Автор: Дымова Алла Николаевна

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.

Дата публикации: 07.06.2016

Библиографическое описание:

Дымова А. Н. Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность) // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 1-3.



Фантастика была известна искусству с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды — к литературе Средневековья, а затем и романтизма. Наконец, пришла очередь и фэнтези. Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. Оно часто используется как обозначение массовой литературы и киноиндустрии конца XX — начала XXI века. В отечественном литературоведении этот феномен современной культуры находится на стадии осмысления. Это довольно распространенное явление в современной русской литературе. К приемам фэнтези порою прибегают и писатели, работающие в других жанрах.

В учебных программах почти отсутствует литература будущего, но жанр фэнтези включен. Но часто произведения этого жанра учителя дают как литературную сказку. Но ведь литературная сказка — это другой жанр. И у учащихся понятия фэнтези и литературная сказка формируется как один жанр. Поэтому обучение учащихся в плане фэнтези не ведется.

Не использование учителями жанра фэнтези можно объяснить такими причинами как: неимением опыта чтения подобной литературы, не понимание различий от других видов фантастики. У школьников складываются неправильные представления о жанре фэнтези.

Поэтому вопрос об изучении фэнтези в школе достаточно актуален для сегодняшнего времени. Решать такую проблему стоит с начальной школы, когда у учащихся только начинает формироваться мировоззрение, творческая фантазия. Благодаря чтению фэнтези у учащихся сформируется полноценное представление о мире фантастики. Научившись видеть красоту жанра, учащиеся смогут относится и к другим литературным произведениям с пониманием.

Понятие «фэнтези» недавно вошло в литературоведческий обиход, так что даже написание слова пока не устоялось. Иногда его пишут через «а»: «фэнтази», — сохраняя, насколько возможно, внутреннюю форму слова, обозначая его родство с «фантазией» и «фантастикой». Произведения фэнтези, как правило, являют себя в жанре, близком к сказочной или приключенческой повести, но при этом вмещают в себя признаки и элементы многих других жанров — от рыцарского романа до комедии положений и стихов. Фэнтези — это не текст как таковой, а оттенок, привкус, аромат... Отдаленные времена, битвы светлых и темных сил, подвиги, герои, волшебство... — все, что так увлекает читателя. Литературовед, наверное, сказал бы, что фэнтези — это творческий метод, то есть особенный писательский взгляд на мир и на текст. Итак, книги фэнтези, говорят об одном и том же: зло может победить не идеальный богатырь, а маленький мечтатель хоббит, такие же, по сути дела, не герои, как и читатели этих книг.

На нынешнем этапе развития отечественного литературоведения о жанре фэнтези трудно что-либо сказать определённо. Он вызывает больше вопросов, чем ответов, как и всякое «молодое» явление. Большую путаницу вызывает отсутствие общепринятой терминологии, определения жанра и его классификации. Ведутся споры по поводу того, кто был первооткрывателем жанра, где лежат его истоки. Фэнтези унаследовала многое и от мифов, и от волшебной сказки; однако не решено, стоит ли считать её одним из направлений фантастики или выделить как независимый жанр.

Традиционно в фэнтези герой выступает на стороне Добра и является главным действующим лицом. Чаще всего он обладает необычными качествами, Даром, предназначен для чего-то, борется за торжество Добра и Света.

Фэнтези — разновидность нереалистической литературы, в коей вымысел смешивается с реальностью, подавляет его и, руководствуясь лишь только движением мысли автора, трансформирует в новую. Реальность есть ни что иное, как абсолютно уникальный мир, со своими законами и традициями. В мире этом, группа приключенцев стремится выполнить некий подвиг. От того, будет ли он выполнен или нет — зависит судьба Мира.

Популярность жанра фэнтези неуклонно растёт, вызывая закономерный вопрос: чем же вызвано такое явление? Данная проблема должна вызвать интерес не только у литературоведов, но также у других специалистов: культурологов, психологов, социологов, литературных и кинокритиков, филологов. На этом этапе фэнтези представляет собой практически не исследованное пространство, требующее детальной разработки и глубокого изучения. В описательных концепциях фэнтези, в совокупности, определён ряд признаков жанра, среди которых на первый план выходят: фантастическая картина мира, сказочно-мифологическая основа и жанровый синтез. Модель мира в фэнтези всегда замкнута и полностью исчерпаема. Фэнтезийный мир является целостным и замкнутым, имеет чёткие границы. В нём совмещаются вертикальная модель пространства (верх-низ, средний мир) и горизонтальная модель (четыре стороны света, центр — периферия). Автор старается придать своему миру черты реального: создаёт обширную географию пространства, с природными ландшафтами местности, с обособленными друг от друга населёнными пунктами, которые имеют причудливые наименования

Исследователи находят в фэнтези элементы героического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказки, романтической повести, готического романа, оккультно-мистической литературы символистов, постмодернистского романа и др. Однако одно известно точно то, что у данного жанра есть свои признаки, существует классификация жанра и выделять жанр фэнтези, как отдельный жанр есть все основания

Учащиеся не изучают фэнтези, как жанр, не дается понятия фэнтези. А в настоящее время жанр фэнтези — один из популярных. Детям младшего школьного возраста интересны книги жанра. Приключенческий сюжет, необычные герои и их миры современному читателю близки. Книги фэнтези помогают отвлечься от обыденной жизни и побывать в мире грез и фантазий. Учителю необходимо учить учащихся порождать речь. Основным законом фэнтези является психологическая достоверность — умение мотивировать героя, создавать предметы, характеризующие образ героя, его характер. Психологическая достоверность используется в качестве возможного обоснования ряда педагогический приемов.

Прием психологического правдоподобия может использоваться на факультативных занятиях при развитии воображения (создания творческих работ).

S6003028

Рис. 1. Изображение Хоббита в интерьере

S6003030

Рис. 2. Создание одежды для Хоббита

S6003038 S6003035

Рис. 3. Изображение придуманного героя жанра фэнтези

4. Сочинение учащегося в жанре фэнтези.

«Деньгоед»

Деньгоед — так назвали необычное существо, у которого четыре глаза, четыре копыта, две ноги и руки с когтями. Его назвали так, потому что он очень любит деньги. Раньше Деньгоед жил на планете Деньгово, а теперь в стране Богатство.

Деньгоед живет в благоустроенном доме, с золотым телевизором и кубком. Он очень трудолюбивый. У него есть хозяйство, огород. Но деньги Деньгоед добывает с помощью дерева. Это дерево волшебное, потому что в дерево вделана ручка, он крутит ее и из ветвей выходят деньги.

У Деньгоеда есть друг. Зовут его Огурцоед. Он любит огурцы.

Деньгоед просто самый веселый, счастливый необычашка на свете!

(В данном сочинении ученик создал своего героя, описал его внешность и придумал предмет с помощью которого живет существо(мотивированность)).

Анализ детских творческих работ в жанре фэнтези показывает, что сначала детьми в фэнтези воспринимается форма: интересно и доступно им не столько философское, социальное или психологическое содержание произведения, сколько атмосфера «изысканности», мистико-романтический, магический антураж, «костюмность», сюжет. Большую часть детских произведений занимают описания «чудесностей», «красивостей», «волшебства». В то же время работы говорят о том, что дети чутко схватывают основную черту фэнтези — естественность чуда, возможность невозможного, размытость границ между мирами, яркость неожиданных поворотов, привлекательность тайного и запретного, очарование избранности, неограниченность свободы. В начале дети не воспринимает глубины классики и глубины современной популярной литературы, не чувствует подтекста. Однако, если пробудить в них радость мысли и радость мыслить, потребность думать и анализировать книгу, они могут стать не просто заинтересованным, но вдумчивыми, неожиданно оригинальными и мудрым читателями. Детям свойственна высокая степень развития воображения и сопереживания, самостоятельность и обоснованность суждений. Воспринимая произведение целостно, как живую картину действительности, читатель ощущает его интонацию, логику развития образов, индивидуальные мотивы и объективные предпосылки, причины тех или иных действий героев. Они осваивают звучание, игру художественной детали, дыхание подтекста. Фэнтези, равно как и другая художественная литература, может существенно влиять на формирование мировоззрения, представлений о нравственном и эстетическом идеале. Они способны увлечь читателя бескомпромиссностью, борьбой с ложью и злом. Именно фэнтези сохраняет образ сильного и гордого человека.

Можно разработать целый ряд занятий по изучению данной темы. Можно начать с прочтения произведения Дж. Толкиена «Хоббит или туда и обратно», поскольку дети не знакомы с этим произведением. Многие уроки получаться интегрированными, так как именно такие уроки помогают соединить материал, сделать его богатым, интересным и задействовать разные виды деятельности детей, что способствует развитию жанровых и речевых умений. Детям такая работа интересна, а использование на уроках таких приемов как словесное рисование, выборочное чтение, анализ стилистических приемов, ответы на вопросы, анализ и сравнивание произведений и жанров, подбор ярких эпитетов (синонимов, антонимов) к предметам интерьера, способствует формированию у младших школьников умения характеризовать героя, его образ и жизненный уклад.

Основные термины (генерируются автоматически): жанре фэнтези, жанра фэнтези, жанр фэнтези, понятия фэнтези, учителями жанра фэнтези, героя жанра фэнтези, Популярность жанра фэнтези, учащихся понятия фэнтези, Жанр фэнтези, приемам фэнтези, плане фэнтези, изучении фэнтези, Произведения фэнтези, чтению фэнтези, описательных концепциях фэнтези, фэнтези элементы героического, Основным законом фэнтези, книги фэнтези, этапе фэнтези, фэнтези герой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов