видам выполняемых работ.

Необходимо расширить состав жюри и приглашать представителей предприятий электротехнического кластера. Это позволит реализовать целый ряд задач, необходимых производству. Интересным представляется следующий момент: руководитель исследовательской работы студента тесно сотрудничает с производством и знает проблемы, которые необходимо решить на том или ином предприятии в настоящее время. Причём, сложный вопрос или проблема может решаться не одним студентом, а целой группой под началом руководителя.

Ввиду того, что кафедра осуществляет подготовку бакалавров по двум профилям, логичным, кажется, формирование на кафедре двух секций или необходимо переименовать наименование секции, которое объединяло бы в себе оба профиля.

Что касается логической последовательности изложения мыслей на докладе, то для подготовки к выступлению студентам и магистрантам рекомендуется процедура самоанализа, которая позволяет соотнести все элемента исследовательской работы.

Надо отметить, что и сама исследовательская работа оформляется в научном стиле [8]. Научный стиль отличатся формально-логическим способом изложения материала: нейтральностью, чёткостью и однозначностью, отсутствием сленговых и диалектических слов и выражений, преобладанием научных терминов. Такой подход обеспечивает убедительность рассуждений.

При подготовке презентации рекомендуется придерживаться следующих правил [9]: главное требование к презентации — наглядность; не стоит перегружать слайд текстом; при введении текста, дополняющего или поясняющего положения, необходимо позаботиться о лёгкости его восприятия; для правильного использования и компоновки цветов используйте дизайнерское понятие цветовой гаммы.

Как показывает опыт проведения конференции положительный эффект мероприятия может выражаться различным образом. Среди типовых результатов могут быть следующие: создание условий для реализации творческой компетентности студентов; интеграция молодёжи в научно-образовательное пространство; содействие повышению качества подготовки квалифицированных специалистов; привлечение студентов к научно-инновационной деятельности, направленной на создание наукоёмкой технической продукции, ориентированной на рынок высоких технологий; овладение студентами навыками научно-технического предпринимательства и инновационного бизнеса; популяризация научных знаний и достижений науки и техники среди студентов и школьников; формирование и развитие у участников конференции навыков владения современными информационными технологиями, методологии научных исследований и проектирования при выполнении научно-исследовательских работ; содействие осуществлению сотрудничества по направлениям деятельности университета в области науки и образования на межвузовском, региональном, всероссийском уровнях.

Литература:

  1. Инновационный территориальный электротехнический кластер Чувашской Республики // URL: http://www.electroclaster.ru/ (дата обращения: 25.06.2016).
  2. Рынок труда // URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=31&id=1969657 (дата обращения 25.06.2016).
  3. Шкурпит М. Н., Айдинова К. Х., Бобрышева О. Р. Актуальные проблемы современного образования // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 апреля, 2016 г.) — Махачкала: ООО «Апробация», 2016. — С. 15–17.
  4. Москвина Ю. А., Григорьева А. В. Подготовка и проведение научно-практических конференций на иностранном языке в неязыковом вузе // Концепт. 2013. № 8 (24). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-i-provedenie-nauchno-prakticheskih-konferentsiy-na-inostrannom-yazyke-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 25.06.2016).
  5. Горбунов В. И., Ефремов Л. Г. Методологические аспекты реализации стандартов высшего технического образования // Региональная энергетика и электротехника: проблемы и решения: сб. науч. тр. Вып. 11. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 322–331.
  6. Мясникова Т. В. Развитие творческого потенциала студентов ссузов в студенческом научном обществе / Т. В. Мясникова, М. В. Емельянова. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. — 163 с.
  7. Положение о Всероссийской 50-ой научной студенческой конференции по техническим, гуманитарным и естественным наукам, посвящённой Году человека труда в Чувашии // URL: http://snochgu.ru/category/documents/ (дата обращения: 25.06.2016).
  8. Сабитов Р. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. — 138 с.
  9. Как подготовить доклад и презентацию для выступления на конференции // URL: http://neobionika.ru/conferenciafirststep/90.html (дата обращения: 25.06.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов