Библиографическое описание:

Спицына Т. А. Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 135-137.



 

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой работы в системе обучения учащихся, выделяются различные виды массовых работ по ОБЖ, характеризуются особенности проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: массовая работа учащихся, методическая подготовка студентов, содержание массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сообщается: «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению) (статья 66) [4]. Все вышеперечисленные задачи могут успешно реализовываться в процессе регулярного, системного участия учащихся в массовой работе. Массовая работа может рассматриваться как организованная и целенаправленная учебная деятельность, проводимая общеобразовательным учреждением для расширения и углубления знаний, умений и навыков учащихся, индивидуальных способностей. Она должна проводиться систематически со всеми учащимися на протяжении всего учебного года.

В современных условиях обучения значение массовой работы в учебном процессе заметно увеличилось, так как она способствует повышению интереса учащихся к предмету, формированию личности безопасного типа поведения, а также углубленных предметных знаний, содействует развитию познавательной активности, способностей и личностных качеств учащихся [2]. Проблеме содержания и организации массовой, внеклассной работы учащихся уделяли внимание многие известные педагоги, психологи, методисты (Бабанский Ю.К., Верзилин Н.М., Загвязинский В.А., Пономарева И.Н., Сластенин В.А., Смирнов С.А., Тряпицына А.П. и другие). Массовая работа принадлежит к одной из наиболее распространённых форм обучения в школе. Ей свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся. Массовая работа способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого участника, взаимопомощи, взаимопонимания в большом коллективе учеников. Сопереживание, возникающее от участия в общем деле, чувство ответственности служат важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены определенным датам, юбилеям ученых, деятелей культуры и др. Праздники по основам безопасности жизнедеятельности могут быть познавательно-развивающими, спортивно-оздоровительными, военно-патриотическими и др. [1]. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества, способствуют развитию умений и навыков действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и социального характера. В учебно-воспитательном процессе часто проводятся конкурсы, смотры, интеллектуальные викторины, олимпиады, научно-практические конференции среди учащихся разных классов. Такие массовые мероприятия оказывают значительное влияние на формирование системы знаний и умений, развитие познавательных способностей, инициативы, темп усвоения нового учебного материала [3].

В связи с вышесказанным актуальным является методическая подготовка студентов педагогических вузов по проблеме организации массовой работы учащихся. В рамках учебного плана бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности, факультета безопасности жизнедеятельности разработан и реализуется курс по выбору «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности». Основной целью курса является формирование у студентов системы знаний по содержанию и методике организации массовой работы учащихся в области безопасности жизнедеятельности, способности и готовности осуществлять образовательную деятельность в общеобразовательных учреждениях. Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты знали основы методики массовой, внеклассной работы; специфику содержания и организации массовой работы по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях; психофизиологические особенности обучающихся и методы осуществления педагогического взаимодействия.

В результате освоения содержания данного курса студенты должны научиться применять современные методики организации массовой работы по различным направлениям безопасности жизнедеятельности; определять цели и задачи, наиболее рациональные виды деятельности применительно к конкретным темам и возрасту учащихся; уметь составлять планирование массовой работы по предмету; проводить текущую (корректирующую) и итоговую проверку выполнения учащимися научно-исследовательских, творческих, военно-патриотических, спортивных и других работ. Изучая рассматриваемый курс по выбору, студенты приобретают необходимые навыки по организации массовой работы в области безопасности жизнедеятельности как части целостного процесса обучения и воспитания, основываясь на определенных дидактических принципах, используя соответствующие педагогические технологии обучения, ориентированные на развитие познавательного интереса, работу с различными источниками информации.

Программа курса «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом и ориентирована на системную организацию в учебно-воспитательном процессе массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности. Структура курса основана на сочетании лекционных и практических занятий. Объем лекционных занятий содержит материал установочного характера и включает рассмотрение общих положений о целях, задачах, функциях, принципах, методах организации массовой работы в школе, а также особенностях содержания и проведения разнообразных видов внеурочных и внеклассных массовых работ по основам безопасности жизнедеятельности. Содержание лекционного материала позволяет студентам ознакомиться с взглядами известных ученых, педагогов на необходимость организации массовой познавательной деятельности учащихся, требованиями к планированию, проведению, содержанию массовой работы в школе. Так, например, на лекционных занятиях студенты знакомятся с особенностями организации, содержания и проведения познавательно-развивающей, военно-патриотической, спортивно-оздоровительной, учебно-тренировочной массовой работы по основам безопасности жизнедеятельности. Большое внимание уделяется рассмотрению методики проведения массовых работ по экологической безопасности, профилактике аддиктивного поведения и дорожно-транспортного детского травматизма, а также особенностям организации массовой работы в детском оздоровительном лагере.

