Библиографическое описание:

Дымова А. Н. Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность) // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 1-3.



Фантастика была известна искусству с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды — к литературе Средневековья, а затем и романтизма. Наконец, пришла очередь и фэнтези. Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. Оно часто используется как обозначение массовой литературы и киноиндустрии конца XX — начала XXI века. В отечественном литературоведении этот феномен современной культуры находится на стадии осмысления. Это довольно распространенное явление в современной русской литературе. К приемам фэнтези порою прибегают и писатели, работающие в других жанрах.

В учебных программах почти отсутствует литература будущего, но жанр фэнтези включен. Но часто произведения этого жанра учителя дают как литературную сказку. Но ведь литературная сказка — это другой жанр. И у учащихся понятия фэнтези и литературная сказка формируется как один жанр. Поэтому обучение учащихся в плане фэнтези не ведется.

Не использование учителями жанра фэнтези можно объяснить такими причинами как: неимением опыта чтения подобной литературы, не понимание различий от других видов фантастики. У школьников складываются неправильные представления о жанре фэнтези.

Поэтому вопрос об изучении фэнтези в школе достаточно актуален для сегодняшнего времени. Решать такую проблему стоит с начальной школы, когда у учащихся только начинает формироваться мировоззрение, творческая фантазия. Благодаря чтению фэнтези у учащихся сформируется полноценное представление о мире фантастики. Научившись видеть красоту жанра, учащиеся смогут относится и к другим литературным произведениям с пониманием.

Понятие «фэнтези» недавно вошло в литературоведческий обиход, так что даже написание слова пока не устоялось. Иногда его пишут через «а»: «фэнтази», — сохраняя, насколько возможно, внутреннюю форму слова, обозначая его родство с «фантазией» и «фантастикой». Произведения фэнтези, как правило, являют себя в жанре, близком к сказочной или приключенческой повести, но при этом вмещают в себя признаки и элементы многих других жанров — от рыцарского романа до комедии положений и стихов. Фэнтези — это не текст как таковой, а оттенок, привкус, аромат... Отдаленные времена, битвы светлых и темных сил, подвиги, герои, волшебство... — все, что так увлекает читателя. Литературовед, наверное, сказал бы, что фэнтези — это творческий метод, то есть особенный писательский взгляд на мир и на текст. Итак, книги фэнтези, говорят об одном и том же: зло может победить не идеальный богатырь, а маленький мечтатель хоббит, такие же, по сути дела, не герои, как и читатели этих книг.

На нынешнем этапе развития отечественного литературоведения о жанре фэнтези трудно что-либо сказать определённо. Он вызывает больше вопросов, чем ответов, как и всякое «молодое» явление. Большую путаницу вызывает отсутствие общепринятой терминологии, определения жанра и его классификации. Ведутся споры по поводу того, кто был первооткрывателем жанра, где лежат его истоки. Фэнтези унаследовала многое и от мифов, и от волшебной сказки; однако не решено, стоит ли считать её одним из направлений фантастики или выделить как независимый жанр.

Традиционно в фэнтези герой выступает на стороне Добра и является главным действующим лицом. Чаще всего он обладает необычными качествами, Даром, предназначен для чего-то, борется за торжество Добра и Света.

Фэнтези — разновидность нереалистической литературы, в коей вымысел смешивается с реальностью, подавляет его и, руководствуясь лишь только движением мысли автора, трансформирует в новую. Реальность есть ни что иное, как абсолютно уникальный мир, со своими законами и традициями. В мире этом, группа приключенцев стремится выполнить некий подвиг. От того, будет ли он выполнен или нет — зависит судьба Мира.

Популярность жанра фэнтези неуклонно растёт, вызывая закономерный вопрос: чем же вызвано такое явление? Данная проблема должна вызвать интерес не только у литературоведов, но также у других специалистов: культурологов, психологов, социологов, литературных и кинокритиков, филологов. На этом этапе фэнтези представляет собой практически не исследованное пространство, требующее детальной разработки и глубокого изучения. В описательных концепциях фэнтези, в совокупности, определён ряд признаков жанра, среди которых на первый план выходят: фантастическая картина мира, сказочно-мифологическая основа и жанровый синтез. Модель мира в фэнтези всегда замкнута и полностью исчерпаема. Фэнтезийный мир является целостным и замкнутым, имеет чёткие границы. В нём совмещаются вертикальная модель пространства (верх-низ, средний мир) и горизонтальная модель (четыре стороны света, центр — периферия). Автор старается придать своему миру черты реального: создаёт обширную географию пространства, с природными ландшафтами местности, с обособленными друг от друга населёнными пунктами, которые имеют причудливые наименования

Исследователи находят в фэнтези элементы героического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказки, романтической повести, готического романа, оккультно-мистической литературы символистов, постмодернистского романа и др. Однако одно известно точно то, что у данного жанра есть свои признаки, существует классификация жанра и выделять жанр фэнтези, как отдельный жанр есть все основания

Учащиеся не изучают фэнтези, как жанр, не дается понятия фэнтези. А в настоящее время жанр фэнтези — один из популярных. Детям младшего школьного возраста интересны книги жанра. Приключенческий сюжет, необычные герои и их миры современному читателю близки. Книги фэнтези помогают отвлечься от обыденной жизни и побывать в мире грез и фантазий. Учителю необходимо учить учащихся порождать речь. Основным законом фэнтези является психологическая достоверность — умение мотивировать героя, создавать предметы, характеризующие образ героя, его характер. Психологическая достоверность используется в качестве возможного обоснования ряда педагогический приемов.

Прием психологического правдоподобия может использоваться на факультативных занятиях при развитии воображения (создания творческих работ).

S6003028

Рис. 1. Изображение Хоббита в интерьере

S6003030

Рис. 2. Создание одежды для Хоббита

S6003038 S6003035

Рис. 3. Изображение придуманного героя жанра фэнтези

4. Сочинение учащегося в жанре фэнтези.

«Деньгоед»

Деньгоед — так назвали необычное существо, у которого четыре глаза, четыре копыта, две ноги и руки с когтями. Его назвали так, потому что он очень любит деньги. Раньше Деньгоед жил на планете Деньгово, а теперь в стране Богатство.

Деньгоед живет в благоустроенном доме, с золотым телевизором и кубком. Он очень трудолюбивый. У него есть хозяйство, огород. Но деньги Деньгоед добывает с помощью дерева. Это дерево волшебное, потому что в дерево вделана ручка, он крутит ее и из ветвей выходят деньги.

У Деньгоеда есть друг. Зовут его Огурцоед. Он любит огурцы.

Деньгоед просто самый веселый, счастливый необычашка на свете!

(В данном сочинении ученик создал своего героя, описал его внешность и придумал предмет с помощью которого живет существо(мотивированность)).

Анализ детских творческих работ в жанре фэнтези показывает, что сначала детьми в фэнтези воспринимается форма: интересно и доступно им не столько философское, социальное или психологическое содержание произведения, сколько атмосфера «изысканности», мистико-романтический, магический антураж, «костюмность», сюжет. Большую часть детских произведений занимают описания «чудесностей», «красивостей», «волшебства». В то же время работы говорят о том, что дети чутко схватывают основную черту фэнтези — естественность чуда, возможность невозможного, размытость границ между мирами, яркость неожиданных поворотов, привлекательность тайного и запретного, очарование избранности, неограниченность свободы. В начале дети не воспринимает глубины классики и глубины современной популярной литературы, не чувствует подтекста. Однако, если пробудить в них радость мысли и радость мыслить, потребность думать и анализировать книгу, они могут стать не просто заинтересованным, но вдумчивыми, неожиданно оригинальными и мудрым читателями. Детям свойственна высокая степень развития воображения и сопереживания, самостоятельность и обоснованность суждений. Воспринимая произведение целостно, как живую картину действительности, читатель ощущает его интонацию, логику развития образов, индивидуальные мотивы и объективные предпосылки, причины тех или иных действий героев. Они осваивают звучание, игру художественной детали, дыхание подтекста. Фэнтези, равно как и другая художественная литература, может существенно влиять на формирование мировоззрения, представлений о нравственном и эстетическом идеале. Они способны увлечь читателя бескомпромиссностью, борьбой с ложью и злом. Именно фэнтези сохраняет образ сильного и гордого человека.

Можно разработать целый ряд занятий по изучению данной темы. Можно начать с прочтения произведения Дж. Толкиена «Хоббит или туда и обратно», поскольку дети не знакомы с этим произведением. Многие уроки получаться интегрированными, так как именно такие уроки помогают соединить материал, сделать его богатым, интересным и задействовать разные виды деятельности детей, что способствует развитию жанровых и речевых умений. Детям такая работа интересна, а использование на уроках таких приемов как словесное рисование, выборочное чтение, анализ стилистических приемов, ответы на вопросы, анализ и сравнивание произведений и жанров, подбор ярких эпитетов (синонимов, антонимов) к предметам интерьера, способствует формированию у младших школьников умения характеризовать героя, его образ и жизненный уклад.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов