Развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы Ишимского учительского института в 1950–1960-х гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.10.2016

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Криницына, Т. О. Развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы Ишимского учительского института в 1950–1960-х гг. / Т. О. Криницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 604-607. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34274/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье прослеживается развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы преподавателей и студентов Ишимского учительского, а в последующем, педагогического института в начале второй половины XX века.

В Ишимском учительском институте научно-исследовательская работа занимала довольно скромное место в процессе подготовки специалистов. Министерство Просвещения РСФСР направляло в институт в основном молодых специалистов, окончивших университеты или крупные педагогические институты, не имеющих достаточного опыта научной деятельности и вынужденных тратить основную массу рабочего времени на разработку учебных курсов [1, с. 49].

В 1949–1950 учебном году научно-исследовательская работа учительским институтом почти не проводилась. Это положение можно объяснить целым рядом обстоятельств, связанных с тем, что учительский институт в г. Ишиме существовал всего лишь первый год. Прежде всего, развёртывание научно-исследовательской работы в первые годы существования института объяснялось тем, что штат преподавателей учительского института в своём большинстве составлялся на работников педучилища, которые не имели опыта работы в высшем учебном заведении и должны были на первых порах много времени проводить над разработкой курса читаемых дисциплин. Также, часть преподавателей была перегружена работой, так как учебные поручения выполняла не только по институту, но и по педучилищу. Руководство института не обращало достаточного внимания на эту проблему учебной деятельности, так как было занято большой организационной работой.

Что же касается учебно-методической работы, то она велась путем заслушивания и обсуждения лекций и семинарских занятий на совете института. Анализ производился руководством института, в порядке контроля работы преподавателя, посещавшего лекционные, семинарские и практические часы.

На 1951–1952 учебный год были составлены планы института и тематические карточки научно-исследовательской работы по всем кафедрам. Тематика планов была утверждена главным управлением высших учебных заведений Министерства Просвещения РСФСР. Вопрос о научно-исследовательской работе не раз обсуждался на совете института и на заседаниях кафедры, но действий по выполнению плана было предпринято крайне мало. В этом году, все сотрудники кафедры основ марксизма-ленинизма, русского языка и литературы никакой научно-исследовательской работы не вели, ссылаясь на перегруженность учебными занятиями. Старший преподаватель кафедры педагогики Анпилогов П. Г. занимался сбором и обобщением материала по пионерской работе в школах города, но существенных результатов не было получено. Старший преподаватель кафедры физики и математики Суханова Е. Г. обобщила свой опыт ведения практических занятий по арифметике, сделав об этом сообщение на конференции математических кафедр педвузов Уральской зоны в феврале 1952 года, к основной теме своей научно-исследовательской работы Суханова Е. Г. не приступила. Старший преподаватель Косовичев Г. И. выполнил план научно-исследовательской работы, составив теорию движения малой планеты, которая была одобрена кафедрой астрономии Томского государственного университета и принята институтом теоретической Астрономии Академии Наук СССР [2, л. 32].

Учебно-методической работе в этом учебном году уделялось должное внимание. Кафедрами, учебной частью и советом института осуществлялось руководство над учебным процессом. Вся работа кафедр, учебной части и совета института планировалась. Планы составлялись по семестрам, и в них включалась работа организационного характера, учебно-методическая, научно-исследовательская, политико-воспитательная работа и работа кабинетов и лабораторий. Все вопросы, касающиеся учебного процесса и учебно-методической работы, обсуждались на заседаниях кафедр. В 1951–52 учебном году кафедры работали более напряженно, заседания проходили при большой активности членов кафедр и большее внимание уделяли качеству методической работы, что во многом способствовало улучшению преподавания учебных предметов и налаживанию политико-воспитательной и общественной работы. Всего было проведено каждой кафедрой от 14 до 19 заседаний. Несмотря на это, недостатком учебной части института являлось отсутствие работы по обмену опытом между кафедрами, взаимопосещений лекций и практических занятий преподавателями различных кафедр, открытых лекций, обсуждения в общеинститутском масштабе вопросов методического характера по построению лекций, практических, семинарских и лабораторных занятий [3, л. 36, 50].

План научно-исследовательской работы на 1953 годИшимским учительским институтом был своевременно составлен и представлен на утверждение Министерству Просвещения РСФСР. План был составлен на основе решений XIX съезда партии и содержал весьма важные и актуальные вопросы, в разрешении которых нуждалась средняя и семилетняя школа для перестройки своей работы по осуществлению политехнического обучения. Среди тем плана выделялись следующие: 1. Методика решения задач на составление уравнений; 2. Постановка лабораторных работ в семилетних школах и их связь с принципом политехнизации; 3. Развитие устной речи учащихся 5–7 классов. Ни одна из намеченных тем не была выполнена в установленные сроки. Некоторые преподаватели занимались сбором материала (Анпилогов П. Г., Денисов П. В.), а ряд преподавателей (Зубченко М. С., Суханов Б. Ф. и др.) к выполнению планов научно-исследовательской работы не приступили [4, л. 151]. Основная причина невыполнения планов научно-исследовательской работы преподавателей заключалась в отсутствии контроля руководством института за ходом выполнения научной деятельности. Кроме выполнения планов преподаватели института были обязаны оказывать методическую помощь учителям школ города и районов.

Реорганизация учительского института в Ишимский государственный педагогический институт повлекла за собой существенные изменения во многих аспектах деятельности института, в том числе и в научно-исследовательской работе.

Директором педагогического института был назначен В. И. Клейменов, на должность зам. директора по учебной и научной работе МП РСФСР направило Н. П. Макурина. Для укрепления кадров во вновь созданном высшем учебном заведении направлялся ряд преподавателей, имеющих опыт вузовской и научной работы. Институт практиковал и конкурсный отбор преподавателей на вакантные должности.

Коллектив института стал направлять свою деятельность на повышение теоретической и научной квалификации преподавателей, на повышение качества научно-исследовательской деятельности. Руководство института имело своей целью привлечь всех преподавателей ВУЗа к научной деятельности.

Решения июльского пленума ЦК КПСС 1955 г. и XX съезда КПСС потребовали коренного улучшения постановки научно-исследовательской работы под углом зрения повышения теоретической и практической значимости выполняемых научных работ, для народного хозяйства и культуры [5, л. 70].

Научно-исследовательская работа и повышение квалификации преподавателей института в 1954–55 учебном году проходила в соответствии с планом научно-исследовательской работы и повышения квалификации преподавателей, утверждённым на 1955 календарный год.

Согласно данному плану коллектив преподавателей института свою работу проводил в основном в двух направлениях: в области научно-исследовательской работы и в области повышения квалификации. Научно-исследовательской работой в институте в течение года занималось 12 преподавателей. В целях повышения квалификации 14 преподавателей ВУЗа работали над подготовкой к сдаче и сдавали кандидатский минимум.

Два преподавателя вуза не занимались научной работой и повышением своей квалификации. Один из них — преподаватель музыки и пения И. Н. Селянинов, работающий в вузе по совместительству на 0,5 ставки, другой — ассистент Комарова В. В., работающая первый год в вузе. Два преподавателя вуза в 1954–55 уч. году были прикомандированы к Московскому областному педагогическому институту для написания и защиты диссертаций. Один из них — ст. преподаватель кафедры марксизма-ленинизма Денисов П. В., завершал кандидатскую диссертацию на тему «Возможность и действительность». Другой — ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Михайлова Л. И. работала над кандидатской диссертацией на тему «Педагогические идеи и педагогические взгляды Н. А. Корфа». Ещё до утверждения плана на 1955 год директором института и зав. кафедрой педагогики и психологии В. И. Клейменовым была защищена кандидатская диссертация на тему «Воспитательная работа классных руководителей 5–7 классов по повышению успеваемости учащихся» [6, л. 53].

В период учебного года три преподавателя вели работу по подготовке монографий. Четыре преподавателя вуза работали над подготовкой научных и методических статей. Одна из статей, доцента Эйдельмана И. П. «Узбекская ССР в период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства» вошла как один из разделов в III том истории Узбекской ССР, который готовился к выходу из печати.

Большая часть преподавателей института работала над повышением своей научно-методической квалификации — готовилась к сдаче и сдавала кандидатский минимум.

В течение учебного года дирекцией института 4 преподавателям были предоставлены научные командировки, связанные с работой над научными статьями и монографиями.

В 1954–55 учебном году в институте не было организовано студенческое научное общество, но работал ряд кружков. Кружковая работа была недостаточной. Лучше была поставлена работа кружков при кафедрах физики и математики, педагогики и психологии. Хуже работали кружки при кафедрах русского языка и литературы и основ марксизма-ленинизма.

Можно выявить некоторые недостатки в области научно-исследовательской работы и повышения квалификации:

  1. Преподаватели вуза нарушали планы своих работ, недостаточно стремились к повышению своего научного и профессионального уровня.
  2. Руководители ряда кафедр не проявляли настойчивости в деле выполнения преподавателями плана повышения квалификации, недостаточно обсуждали на заседаниях кафедр вопросы научной работы.
  3. Тематика научных работ не отражала профессиональный профиль института (за исключением работ кафедры педагогики и психологии).
  4. Очень слабо была поставлена научная работа в студенческих кружках.

Учебно-методическую работу организовывала и проводила учебная часть через кафедры основ марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, русского языка и литературы, физики и математики.

Кафедры института на своих заседаниях обсуждали лекции преподавателей, их рабочие планы, рассматривали методические и учебно-организационные вопросы, вопросы улучшения профессиональной подготовки студентов, тезисы открытых лекций с последующим обсуждением.

Улучшению учебно-методической работы кафедр и профессионально-педагогической подготовки студентов в 1954–55 учебном году содействовало обсуждение на Совете института приказа Министра высшего образования за № 975 от 9 сентября 1954 года «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» [6, л. 26].

Уже во второй год после открытия педагогического института научной работой занимались 54 % преподавателей, в том числе один преподаватель находился в годичной аспирантуре. 14 преподавателей (38 %) готовили и сдавали экзамены кандидатского минимума (Б. Ф. Суханов, Е. Г. Суханова и М. П. Яцык сдали по два экзамена). В 1955–56 учебном году защищено пять кандидатских диссертаций: М. Г. Данильченко, А. М. Завалишиной, И. В. Прониной, Л. П. Михайловой и М. Ф. Кардо-Сысоевой. И. П. Эйдельман работал под над докторской диссертацией, пять преподавателей — над монографиями, готовился к печати сборник «Ученые записки ИГПИ» [7, л. 42].

Вопросы научно-исследовательской работы и повышения квалификации преподавателей были предметом обсуждения на заседаниях кафедр, совещаниях при директоре, на заседаниях совета института. В частности, в отчете института за 1955–1956 учебный год отмечается, что при обсуждении на совете института вопроса о работе отдельных кафедр было указано на недостаточное внимание, уделяемое кафедрами этой серьезной сфере деятельности. Наиболее плодотворно в этой области работали: кафедра основ марксизма-ленинизма и кафедра педагогики и психологии. Хуже дело обстояло с вопросами научно-исследовательской работы на кафедре русского языка и литературы, где за год был обсуждён только проект статьи ст. преподавателя М. Е. Рубинштейн, а также на кафедре физики и математики, где был заслушан только отчёт о ходе работы над кандидатской диссертацией ст. преподавателя Васильевой И.Н [8, л. 57].

Решения совета обязывали преподавателей кафедр выполнять индивидуальные планы по сдаче экзаменов кандидатского минимума в установленные сроки, а невыполнение их расценивалось как безответственное отношение к росту своей научной квалификации, зав. кафедрами указано на отсутствие достаточного контроля с их стороны и деловой требовательности к данным преподавателям кафедры, а учебной части — к зав. кафедрами, допустившим нарушение планов работы кафедр.

Вместе с высокой требовательностью по выполнению индивидуальных планов научно-исследовательской работы и повышения квалификации дирекцией института создаются необходимые условия для занятия НИР. В 1955–1956 учебном году предоставлено преподавателям 12 научных командировок, 15 преподавателей использовали творческие отпуска, на научные исследования израсходовано 6700 руб.

Значительное внимание отводилось и организации научной работы студентов. Функционирует несколько научных студенческих кружков, в приказе от 8 марта 1956 года наиболее активным студентам за успехи в овладении науками объявлена благодарность с занесением на доску почета.

Во второй половине 1956–1957 учебного года в институте создано студенческое научное общество, руководителем которого был зам. директора по учебной и научно-исследовательской работе А. Ф. Поляков. Подготовлена первая студенческая научная конференция. Действовали научные кружки: педагогический, психологический, математический, исторический и другие.

Значительное пополнение дипломированными специалистами преподавательского состава кафедр способствовало развитию научно-исследовательской работы в институте. Только в 1956–1957 учебном году на кафедру марксизма-ленинизма прибыло три кандидата наук (Н. И. Шишлянников, Ц. Г. Гринберг, Н. Т. Бусова). В этом году научной работой активно занимается 56 % преподавателей [9, л. 39].

По-прежнему на заседаниях кафедр и советах института значительное внимание уделяется организации научных исследований преподавателей и студентов, повышению квалификации. Применяются решительные меры к лицам, не выполнившим индивидуальный план по НИР, вплоть до перевода старших преподавателей в ассистенты. В 1956–1957 учебном году подготовлена 21 научная и методическая статья, 9 преподавателей работают над диссертациями, 6 — над монографиями. Вышел из печати I том «Ученых записок». В 1958 году вышел из печати II том «Ученых записок», сдан в печать III том и готовился к печати IV том — они были опубликованы в 1959 году. В 1956–1957 учебном году подготовлена и проведена первая научная конференция преподавателей, где было сделано 14 докладов. В дальнейшем научные конференции преподавателей и студентов проводятся ежегодно.

В 1958–1959 учебном году преподаватели института впервые выступали с докладами на зональных конференциях по отдельным отраслям науки: по языкознанию и литературоведению в г. Красноярске, по математике в г. Оренбурге, по современному русскому языку и общественным дисциплинам в г. Свердловске, по дисциплинам политехнического цикла в г. Новосибирске. В последующие годы участие преподавателей института в работе региональных, республиканских и всесоюзных научных и научно-практических конференций стали обычным явлением научной жизни коллектива.

Рассматривая научную деятельность института, нельзя не сказать о его международных связях. Преподаватели института помогали учебным заведениях некоторых стран в подготовке кадров преподавателей русского языка, так, в 1960 году В. Н. Перетрухин с этой целью был направлен в Чехословакию [10, с. 48].

С начала шестидесятых годов в качестве основного пути формирования преподавательского состава была избрана целевая аспирантура. Уже в 1962–1963 учебном году 7 преподавателей находились в целевой аспирантуре, еще четверо были направлены в 1964–1965 учебном году. Формами повышения научной и педагогической квалификации преподавателей являлись: защита кандидатских диссертаций; сдача экзаменов кандидатского минимума; занятия на факультетах повышения квалификации. С середины шестидесятых годов ежегодно проводились защиты кандидатских диссертаций.

На основе вышесказанного можно отметить, что в 1949–1953 гг. существование двух заведений под одной крышей (Ишимского педагогического училища и Ишимского учительского института) отрицательно сказывались на развитии научно-исследовательской деятельности института: преподаватели были вынуждены уделять больше внимания и времени на разработку учебных курсов, нежели на написание научных трудов. Это привело к тому, что научные исследования в данный период времени в институте не проводились. Слабым звеном в работе Ишимского учительского института являлось почти полное отсутствие научно-исследовательской работы и эффективной помощи школам города и районов, что было предусмотрено в рамках учебно-методической работы.

С изменением статуса института ситуация с научно-педагогическими кадрами и постановкой научно-исследовательской работы в институте заметно меняется. Коллектив института стал направлять свою деятельность на повышение теоретической и научной квалификации преподавателей, на повышение качества научно-исследовательской деятельности, а также идейного и научного уровня преподавания всех дисциплин в соответствии с уровнем развития советской науки. В середине 1950 — первой половины 1960-х гг. руководство института имело своей целью привлечь всех преподавателей ВУЗа к научной деятельности.

Таким образом, научно-исследовательская работа в институте не стояла на месте, а успешно развивалась по различным направлениям и стала рассматриваться как одно из необходимых условий совершенствования подготовки специалистов, раскрытия интеллектуального и творческого потенциала преподавателей.

Литература:

  1. Липчинский, А. Г. Научно-исследовательская деятельность ИГПИ им. П. П. Ершова с 1953 по 1999 годы XX века [Текст] / А. Г. Липчинский // Ершовские чтения: спецвыпуск: межвузовский сб. научных ст. / отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2014. — С. 49–57.
  2. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив» в г. Ишиме (далее ГБУТО ГА) Ф. 570. Оп. 1. Д. 5. Л. 32.
  3. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 570. Оп. 1. Д. 28. Л. 36, 50.
  4. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 570. Оп. 1. Д. 44. Л. 151.
  5. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 146. Оп. 1. Д. 10. Л. 70.
  6. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 146. Оп. 1. Д. 2. Л. 26, 53.
  7. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 146. Оп. 1. Д. 15. Л. 42.
  8. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 146. Оп. 1. Д. 2. Л. 57.
  9. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 146. Оп. 1. Д. 15. Л. 39.
  10. Ишим: Исторические очерки [Текст]. — Ишим: Изд. ИГПИ, 1993, — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): научно-исследовательская работа, преподаватель ВУЗа, научная работа, совет института, кандидатский минимум, преподаватель, руководство института, русский язык, учебно-методическая работа, учительский институт.


Похожие статьи

Научно-исследовательская работа преподавателей...

Научно-исследовательская работа преподавателей физического воспитания в высших учебных заведениях.

В статье рассмотрены возможности заниматься научной и исследовательской работой преподавателям кафедры физического воспитания.

Филологический факультет Карагандинского государственного...

Научно-исследовательская работа. Научная деятельность факультета отмечена разработкой новых направлений, формированием научных школ

Под научным руководством Мажитаевой Ш. защищены 4 кандидатские, 1 докторская (Ph. D), 9 магистерских диссертаций.

Взаимодействие педагогического и ученического коллективов...

учебно-методическая работа; – проведение совместной исследовательской работы.

Обучающиеся гимназии № 48 занимаются научно-исследовательской работой под руководством ведущих преподавателей НФИ КемГУ, сотрудников Института гигиены и...

Резюме преподавателя вуза — Молодой ученый

Опыт работы преподавателя вуза складывается из трех составляющих: научной, учебной и воспитательной деятельности. Научная деятельность. Если вы в дальнейшем рассчитываете стать преподавателем, то уже к моменту окончания института у вас должны быть...

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации.

Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического...

Решаемые при этом технические задачи во многих случаях являются составной частью блока научных программ вуза, что устанавливает взаимосвязь учебно-исследовательской работы и научно-исследовательской работы студентов.

Знаниево-информационная основа физического воспитания...

Традиционные направления работы кафедры физического воспитания в высшей школе это — образовательная, научно-исследовательская, воспитательная, учебно-методическая и спортивно-массовая.

Похожие статьи

Научно-исследовательская работа преподавателей...

Научно-исследовательская работа преподавателей физического воспитания в высших учебных заведениях.

В статье рассмотрены возможности заниматься научной и исследовательской работой преподавателям кафедры физического воспитания.

Филологический факультет Карагандинского государственного...

Научно-исследовательская работа. Научная деятельность факультета отмечена разработкой новых направлений, формированием научных школ

Под научным руководством Мажитаевой Ш. защищены 4 кандидатские, 1 докторская (Ph. D), 9 магистерских диссертаций.

Взаимодействие педагогического и ученического коллективов...

учебно-методическая работа; – проведение совместной исследовательской работы.

Обучающиеся гимназии № 48 занимаются научно-исследовательской работой под руководством ведущих преподавателей НФИ КемГУ, сотрудников Института гигиены и...

Резюме преподавателя вуза — Молодой ученый

Опыт работы преподавателя вуза складывается из трех составляющих: научной, учебной и воспитательной деятельности. Научная деятельность. Если вы в дальнейшем рассчитываете стать преподавателем, то уже к моменту окончания института у вас должны быть...

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации.

Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического...

Решаемые при этом технические задачи во многих случаях являются составной частью блока научных программ вуза, что устанавливает взаимосвязь учебно-исследовательской работы и научно-исследовательской работы студентов.

Знаниево-информационная основа физического воспитания...

Традиционные направления работы кафедры физического воспитания в высшей школе это — образовательная, научно-исследовательская, воспитательная, учебно-методическая и спортивно-массовая.

Задать вопрос