Деятельность бакалавров на практических занятиях направлена на углубленное изучение учебной дисциплины, формирование и развитие научного мышления, умения аргументированно отстаивать свое мнение, приходить к соответствующим выводам и составлять планирование массовой работы учащихся по ОБЖ, т.к. от грамотного составленного планирования во многом зависит эффективность организации, проведения массового мероприятия, а также уровень сформированных компетенций учащихся. Составляя планирование массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности студенты должны познакомиться с содержанием Государственного образовательного стандарта по ОБЖ, учебным планом, программами дисциплины, учебно-методическим комплексом по ОБЖ в школе. Также на практических занятиях студенты разрабатывают план проведения, требования к организации массового мероприятия; определяют необходимое оборудование, инвентарь; место проведения; критерии для оценивания выполненных учащимися заданий, а также готовят раздаточный дидактический материал, примеры заданий для различных видов массовой работы с учетом принципа дифференциации. При разработке заданий для организации массовой работы в общеобразовательной школе или оздоровительном лагере студенты учитывают примерное количество времени для выполнения задания; логику и структуру учебного материала; характер познавательной, творческой деятельности, направленной на выполнение тех или иных заданий; практическое назначение задания; постепенное нарастание уровня сложности и проблемности.

Текущая диагностика эффективности усвоения студентами дисциплины строится с помощью следующей совокупности методов: учет посещаемости лекционных и практических занятий; педагогическое наблюдение; тестирование; анализ результатов выполненных заданий, в том числе презентаций разработанных планов массовых работ военно-патриотической, спортивно-оздоровительной, познавательно-развивающей, учебно-тренировочной направленности, а также массовой работы по профилактике аддиктивного поведения, детского дорожно-транспортного травматизма и др. Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине. В процессе изучения курса по выбору «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» студентам рекомендуется выполнить следующие основные задания:

-подготовить психолого-педагогическое обоснование необходимости организации массовой работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности;

-составить планирование массовых мероприятий по ОБЖ для учащихся 5-9 классов и 10-11 классов;

-определить дидактические принципы организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности;

-подготовить раздаточный дидактический материал для организации массовой работы;

-разработать презентацию массового мероприятия по ОБЖ;

-провести анализ Интернет-ресурсов по проблеме теории и практики организации массовой работы в области БЖ в российских и зарубежных школах;

- разработать задания для различных видов конкурсов, эстафет, олимпиад, викторин, КВН, военных сборов, зарниц с учетом разных возрастных групп и др.

Овладение содержанием дисциплины «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» и выполнение различных заданий рассматриваются как важная составляющая профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности и осуществляется поэтапно: ознакомление студентов с психолого-педагогическими особенностями массовой работы учащихся; разработка содержания, плана проведения конкретных видов массовых внешкольных мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности, обсуждение со студентами возможностей самообразования учащихся в процессе подготовки и участия в массовом мероприятии.

Внеаудиторные занятия связаны с организацией различных видов самостоятельной работы студентов. К наиболее значимым из них следует отнести:

-анализ учебно-методической литературы;

-составление терминологического словаря по дисциплине;

-написание и защита реферата по одной из предложенных тем (по желанию студента);

-работа с научными публикациями, словарями и справочной и периодической литературой;

-анализ учебных программ, учебников по ОБЖ;

-разработка методических требований к организации и проведению массовой работы учащихся (на основе анализа учебно-методической литературы);

-разработка планирования массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности для кадетских классов;

-разработка содержания и методики организации различных видов массовой работы учащихся по ОБЖ;

-выполнение индивидуальных творческих заданий по выбранной теме и др.

Таким образом, изучение студентами курса по выбору «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» условно можно разделить на три блока: лекционный (изучение теоретического материала), практический (применение полученных знаний на практике), блок самостоятельного изучения материала. Такая организация учебного процесса, по нашему мнению, позволяет не только ознакомить студентов с особенностями организации массовой работы учащихся в процессе обучения безопасности жизнедеятельности, но и способствует их готовности к осуществлению практической деятельности в этом направлении.

 

Литература:

  1.                Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с.
  2.                Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
  3.                Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2007 . – 576 с.
  4.                Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» на 2015 г. Под ред. Дектяревой Т. М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов