Библиографическое описание:

Голованова Л. В., Кунделева О. Е., Романова Л. В. Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 38-42.



 

Одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптироваться в окружающем нас мире и выжить. Но в наше время появилась возможность нового вида деятельности, позволяющего на практике отработать то, о чём мы говорим и учим детей на уроке – внеурочная деятельность.Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.Разные формы организации данной деятельности помогут сформировать и закрепить необходимые навыки в области ЗОЖ.В связи с этим была разработана программа внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности. Целью данной программы является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем. Внеурочная деятельность призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ФГОС, безопасность жизнедеятельности, программа внеурочной деятельности.

 

Необъятную сферу наук я себе представляю, как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения.

Дидро Д.

Есть одна качественная особенность современной цивилизации: у нас нет тех тысячелетий, которые понадобились нашим предкам для изменения способа своего существования и самих себя. Если наши предки жили в практически не изменяющемся (за время жизни одного поколения) мире, то сегодня ситуация другая. Поэтому одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптировать её и самих себя в окружающем нас мире и главное - умение выжить в данном мире. Наш мир полон опасностей, неприятностей. Они подстерегают нас везде: в быту, на отдыхе. Но, человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую неприятную ситуацию, угрожающей нашей жизни, сумели бы подавить в себе страх, и стали бы действовать в соответствии с выработанным алгоритмом действий. Познание предметов и явлений мира требуют аналитического изучения их частей во всех их признаках и свойствах. Всё это прописано в программах разных предметов. Это и курс окружающего мира и ОБЖ …

Но в наше время появилась прекрасная возможность нового вида деятельности, позволяющего на практике отработать всё то, о чём мы говорим и учим детей на уроке. А именно – внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований. Разные формы организации данной деятельности и помогут сформировать и закрепить необходимые навыки в области безопасности жизнедеятельности.

Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе, принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности «Будь здоров» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальной школы. В связи с этим была разработана программа внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности. Целью данной программы является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

      Закон Российской Федерации «Об образовании»;

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

        СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;

        Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

      Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

      О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

      Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Внеурочная деятельность по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств. Самым интересным и необходимым считаю выделить формы организации занятий: экскурсии в пожарную часть, организацию праздников и соревнований с участием работников ГИБДД, медицинского персонала, экскурсии на хлебозавод, в продовольственные магазины, завод «Кока-Кола», проведение исследований и опытов о вреде некоторых продуктов, создание проектов. Программа состоит из 4 блоков. Каждому блоку нашей программы отводится 1 год.

1блок «Знания, которые мне необходимы для безопасности» (1 класс)

2 блок «Здоровье – это моё богатство» (2 класс)

3 блок «Разговор о правильном питании» (3 класс)

4 блок «Здоровый образ жизни – это мой девиз» (4 класс)

Мы бы хотели описать самый необычный блок - «Разговор о правильном питании».

Цель блока: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.

Реализации блока предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  •               формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  •               формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  •               освоение детьми практических навыков рационального питания;
  •               формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
  •               информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  •               развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
  •               развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

Общая характеристика блока.

Блок программы составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.

Блок программы «Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:

  •              научная обоснованность и практическая целесообразность;
  •              возрастная адекватность;
  •              необходимость и достаточность информации;
  •              модульность программы;
  •              практическая целесообразность
  •              динамическое развитие и системность;
  •              вовлеченность семьи и реализацию программы;
  •              культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

В отличие от многих других обучающих программ данный блок, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура блока обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации данного блока дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

Блок состоит из трех модулей.

1 модуль: «Разговор о правильном питании»

2 модуль: «Две недели в лагере здоровья»

3 модуль: «Формула правильного питания»

Тематика блока охватывает различные аспекты рационального питания:
1 модуль "Разговор о правильном питании"

разнообразие питания:

  1.                            "Самые полезные продукты",
  2.                            "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
  3.                            "Где найти витамины весной",
  4.                            "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
  5.                            "Каждому овощу свое время";

гигиена питания: "Как правильно есть"; режим питания: "Удивительные превращения пирожка"; рацион питания:

  1.                            "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
  2.                            "Плох обед, если хлеба нет",
  3.                            "Полдник. Время есть булочки",
  4.                            "Пора ужинать",
  5.                            "Если хочется пить";

культура питания:

  1.                            "На вкус и цвет товарищей нет",
  2.                            "День рождения Зелибобы".

2 модуль "Две недели в лагере здоровья"

разнообразие питания:

  1.                            "Из чего состоит наша пища",
  2.                            "Что нужно есть в разное время года",
  3.                            "Как правильно питаться, если занимаешься спортом";

гигиена питания и приготовление пищи:

  1.                            "Где и как готовят пищу",
  2.                            "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен";

этикет:

  1.                            "Как правильно накрыть стол",
  2.                            "Как правильно вести себя за столом";

рацион питания:

  1.                            "Молоко и молочные продукты",
  2.                            "Блюда из зерна",
  3.                            "Какую пищу можно найти в лесу",
  4.                            "Что и как приготовить из рыбы",
  5.                            "Дары моря";

традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".

3 модуль "Формула правильного питания"

рациональное питание как часть здорового образа жизни:

  1.                            "Здоровье - это здорово";
  2.                            "Продукты разные нужны, продукты разные важны",

режим питания: "Режим питания",
адекватность питания: "Энергия пищи",
гигиена питания и приготовление пищи:

  1.                            "Где и как мы едим",
  2.                            "Ты готовишь себе и друзьям";

потребительская культура: "Ты - покупатель"; традиции и культура питания:

  1.                            "Кухни разных народов",
  2.                            "Кулинарное путешествие",
  3.                            "Как питались на Руси и в России",
  4.                            "Необычное кулинарное путешествие".

Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.

Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

В ходе реализации данного блока используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по блоку программы, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Основные методы обучения:

  •              фронтальный метод;
  •              групповой метод;
  •              практический метод;
  •              познавательная игра;
  •              ситуационный метод;
  •              игровой метод;
  •              соревновательный метод;
  •              активные методы обучения.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

  •               чтение и обсуждение;
  •               экскурсии на пищеблок школьной столовой, в продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;
  •               встречи с интересными людьми;
  •               практические занятия;
  •               творческие домашние задания;
  •               праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
  •               конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
  •               ярмарки полезных продуктов;
  •               сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
  •               мини – проекты;
  •               совместная работа с родителями.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Одним из результатов преподавания блока программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения блока программы:

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Ожидаемый результат освоения программы

- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;

- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Из выше сказанного вытекает целесообразность организации систематической, продуктивной работы по формированию знаний в области безопасности жизнедеятельности через внеурочную деятельность, так как данный вид деятельности позволяет использовать разные формы организации занятий, что даёт возможность творчески, нестандартно отрабатывать необходимые знания и умения. Результатом данного обучения будет являться вся последующая деятельность ребёнка. Поэтому на учителя ложиться огромная ответственность за данный курс.

 

Литература:

  1.                Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  2.                Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004. – 124 c.
  3.                Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  4.                Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  5.                Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
  6.                Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
  7.                Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов