Автор: Остыловская Оксана Анатольевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Остыловская О. А. Профессионально-математическая компетентность студента направления «Прикладная информатика» // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 186-188.

Процессы информатизации охватывают многие сферы жизнедеятельности – экономическую, гуманитарную, юридическую, образование и др. В каждой области научного знания информатика преломляется в прикладное направление, основанное на использовании особенностей информационных процессов и свойствах конкретных видов информации, циркулирующих в данной области. Это привело к возникновению прикладных направлений информатики и к необходимости подготовки соответствующих специалистов. Направление подготовки ВПО «Прикладная информатика (по областям)» предполагает овладение особыми знаниями. Профессиональные компетентности такого выпускника представляют собой совокупность умений по использованию ИКТ в решении профессиональных задач, а так же умений по эксплуатации и сопровождению ИКТ. Важным аспектом совершенствования подготовки таких специалистов является определение приоритетных целей в обучении различным дисциплинам. Мы считаем, что в обучении математике студентов направления «Прикладная информатика» такой целью является развитие профессиональной математической компетентности.

Математическая компетентность является неотъемлемой составляющей профессионализма современного ИT – специалиста. В соответствии с этим, при рассмотрении математической подготовки будущих специалистов в области прикладной информатики необходимо исходить из современного понимания профессиональной математической компетентности специалиста. В педагогической науке понятие «математическая компетентность» рассматривается по-разному в зависимости от контекста решаемых исследователями научных задач:

-  совокупность системных свойств личности, которые выражаются устойчивыми знаниями по математике и умениями применять их в новой ситуации, способности достигать значимых результатов в математической деятельности (И. Н. Разливихинских [5, с. 2]).

- характеристика личности специалиста, отражающая готовность к изучению математики, наличие глубоких и прочных знаний по математике и умение использовать математические методы в профессиональной деятельности (Е.Ю. Белянина [2, с.11]).

- системное образование специалиста, отражающее единство его теоретической  и практической подготовленности и способности применять математический инструментарий для решения профессиональных задач (О.В. Аверина [1, с.13 ]).

- системное свойство личности субъекта, характеризующее его глубокую осведомленность в предметной области знаний, личностный опыт субъекта, нацеленного на перспективность в работе, открытого к динамичному обогащению, способного достигать значимых результатов и качества в математической деятельности (Н.Г. Ходырева [6, с.11]).

Обобщая, можно сказать, что математическая компетентность специалиста включает в себя знаниевую составляющую и личностную, заключающуюся в способности применить эти знания в профессиональной деятельности и открытости к принятию этих знаний. Мы согласны с перечисленными определениями, и в рамках предметной компетентности рассматриваем математическую компетентность как ядро профессиональной компетентности будущего ИТ-специалиста.

Анализ областей и видов профессиональной деятельности специалиста в области прикладной информатики [3, с.12]показывает, что в них заложены высокие требования к качеству математической подготовки выпускника. Опираясь на теорию организации содержания образования [4, с.3] и учитывая особенности специальности, мы считаем, что в составе профессионально-математической компетентности студента направления «Прикладная информатика» можно выделить следующие компоненты:

1) Базовый компонент – состоит из знаний фундаментальных основ математики, умений использовать математический язык, символику, а так же аналитических, логических и графических умений;

2) Операционно-деятельностный компонент - демонстрирует эффективность и продуктивность применения математических знаний на практике. Он способствует формированию и развитию у студентов математических умений, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности. Можно выделить следующие их виды, необходимые для целей обучения:

- аналитические, т.е. умения анализировать прикладную область на математическом уровне;

- исследовательские, т.е. умений ставить и решать прикладные задачи

- информационного моделирования, т.е. умений использовать ИКТ для моделирования прикладных задач;

Лабиринт

3) Мотивационно-ценностный компонент обеспечивает готовность к использованию математических знаний в профессиональной деятельности,  имеет особое содержание, отличное от содержания первых двух компонентов. Объем знаний, умения, усвоенные по образцу, не обеспечивают необходимое развитие профессионального потенциала личности. Содержание этого компонента включает в себя:

- принятие теоретической и практической значимости математических знаний;

- опыт математического моделирования в квазипрофессиональной деятельности;                  - понимание необходимости и способность применять математические знания в будущей профессиональной деятельности, связанной с ИКТ.

 

 

 

Литература:

1. Аверина О.В. Формирование профессионально-математической компетентности экологов в вузе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Аверина О.В. - Москва, 2007.- 21 с.

2. Белянина Е.Ю. Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Белянина Е.Ю.- Омск, 2007. - 22 с.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (проект). Направление 808000 Прикладная информатика. Степень (квалификация) – бакалавр прикладной информатики. – М.: Министерство образования и науки РФ, 2007.

4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - № 3.

5. Разливихинских И.Н. Структурно-содержательная модель формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов.[Электронный ресурс] / И.Н. Разливихинских http://www.sgu.ru/faculties/phisical/departments/i-phisics/international2007/docs/Razlivinskih_I.N..doc

6. Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ходырева Н.Г. - Волгоград. - 2004. - 24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): математической компетентности, математической компетентности, профессиональной деятельности, профессиональной деятельности, профессиональной математической компетентности, профессиональной математической компетентности, направления «Прикладная информатика», кандидата педагогических наук, кандидата педагогических наук, математических знаний, математической компетентности специалиста, математических знаний, математической компетентности специалиста, профессионально-математической компетентности, прикладной информатики, профессионально-математической компетентности, математической компетентности будущих, математической деятельности, математической компетентности школьников, прикладной информатики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос