Библиографическое описание:

Байгузева А. П. Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 15-17.



 

В статье рассматриваются методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Статья предназначена для широкого круга читателей.

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, бакалавры, безопасность жизнедеятельности.

В настоящее время формирование коммуникативной культуры личности стало объективной необходимостью на фоне тенденции снижения уровня базовой культуры молодых людей, поскольку кризис рубежа ХХ-ХХI века внес изменения во все аспекты жизни граждан страны.

В данном контексте вполне закономерными явлениями стали формирование новой философии высшего образования, перестройка его концептуальных и идеологических оснований, смена образовательной парадигмы с установкой на гуманизацию, демократизацию, вариативность и непрерывность образования и др. [7, стр. 5].

Вследствие этого, реформирование высшей школы происходит в масштабах всего государства, на законодательном уровне этот процесс нашел отражение в следующих законодательных федеральных документах: в «Законе об образовании»; Федеральном государственном образовательном стандарте, национальных проектах Президента Российской Федерации. В них указывается, что современное уровневое педагогическое образование должно способствовать формированию у бакалавров целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также ключевых компетенций как то, опыт самостоятельной профессиональной деятельности на основе коммуникативной компетентности.

Всесторонне рассматривая уровневую систему педагогического образования, необходимо уточнить терминологию ключевых понятий, определяющих его стратегию развития. В психолого-педагогической науке понятие «компетентность» получило широкое распространение относительно недавно. Так, в конце 1960 — начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. и в отечественной литературе зарождается особое направление — компетентностный подход в сфере образования. Его ядро - это понятие «коммуникативная компетентность», появившееся в середине 80-х – 90 гг. ХХ века, впервые было использовано А.А. Бодалевым со значением способности устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [1]. При определении понятия «коммуникативная компетентность» исследователи используют разнообразные аспекты для его толкования, часто исходя из предметной области знаний или сферы профессиональной деятельности:

- по мнению В.И. Жукова, «коммуникативная компетентность» – это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [2];

- по мнению С.М. Вишняковой, «коммуникативная компетентность» это – 1) мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина "квалификация", включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами [3].

В содержание «коммуникативной компетенции», которую можно охарактеризовать как методически, психологически и лингвистически согласованное единство всех компонентов, входят следующие взаимосвязанные и отчасти смежные разделы: а) сферы коммуникативной деятельности, темы и их интеллектуальная (концептуальная) значимость для обучающихся; б) ситуации и программы их развертывания (сценарии коммуникативных событий); в) социальные и коммуникативные роли собеседников в ситуациях, программы поведения каждой роли в соответствии с ходом развертывания коммуникативных событий; г) речевые действия, прагматические цели; д) стратегии коммуникации в ситуациях при выполнении программ поведения; е) типы контекстов / дискурсов и правила их построения; ж) списки номинативных значений; з) списки внутрисистемных значений; и) списки языковых минимумов [4, с. 84].

В настоящее время, в силу развития технической мысли и, как следствие изобретения новых способов быстрой передачи информации, несомненно, является положительным моментом, но при этом многие педагоги отмечают негативные особенности такие как: снижение уровня читательской культуры, речевых умений, способностей к ведению конструктивного диалога и др.

Это доказывает, что сегодня в профессиональной деятельности современного педагога и в частности учителя основ безопасности жизнедеятельности коммуникация является важной составляющей обучения, имея в своей основе общение между участниками образовательного процесса. В связи с этим возникает необходимость определение специальных условий, при которых бакалавры образования в области безопасности жизнедеятельности приобретают умения и навыки профессионального общения на уровне «коммуникативной компетентности».

Содержание понятия «коммуникативная компетентность» все ещё переживает стадию оформления в различных отраслях знания и отличается разнообразием подходов и определений (Е.А. Быстрова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Д.И. Изаренков, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, Н.М. Шанский и др.) по причине разносторонности данного понятия.

Так, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя отмечают, что «определяющим условием для формирования коммуникативной компетентности учащихся является организация в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог создает коммуникативное взаимодействие с учениками, оценивая результаты работы через учебный продукт – текст или высказывание в устной и письменной формах [5, стр. 25-26].

Рассматривая коммуникативную компетентность как совокупность составляющих, отечественный исследователь И.А. Зимняя представляет ее следующий компонентный состав: мотивационный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности); когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности); поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); ценностно-смысловой аспект компетентности (отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения); эмоционально-волевой аспект компетентности (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [5, с.25-26].

В соответствии с таким структурно-содержательным пониманием понятия «коммуникативная компетентность», процесс обучение должен происходить с учетом особенностей речевой коммуникации, а в основе его должна быть модель реального общения. Придерживаясь такого подхода, М.М. Северин выделяет ряд принципов, определяющих модель реального общения: речевая направленность процесса обучения; ориентация на содержание и форму высказывания; использование заданий ориентированных на тренировку коммуникативных умений; учет потребностей обучаемых при планировании и организации занятия; использование личного опыта и самостоятельности в решении учебных задач.

Вышеперечисленные принципы определяют организационно-методические условия, от которых зависит эффективность формирования коммуникативной компетентности у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности:

- осознание значимости коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности как обучаемыми, так и преподавателями;

- моделирование коммуникативных ситуаций в процессе обучения, обеспечивающее свободное вхождение обучаемых в процесс общения;

- внедрение в образовательный процесс курса по выбору (факультатива) «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности педагога»;

- использование индивидуального и дифференцированного подходов к обучаемым в процессе формирования у них коммуникативных способностей.

В процессе профессионального обучения бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности формирование коммуникативной компетентности наиболее эффективно осуществляется через моделирование коммуникативных ситуаций в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин базовой и вариативной частей стандарта по направлению «Педагогическое образование».

 

Литература:

  1. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 256 с.
  2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Академия, 1991. - 96 с.
  3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. – М.: Изд-во "Новь", 1999. – С.130-131.
  4. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н.Вятютнев // Русский язык за рубежом. – 1977. – № 6. – С. 38-45.
  5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 3–10.
  6. Северин М.М. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров-воспитателей Available at: http://www.rae.ru/forum2012/290/2079
  7. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования [Текст]: Монография. / П.В. Станкевич Изд-во «ТЕССА», 2006. – 164 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов