Автор: Савостьянова Ирина Леонидовна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (1) март 2015 г.

Библиографическое описание:

Савостьянова И. Л. Использование модулей информационных задач в обучении информатике будущих бакалавров-экономистов // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 53-56.

Развитие современного информационного общества определяет потребность производства в экономистах, способных решать многообразные информационные задачи профессиональной деятельности. В то же время анализ исследований, посвященных проектированию методических систем обучения информатике будущих экономистов (Груздева М. Л., Евсеева А. А., Костылев Д. С., Морозовская Т. Д., Шевченко Е. М. и др.) приводит к заключению о недостаточной ориентированности разработанных систем на формирование способности и готовности решать информационные задачи профессиональной деятельности.

Для определения значимости информационных задач в осуществлении профессиональной деятельности экономиста, конкретизируем понятие «информационная задача».

Родовое понятие «задача» имеет широкую трактовку в отечественной педагогике и психологии. А. Н. Леонтьев отмечал, что возникновение задач обусловлено переходом от потребности к деятельности до программы выполнения деятельности. [7]. В данном исследовании используется понимание класса задач, решаемых в процессе профессиональной деятельности (по В. С. Ледневу) [6], как деятельности с использованием сложных алгоритмов, требующих конструирования решения (организационного, параметров труда, технологии и др.), а также оперирования большими массивами оперативной и запасенной информации; такой деятельности частично свойственны черты научного творчества.

Определение видовой сущности понятия «информационная задача» опирается на понятие информации.

Существует различные точки зрения о сущности информации, о ее взаимосвязи со знанием, о способах поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации. Логический словарь ДЕФОРТ [4] дает определение информации, как формализованного знания, представленного в виде объективного сообщения в символической форме и выступающее в качестве объекта коммуникации между людьми. Нормативно процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов понимаются как «Информационные технологии (ИТ)». [9]. В научно-исследовательской литературе существуют различные трактовки этого понятия. В «Энциклопедии профессионального образования» информационные технологии определены как способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях, в частности, на базе инструментальных систем, основным элементом которых является электронно-вычислительная машина (ЭВМ). [11] И. Г. Захарова определяет понятие: «ИТ — система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области» [3]. Макарова Н. В. и Волков В. Б., опираясь на представление о технологии, как о процессе, изменяющем качество или первоначальное состояние объекта, представляют информационную технологию как процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Конкретизируя сущность понятия «информационная задача» на основе приведенных выше определений, представим ее как задачу, имеющую своим предметом изменение качества или первоначального состояния объекта на основе совокупности средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта или явления.

Анализ нормативной, педагогической и профессиографической литературы позволил нам выделить следующие информационные задачи профессиональной деятельности экономиста [8]: поисковые задачи, задачи хранения информации, вычислительные задачи, интеллектуальные задачи и инфо-коммуникационные задачи.

Опишем возможность представить содержание обучения информатике будущих бакалавров-экономистов в виде модулей информационных задач, логически связанных в систему. Основатель модульного обучения Дж. Рассел представляет модуль, как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала. В соответствии с теорией модульного обучения (Дж. Рассел, Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова, П. А. Юцявичене и др.), представление содержания образования в виде законченных модулей, одновременно являющихся источником информации и руководством по его усвоению, обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса с целью осознанного самостоятельного получения обучающимся определенного опыта деятельности. Использование модулей информационных задач при проектировании содержания обучения информатике подразумевает заданный планируемый результат образования (способность и готовность будущего бакалавра-экономиста решать информационные задачи профессиональной деятельности).

Представляя «Задачи хранения информации» как модуль содержания обучения информатике будущих бакалавров-экономистов, выделим формируемые в линии понятия (I) и обобщенные способы деятельности (II).

I. Формируемые понятия в содержательной линии «Задачи хранения информации»

Понятие 1. Документ как основной вид информационных ресурсов. Под термином «Документ» в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. N 28, отменен в октябре 2013 г.) понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Понятие «Информационный ресурс» означает часть имеющихся в обществе знаний, которая отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие 2. Табличные информационные модели. Табличная информационная модель — это модель, в которой объекты или их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках таблицы.

Понятие 3. Информационные хранилища. Информационное хранилище — предметно-ориентированная, интегрированная, содержащая данные, накопленные за большой интервал времени, автоматизированная система, предназначенная для поддержки принятия управленческих решений. Включает понятие «База данных» — поименованная совокупность данных, отображающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области

II. Формируемые обобщенные способы деятельности в содержательной линии «Задачи хранения информации»

Обобщенный способ деятельности 1. Оформление документов. Включает оперирование понятием «Документ»; представляет собой овладение процессами определения реквизитов документа, классификации документов. Подразумевает овладение единой типовой технологией подготовки текстовых документов в различных текстовых процессорах, овладение алгоритмом создания документа средствами текстового процессора Word.

Обобщенный способ деятельности 2. Использование табличных информационных моделей. Включает оперирование понятием «Табличная информационная модель»; представляет собой овладение процессом моделирования, где моделью выступает универсальное средство представления информации — таблица. Овладение этим способом деятельности подразумевает управление информацией о различных свойствах объектов, объектов одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов, представленных в виде табличных информационных моделей.

Обобщенный способ деятельности 3. Управление информационными хранилищами. Включает оперирование понятием «Информационное хранилище» и подпонятием «База данных»; представляет собой поуровневое овладение процессами накопления и хранения информации в базах данных/информационных хранилищах, подразумевает овладение технологией управления информацией средствами систем управления базами данных/овладение процессами управления хранилищами данных средствами автоматизированных систем.

Представим пример включения модуля «Задачи хранения информации» в рабочую программу дисциплины «Экономическая информатика» для бакалавров-экономистов (таблица 1).

Таблица 1

п/п

Название раздела дисциплины

и его содержание по темам

Лекции, часы

ПЗ,

часы

СРС, часы

Модуль 2. Задачи хранения информации

1.                       

Тема 1. Документ как основной вид информационных ресурсов. Оформление документов.

1. Понятие информационных ресурсов общества.

2. ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», определение понятия «Документ» в нем, определение реквизитов документа, классификации документов.

3. Типовая технология подготовки текстовых документов в различных текстовых процессорах (Microsoft Word, OpenOffice.org Writer, LibreOffice Writer)

4. Алгоритм оформления документа средствами текстового процессора Microsoft Word.

2

8

10

 

Тема 2. Табличные информационные модели. Использование табличных информационных моделей.

1. Моделирование как исследование объектов познания. Понятие и структура табличных информационных моделей. Правила оформления табличных информационных моделей. 2. Создание и использование табличных информационных моделей различных видов (ОО, ОС, ООМ, ОСО).

2

4

8

2.                       

Тема 3. Информационные хранилища. Управление информационными хранилищами.

1. Понятие «Информационные хранилища» и «Базы данных». СУБД, классификации СУБД.

2. Накопление и хранение информации средствами файл-серверной СУБД Microsoft Access.

2

4

6

 

Использование модулей информационных задач в обучении информатике будущих бакалавров-экономистов, позволяет представить образовательный процесс как квазипрофессиональную деятельность, Квазипрофессиональная деятельность, сочетающая в себе учебный и профессиональный компонент, позволяет получать опыт деятельности не абстрактно, а в контексте профессии. Формирование целостного образа ситуации профессиональной деятельности способствует тем самым формированию готовности будущих бакалавров-экономистов решать реальные информационные задачи, возникающие в профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1.      Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. — М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.

2.      ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»

3.      Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / И. Г. Захарова. — 3-е издание стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 192 с., С.22.

4.      Ивин А. А., Переверзев В. Н., Петров В. В. Логический словарь ДЕФОРТ Дедуктивная формализация теорий, 1994. — 270 с.

5.      Карпов В. В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. — М.; СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — С. 70.

6.      Леднев В. С. — Содержание образования: сущность, структура, перспектива. [текст] /В. С. Леднев– М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.

7.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975., — С. 88.

8.      Савостьянова И. Л. Информационные задачи профессиональной деятельности экономиста [Текст] / И. Л. Савостьянова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013.

9.      Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

10.  Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. — М.:Логос, — 2001. –136 с. — С.41

11.  Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С. Я. Батышева. — М., АПО. 1998., С. 341.

12.  Эрдниев, П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике [Текст] / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. — М.: Просвещение, 1986. — 246 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов