Библиографическое описание:

Соболев А. Ю. К проблеме классификации и формирования понятий в области безопасности жизнедеятельности для школьников // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 129-132.

 

Статья посвящена проблеме становления и классификации предметных понятий в области безопасности жизнедеятельности. На основе проведенного исследования выявлена и обоснована актуальность создания системы предметных понятий в школьном курсе «ОБЖ».

Ключевые слова: знания, понятия, безопасность жизнедеятельности, система, учебник, учебный предмет.

 

Стремление общества, на протяжении всего периода своего существования, обеспечить безопасность своей жизнедеятельности, является его неотъемлемой потребностью. Именно это побудило ученых разных направлений, естественных и гуманитарных наук, объединить свои усилия в области изучения, таких понятий как «безопасность», «опасность», и разработки соответствующего понятийного аппарата дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Область научных знаний безопасности жизнедеятельности, включает в себя большой объем учебного материала, начиная от основ фундаментального знания, в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин – истории, философии, культурологии, физики, химии, биологии, экологии, и заканчивая специальными профессиональными знаниями в области гражданской обороны, основ военной службы, ноксологии, природоохранной и производственно-технической деятельности [1, с. 246].

Данный объем теоретических и практических знаний сформировался к концу XX века, а именно в 1990-е годы, так как именно в этот период, 1 сентября 1991 года согласно Постановлению Совета министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253, в общеобразовательных учебных заведениях был введен учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), а 13 мая 1993 года – была утверждена новая учебная специальность «Безопасность жизнедеятельности», согласно приказу Государственного комитета РФ по высшей школе № 292 [2, с. 49].

Все это явилось следствием того, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, привела к ряду неожиданных последствий: побочные эффекты научно-технического прогресса и социального развития создали серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей.

Поэтому для решения задачи подготовки подрастающего поколения к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях, угрозах, были проведены столь значимые изменения в системе образования. «Основы безопасности жизнедеятельности» был создан как специальный школьный курс, поскольку фрагментарное включение вопросов безопасности в имевшиеся предметы школьного обучения не имело бы системного характера и не позволило бы в необходимой мере использовать потенциал учебного процесса [2, с. 50].

«ОБЖ», как учебный предмет, объединил в своем содержании: знания о правилах поведения в повседневной жизни и в экстремальной ситуации; знания опасностей природного, техногенного и социального характера; основы медицинских знаний, анатомии и физиологии человека; правила оказания первой помощи пострадавшим; знания о здоровом образе жизни, правильном питании; знания об основах обороны государства и обеспечении военной безопасности.

Исходя из этого, мы считаем, что вопрос структурирования и систематизации предметных знаний в области безопасности жизнедеятельности является наиболее актуальным, а построение упорядоченной системы понятий (терминов), то есть понятийного аппарата – важнейшей целью.

Предмет «ОБЖ», как и любой другой, представляет собой систему понятий, отражающих основы науки. Именно планомерное образование и развитие понятий у учащихся в процессе обучения, является методической закономерностью осознанного и прочного усвоения знаний [3, с. 30].

Система знаний по безопасности жизнедеятельности основывается на межпредметных связях, которые вносят в процесс обучения элемент большой образовательной и воспитательной значимости. В ее основе лежит взаимодействие ОБЖ с такими учебными предметами, как – химия, биология, экология, физика, обществознание, математика и т.д. На основе межпредметного (интегративного) взаимодействия, в содержании школьного предмета «ОБЖ», образуется система знаний по безопасности жизнедеятельности, в которой главными структурными и дидактическими единицами являются такие понятия, как: безопасность, опасность, риск, угроза, защита, охрана. Данные понятия, по объему и содержанию, имеют достаточно широкие междисциплинарные возможности. В качестве примера, представим структуру понятия «опасность» (рис. 1), которая отображена при помощи графических кругов отношения подмножеств (кругов Эйлера).

Н

Вт

В

С

З

У

Т

Рн

О – опасность; Н – негативное воздействие; В – вред; У – ущерб; Р – риск; Вт – вероятности теория; Т – травма; Рн – ранение; С – складирование ТБО; З – загрязнение окружающей среды

О

Р

 

Рис. 1. Развитие понятия «опасность» в виде кругов Эйлера

Процесс формирования и развития предметных знаний (понятий по безопасности жизнедеятельности) является сложным и осуществляется на протяжении всего непрерывного школьного образования. Как отмечают ученые (И.Н. Пономарева, Н.Е. Кузнецова, В.П. Соломин, А.В. Усова и др.), процесс формирования предметных понятия включает четыре этапа:

  1.                 Накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчинённых понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия.
  2.              Интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия.
  3.            Использование сформированного понятия как целостного знания по пути его закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение).
  4.           Включение данного понятия в соответствующую систему предметных понятий и установление отношений с содержанием школьного предмета [4, с. 184].

Данным этапам формирования понятий, должны соответствовать учебные программы и школьные учебники, которые играют важную роль в обучении. Структура школьного учебника рассматривается системно. В общем виде она состоит из двух подсистем – структуры методического аппарата учебника и структуры авторского текста. Каждый элемент аппарата учебника имеет свою структуру, которая отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Именно учебник является базой для начала формирования понятийного аппарата у обучающихся по учебному предмету, как на уроках, так и дома. Кроме этого, учебник должен вооружить школьников умениями и навыками самостоятельно приобретать (развивать) знания (понятия) с помощью выполнения различных типов и видов заданий.

Существует несколько учебников по курсу «ОБЖ». В рамках нашего исследования были проанализированы некоторые из них, входящие в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе (А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев, В.В. Поляков, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов, С.Н. Вангородский, Б.О. Хренников).

В качестве примера рассмотрим анализ учебника, разработанного коллективом авторов В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов, С.Н. Вангородский. Данный учебник насыщен компонентами теоретического характера: тексты, инструктивные материалы, исторические факты, истории очевидцев. Авторы предлагают учащимся теоретический материал, в котором выделены алгоритмы действий при чрезвычайных ситуациях различного характера. Рубрика «Вопросы и задания» содержит не только вопросы теоретического характера, так же школьникам предлагается решить ряд ситуационных задач, в конце учебника приведен словарь терминов и определений, а так же список использованной и рекомендованной литературы для изучения тем.

Кроме этого, нами был проведен анализ по выявлению понятийного аппарата, на примере раздела «Безопасность и защита человека», наглядно представленный в таблице 1. Исходя из отображенного материала, можно сделать вывод, что между представленными понятиями нет взаимосвязи. Понятия не переходят из одного порядка в другой. Движение понятий из темы в тему, из курса в курс – отсутствует.

При изучении школьного предмета «ОБЖ», понятия не должны даваться как готовый продукт научного знания, иными слова как «догма». Понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности, должен образовываться на основе процессов выявления (формирования), становления и развития (интеграции и дифференциации) понятий, путем накопления научного знания по предмету. Но как показал  анализ  содержания   научной и


 

Таблица 1

Раздел «Безопасность и защита человека» школьного учебника «ОБЖ»,

авторы: В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов, С.Н. Вангородский

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

перечень понятий

среда обитания

город

ЧС

авария

стихийное бедствие

экология

опасность

пожар

взрыв

отравление

горение

огонь

возгорание

прочность

средства пожаротушения

огнетушитель

опасные вещества

вредное воздействие

загрязнение

меры обеспечения безопасности

 

выживание

материальный фактор

убежище

ЧС природного характера

стихийное бедствие

землетрясение

наводнение

пожар

экстремальная ситуация

авария

автономное существование

восприятие

осознание

безопасное поведение

средства связи

оценка

инстинкт самосохранения

опасное природное явление

стихийное бедствие

землетрясение

очаг землетрясения

сель

обвал

  наводнение

заторы, зажоры

смерч, буря, ураган

метель, пурга

жара

ЧС природного характера

правила безопасности

ЛВЖ

вулкан

поражающий фактор

пожарная безопасность

психика

гибкость мышления

чувства

эмоции

антропогенный фактор

авария

катастрофа

потенциально опасный объект

взрыв

пожар

паника

химически опасный объект

АХОВ

ионизирующее излучение

альфа–, бета–, гамма–излучение

токсичность

отходы

ПДК

антропогенное воздействие

ЧС техногенного характера

поражающий фактор

безопасное поведение

система оповещения

РСЧС

режим функционирования

международное сотрудничество

гуманитарное право

преступление

бездействие

мошенничество

ГО

эвакуация

ликвидация ЧС

защита

уголовная ответственность

арест

самозащита

война

конфликт

выживание

преступление

ГО

ядерное оружие

световое излучение

радиация

ударная волна

ОВ

бактериологическое оружие

аварийно-спасательные работы

самосохранение

безопасное поведение

ФЗ

конституция

СИЗ

оповещение

эвакуация

прогнозирование

стратегическое планирование

––––––––––

 

Условные обозначения:     ЧС      – центральное понятие блока;        сель        – сформулированное понятие; огонь – понятие без определения.


учебной литературы, учебников по «ОБЖ», регламентированных для использования в общеобразовательных учреждениях, этого не происходит.

Таким образом, мы приходим к выводу, что формирование системы предметных понятий в школьном курсе «ОБЖ», является одним из актуальных и перспективных направлений развития научного знания в области безопасности жизнедеятельности, так как именно система понятий обуславливает содержание и специфику учебного предмета и направленна на достижение школьниками предметных результатов обучения ОБЖ в основной школе.

 

Литература:

  1.                Абрамова С. В. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода / С. В. Абрамова, П. В. Станкевич, Е. Н. Бояров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2013. № 3 (14). – С. 246 –250.
  2.                Абрамова С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. – 244 с.
  3.                Абрамова С. В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: Монография / С. В. Абрамова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 200 с.
  4.                Пономарева И. Н., Соломин В. П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие / В. П. Соломин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 415 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов