Библиографическое описание:

Белова Т. В., Микрюкова Е. Ю., Тарасюк В. Б., Травкин Е. И. Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика» [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 129-132.



Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены основные характеристики личностно-ориентированных технологий в профессиональной подготовке бакалавров направления «Прикладная математика и информатика», позволяющие в дальнейшем органично влиться в производственную, научную и общественную деятельность. Показана основная задача преподавателя — реализация роли тьютора по отношению к обучающимся, т. е. умение реализовать качественное управление процессом обучения.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, образовательные технологии, модульное обучение, тьютор, информационные технологии

Основной задачей учреждений высшего образования в условиях внедрения ФГОС ВО третьего поколения является формирование высоконравственной всесторонне развитой личности, социально адаптированной, а также полноформатно владеющей общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, способной к восприятию новых знаний и их реализации в различных сферах человеческой деятельности.

Концепция современных образовательных стандартов высшей школы настоятельно требует активизации внедрения новейших технологий обучения, актуализации содержания и модернизации учебного процесса. Требования стандартов обусловливают необходимость в разработке инновационных моделей педагогической деятельности, которые будут служить фундаментом прогрессивных образовательных технологий. Новые образовательные технологии предполагают многоаспектное варьирование предметной ситуации для наиболее объективного воплощения личностно-ориентированного подхода.

Анализ источников, посвященных проблемам организации личностно-ориентированного подхода в высших учебных заведениях, позволяет обозначить перечень задач, встающих при внедрении личностно-ориентированных технологий в образовательный процесс:

− исследование передовых педагогических технологий с целью их сопряжения с образовательным процессом конкретного высшего учебного заведения;

− модернизация существующих образовательных технологий с целью достижения их наиболее полного соответствия современным требованиям;

− распространение передовых идей путем организации научных школ соответствующего направления в высших учебных заведениях;

− разработка методов организации, планирования и проектирования учебной и самостоятельной деятельности;

− создание условий, гарантирующих поддержку самореализации и самоуправления в учебном коллективе с целью создания благоприятной социальной среды.

Как показала практика, личностно-ориентированный подход является достаточно эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В наиболее оптимальной форме эффективность личностно-ориентированного подхода достигается путем создания проблемных ситуаций в процессе проведения учебных занятий, варьируя параметры этой ситуации в зависимости от особенностей конкретной учебной группы. Грамотная формулировка проблемы для решения требует интеграции нескольких предметных дисциплин. Методики создания и решения проблемных ситуаций уже достаточно долго и активно применяются высшими учебными заведениями у нас в стране и за рубежом.

Следует, однако, учесть, что одна и та же проблема может восприниматься разными студентами неоднозначно. В связи с этим возникает задача установления корреляционной зависимости между сутью проблемы и ее восприятием, и отражением в опросных листах. Для решения этой задачи используются современные методы обработки экспериментальных исследований.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение реализовано в данном случае посредством совместной, специально организованной деятельности субъектов, вовлеченных в профессионально-образовательный процесс, имеющий как визуальные признаки совместимости, так и внутреннюю составляющую, предполагающую сотрудничество и саморазвитие всех субъектов процесса обучения, а также использование соответствующих образовательных технологий.

Сформулированные выше приемы как нельзя более органично вписываются в учебный процесс подготовки бакалавров направления «Прикладная математика и информатика». Для большинства отраслей, в которых являются востребованными студенты-бакалавры направления подготовки «Прикладная математика и информатика», характерно наличие высокого уровня конкуренции. Для поддержания конкурентоспособности в современных условиях руководители фирм и предприятий постоянно добавляю оригинальные элементы в товар, услуги и средства их производства, т. е. осуществляют инновации и в основном за счет использования новых информационных технологий.

Возрастающая рыночная конкуренция и сменяющие друг друга с высокой скоростью инновации, основанные на применении современных достижений в области компьютерных технологий, обуславливаю необходимость подготовки специалистов, не просто владеющих определенным набором навыков, а способных эффективно осваивать и применять новые навыки. Способность к самообразованию и профессиональному росту является определяющим фактором конкурентоспособности на современном предприятии.

Особенно актуально это требование для специалистов в области информационных и компьютерных технологий, которые в силу особенности своей профессиональной деятельности часто вынуждены работать с постоянно изменяющимися требованиями заказчиков в условиях ограниченного времени и информационных ресурсов. Поэтому умение получать и правильно интерпретировать релевантную информацию становится одним из основных требований к профессиональным качествам работника в информационно-технологической области.

Кроме того, для таких специалистов особо ценится умение работать в команде — контактировать с широким кругом людей — поставщиками и потребителями продукции предприятия, подчиненными, вышестоящими руководителями, коллегами и т. д. Поэтому процесс обучения таких специалистов предполагает постоянное приобретение и эффективное использование коммуникативных навыков, для чего следует организовывать решение проблемных задач путем работы в команде.

В связи с инновационными изменения в области применения информационных технологий, новые стандарты высшего образования диктуют необходимость поиска новаторских, отвечающих требованиям современного общества, видов организации образовательного процесса.

Характерными чертами личностно-ориентированных технологий в профессиональной подготовке бакалавров направления «Прикладная математика и информатика», позволяющими в дальнейшем органично влиться в производственную, научную и общественную деятельность являются:

− внедрение в учебный процесс современных технологий образования в виде модульного принципа построения обучения, обучения до полного формирования компетенций, варьирование интенсивности учебного процесса в зависимости от уровня начальной подготовки, широкое использование работы в группах с применением деловых игр и проектных методов;

− проведение учебных занятий в виде дискуссий, проблемных ситуаций, круглых столов, интегративных и бинарных занятий, различных игр; с использованием компьютерных обучающих систем и дистанционного обучения;

− организация передовых форм обучения, подразумевающие разработку индивидуальных образовательных траекторий студентов, варьирование контингента учебной группы; свободный выбор отдельных предметов, сроков и темпов обучения, оптимизация часов, отводимых на аудиторные занятия;

− оценка уровней сформированности компетенций на основе новых принципов: текущий модульный контроль, внедрение балльно-рейтинговой системы на основе технологических карт и адаптивных тестов проверки знаний, коррекция индивидуальных образовательных программ с учетом запросов потенциальных работодателей, целевая интенсивная подготовка специалистов;

− использование при проведении занятий предметно и проблемно-ориентированных компьютерных систем обучения, роботизированных учебных комплексов; обучение типизированным алгоритмам решения задач.

Конкретные модули и формируемые из них учебные комплексы разрабатываются в нижеперечисленных основных видах соответственно с целями образовательного процесса:

− обзорные модули позволяют оказать помощь студентам в ориентации по решению поставленной проблемы;

− базовые модули осуществляют создание фундамента для процесса обучения студентов по проблеме;

− продвинутые модули дают возможность ведения научно-исследовательской деятельности по проблеме;

− унифицированные обучающие модули является средствами интеграции поставленной проблемы в курс обучения в целом.

Каждый из модулей включает целый пакет материалов: общую характеристику, содержание, информационно-технологические карты и почасовое расписание занятий, предполагающих использование определенных обучающих технологий.

Опишем опыт применения приведенных выше инновационных педагогических технологий в Курском государственном университете. В настоящее время указанные технологии обучения применяются для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика» факультета физики, математики и информатики.

Основной целью обучения студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика» является формирование знаний и компетенций, гарантирующих молодому специалисту востребованность на современном рынке труда. Базисом для формирования высокого уровня квалификации должна стать теоретическая база, приобретенная студентом в процессе изучения теоретических дисциплин под руководством опытного преподавателя. В свою очередь от преподавателя требуется постоянная самоактуализация в процессе профессионального становления и дальнейшего развития, с целью гибко реагировать на постоянно меняющиеся условия современного информационного образовательного пространства [2].

В процессе обучения студенты используют современные способы получения информации, в частности, сеть Интернет. Поэтому задачей преподавателя является реализация роли тьютора по отношению к обучающимся. Студент в процессе подготовки к занятиям получает свободу выбора поставщика знаний. Роль преподавателя в данном случае — реализовать качественное управление процессом обучения. Применяемые им методы организации образовательного процесса определяются как педагогическими технологиями, так и информационные возможностями обучающихся и учебного заведения. Также важно отметить, что перед учеными и педагогами стоит задача оптимизации объективного процесса информатизации образования [1].

Важную роль в процессе формирования системного мышления играет создание и разрешение проблемных ситуаций. В нашем случае для организации проблемной ситуации используется опыт прохождения производственной и исследовательской практики студентами старших курсов. Студентам представляется конкретная реальная задача, решаемая одной командой на предприятии при соблюдении четко оговоренных условий и обязательств. Поставленная задача является типичной для команды информационно-технологического отдела одного из городских предприятий. Обычно студенты получают установочную информацию, включающую цель, финансовое состояние, отношения между заказчиком и исполнителями, условия рынка, активность конкурентов и другие факторы влияния внешней среды.

В отчетах о практике они в специальных опросных листах отмечают те проблемы, которые им приходилось решать в конкретной организации. Кроме того, в свободной форме они описывают свои впечатления о практике и предложения по модернизации предшествующей подготовки. Студенты после производственной практики отмечают, что чаще всего решать проблему приходится при отсутствии четко выраженного набора исходных данных, необходимых для решения. Кроме того, правильное решение, возможно, будет не единственным. Специалист, сталкиваясь с ситуацией, требующей принятия решения, должен самостоятельно провести анализ проблемы и сформулировать действия, необходимые для ее разрешения.

Задачей преподавателя, согласно вышеизложенному, является подбор отвечающих изучаемой теме реальных материалов, а задачей студентов, в таком случае, будет предложение путей решения поставленной перед ними проблемы и обсуждение своих предложений с другими студентами и преподавателем.

Преподаватель должен признавать факт существования различных способов решения проблемы. Поэтому ему необходимо организовать и поддерживать дискуссию, не навязывая свою точку зрения. Студентам следует осознать с начала обучения, что последнее слово в принятии решения принадлежит им, преподаватель лишь объясняет отдельные моменты и предупреждает о последствиях в случае принятия того или иного решения.

Ролью преподавателя является направление беседы или дискуссии (в частности, формулируя проблемные вопросы), контроль времени, отведенного на решение проблемы, вовлечение всех студентов группы в обсуждение и решение проблемы. Время от времени преподаватель может обобщать, объяснять, подсказывать теоретические сведения или помогать найти подходящие источники информации.

Результирующая оценка каждого студента группы формируется из трех составляющих:

− Оценка результатов работы преподавателем.

− Самооценка студента, получаемая путем заполнения опросного листа.

− Оценка других членов учебной группы (формируется вычислением средней оценки из оценочного листа каждого студента).

Таким образом, вышеизложенный методический подход организации процесса обучения способствуют вырабатыванию умения анализировать проблему, оценивать возможные пути решения, останавливать свой выбор на оптимальном варианте и строить план его реализации. Применение проблемных ситуаций развивает самостоятельность и инициативность, развивает компетентность в широком круге проблем, возникающих в процессе работы специалиста в области прикладной информатики. В процессе обучения бакалавров такой метод применяется неоднократно, благодаря чему студенты получают устойчивые навыки решения практических задач.

Литература:

  1. Тарасюк В. Б., Судакова И. М. Электронное средство для визуализации работы файловой системы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. № 16. С. 175–179.
  2. Тарасюк Н. А., Травкин Е. И. Самоактуализация преподавателя информатики в системе многоуровневой подготовки в высшем образовании // Информатика и образование. 2016. № 1 (270). С. 41–43.
  3. Белова Т. В., Микрюкова Е. Ю., Микрюков В. И. Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом // Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы VI Международной научной конференции. 2015. С. 258–261.
Основные термины (генерируются автоматически): «Прикладная математика, подготовки «Прикладная математика, проблемных ситуаций, направления подготовки «Прикладная, направления «Прикладная математика, профессиональных компетенций, образовательных технологий, бакалавров направления «Прикладная, образовательного процесса, студентов-бакалавров направления подготовки, процесса обучения, компетенций студентов-бакалавров направления, личностно-ориентированного подхода, личностно-ориентированных технологий, профессиональных компетенций студентов-бакалавров, управление процессом обучения, организации образовательного процесса, процессе обучения, формировании общепрофессиональных, подготовке бакалавров направления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос