Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 20-22.



1

 

 

В современных условиях экономического, политического и духовно-нравственного кризиса, охватившего человеческое сообщество, одна из величайших жизненных ценностей – здоровье общественное и персонально каждого гражданина любой страны, также находится в критическом состоянии. «Демографический провал» или как еще называют это явление – «Русский крест» 90-х годов прошлого столетия на многие годы определил отрицательную динамику воспроизводства населения нашей страны и снижение уровня здоровья граждан, прежде всего подрастающего поколения. Это связано с низким уровнем рождаемости и продолжительности жизни, высокой смертностью, растущим уровнем потребления населением алкоголя и наркотических веществ.

Одной из важных задач в деле сохранения и укрепления здоровья граждан является активное приобщение их к здоровому образу жизни. В этом отношении ведущая роль принадлежит системе образования, поскольку большинство граждан является участниками образовательной среды. По этому поводу Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Валдайского дискуссионного клуба 9 сентября 2013 года высказался таким образом: «Именно образованные, творческие, физически, духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого и последующего веков».

В последние десятилетия интерес к феномену «здоровье» резко возрос. Базирующееся на бихевиористском основании «благополучие» в определении понятия здоровья, данном Всемирной Организацией Здравоохранения в 1946 году, не обеспечивает в полной мере целенаправления практической работы по сохранению и укреплению здоровья населения. Именно поэтому умы ученых наполняются мыслями о концептуальной модели данного понятия, включающих в себя биологическое, физиологическое, медицинское, психологическое, социальное направления. П.И.Калью насчитал 79 современных определений здоровья, анализ содержания которых показывает, что вектор понятийности в последнее время направлен от определения здоровья как состояния к определению его как динамическому процессу, связанному с приспособительным гомеостатическим регулированием функций организма.

С достаточной степенью условности здоровье включает в себя три компонента: физический, психический и духовно-нравственный.

Ухудшение экологической ситуации в мире, проблемы репродуктивного здоровья, нерациональное питание, недостаточная двигательная активность, высокая информационная и психоэмоциональная нагрузка, возросший уровень потребления психотропных веществ являются причиной многих новых форм заболеваний, отнесенных к сфере «болезней цивилизации». За последние годы все более актуальной становится проблема оздоровления населения, прежде всего детей, подростков и молодежи с учетом вовлечения всех трех компонентов здоровья. В связи с этим показана целесообразность проведения комплексного обследования, а также разработки рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья [1 – 5].

В настоящее время основные усилия по совершенствованию системы сохранения и укрепления здоровья направлены преимущественно на реализацию программ развития физической культуры и спорта, т.е. формирование физического потенциала здоровья [1,4,7].

Одним из негативных факторов, определяющих пересмотр содержания образовательных программ в области формирования культуры здоровья у участников образовательного процесса в современных условиях, является практическое отсутствие этических норм поведения у преобладающей массы населения, в частности заботы о собственном здоровье и о здоровье своих детей. Поэтому значительная и определяющая доля участия в формировании здорового образа жизни ложится на педагогические учреждения. В педагогической практике существует ряд противоречий, важнейшими из которых являются проблемы формирования здоровья УОС и недостаточным уровнем знаний, навыков и мотивации родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а также вариативностью действий педагогического коллектива и недостаточностью содержания существующих образовательных программ. Кроме того, в образовательных стандартах недостаточное внимание уделено психическому и духовно-нравственному компонентам здоровья. Данное положение определило актуальность исследования.

Цель работы – актуализировать проблему формирования культуры здоровья у участников образовательной среды.

Решение проблемы формирования здоровья человека заключается в реализации результатов исследований указанной триады компонентов. Успешность ее выполнения зависит от того, какой совокупностью функциональных резервов, т.е. потенциалом здоровья обладает организм индивидуума. Применяемый в настоящее время количественный подход предполагает, что человек в каждый период времени имеет определенную величину функциональных возможностей, т. е. величину здоровья [1].

При количественной оценке уровня здоровья следует рассматривать динамику индивидуальных возрастных, половых, конституциональных и других показателей относительно предыдущего, фонового исследования [2,5]. В связи с этим, первым шагом в разработке программ образования по формированию культуры здоровья участников образовательной среды (УОС) должно быть введение в практику образовательного процесса мониторинга функционального состояния каждого из участников по трем направлениям: физическому, психическому и духовно нравственному.

Оценивая происходящие в последние годы события в нашей стране и мире в целом, следует особенно подчеркнуть роль и необходимость развития духовно-нравственного компонента здоровья. В речи Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании во время встречи в Валдайском клубе содержится основание данного тезиса: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая.< . . . > Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать».

Следует указать на то, что современные средства массовой информации зачастую несут в себе такую опасность как информационная зависимость.

«Психология становления духовно-нравственной сферы личности оказалась чрезвычайно востребованной в последние десятилетия, что объясняется необходимостью профилактики и коррекции различных форм аддиктивного поведения молодежи.» [ 10, с.1 ]. Это стало предметной областью многих научных дисциплин, в том числе педагогики, психологии и др. Однако, как отмечают авторы, несмотря на свою важность, нравственная проблема, остается на сегодняшний день одной из малоизученных, и в тоже время очень сложной для исследования. В результате изучения нравственных ориентаций исследователи пришли к выводу, что данный феномен является важнейшей характеристикой личности, определяющей содержательную сторону ее направленности и составляющей основу ее мировоззрения и жизненной позиции. Нравственные ориентации являются частью системы отношений личности, определяющей общий подход человека к миру, к себе, придающей смысл личностным позициям и поступкам. Оказывают влияние на все формы проявления сознания, на создание и формирование собственного образа и на выбор поведения, а значит и на формирование культуры здоровья личности.

Авторами отмечается, что один из ведущих ученых в области психологии нравственности – Б.С. Братусь, обозначил, что «нравственная ориентация составляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья» [3, с. 3]. Данный аргумент обосновывает значимость нравственных основ личности для нормального ее развития, сохранения и укрепления здоровья. Однако указывается, что нравственные ориентации как психологическая категория и как категория нравственной сферы личности в современной отечественной науке еще активно проходит этап дефиниции.

В этом отношении следует признать необходимыми для практической работы результаты научных исследований С.Ю. Рыбакова, показавшему принципиально важным условие формирование системы духовной безопасности [9]. Суть этой системы состоит в следующем:

- разработка и применение методов обнаружения и элиминации источников духовной, психической и информационной агрессии и несанкционированного манипулирования сознанием учащихся;

- определение цели и задач воспитания, адекватных духовно-нравственным идеалам народа;

- формирование в процессе воспитания у учащихся устойчивой аксиологической структуры идентичной этноконфессиональной традиции;

- формирование у учащихся целостного этноисторического и этнолингвистического сознания;

- профилактика религиозного и национального экстремизма и ксенофобии и др.

Следовательно, мониторинг функционального состояния организма УОС должен включать и диагностику нравственных ориентаций, а также разработку образовательных программ и компетенций для педагогов в части развития духовно-нравственного уровня учащихся. При этом взаимодействие с УОС должно быть нацелено на формирование ценностного отношения к здоровью, обеспечивать систему знаний о здоровье, то есть формировать знания участников о приемах и способах поддержания собственного здоровья, а также формах и методах его сохранения и укрепления, навыки здоровьеформирующей деятельности [1,2,4,5,7].

В современной образовательной среде существует развитая система подготовки учащихся в области сохранения и укрепления здоровья [2,6,8], однако нет единой системы подготовки педагогических кадров в области осуществления мониторинга функционального состояния организма УОС [2,7] . Для построения системы мониторинга учащихся и педагогов важен индивидуальный подход.

Следовательно, образовательная среда должна обладать здоровьеформирующей основой, обеспечивающей развитие культуры здоровья у ее участников.

Выводы:

1. Мониторинг функционального состояния организма участников образовательной среды является основой для составления программ формирования культуры здоровья для ее участников.

2. Для проведения мониторинга функционального состояния организма целесообразно создание системы подготовки педагогических кадров.

3. Мониторинг функционального состояния участников образовательной среды должен включать диагностику нравственных ориентаций как основу для формирования системы духовной безопасности и разработки программ развития духовно-нравственного воспитания участников образовательной среды.

 

Литература:

  1. Бахтин Ю.К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№5.-С.397-400.
  2. Бахтин Ю.К., Соломин В.П., Макарова Л.П., Сыромятникова Л.И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый.-2012.-№6.- С.372-375.
  3. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии.-1997.-№5.-С.3-19.
  4. Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№4.- С.242.
  5. Буйнов Л.Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст] / В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.П. Макарова // Молодой ученый.-2013.-№6.- С.730-732.
  6. Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестник Герценовского университета.-2007.-№6.-С. 47-48.
  7. Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый.-2013.-№12 (59).-С. 494-496.
  8. Матусевич М.С., Новожилова А.П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // Молодой ученый.-2012.-№8.-С. 360-364.
  9. Рыбаков С.Ю. Духовная безопасность в системе образования России/ Екатеринбург: Изд-во Артефакт.-2013.-263 с.
  10. Славинская И.С., Наследов А.Д., Дворецкая М.Я. Разработка методики диагностики нравственных ориентаций // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). 2013.-№1 (45). www.sisp.nkras/ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов