Библиографическое описание:

Здвижкова Е. А. Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы // Школьная педагогика. — 2016. — №2. — С. 6-9.



Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ценностей учащихся, какими качествами они должны обладать, в настоящее время является дискуссионными, свидетельством чему является различный подход в освещении данного вопроса на уроках литературы. Одним из важных критериев, влияющих на формирование нравственных ценностей учащихся, является духовно-нравственная культура учителя, воплощающаяся в практической деятельности по нравственному становлению и самореализации личности ученика.

Ключевые слова: нравственность, ценности, подросток, формирование, литература, воспитание, деятельность, цель, педагог, человек.

Негативные тенденции в жизни и развитии общества проявляются в отсутствии у молодежи интереса к повышению своего культурного уровня, в устремлениях на достижение любым путем материальных благ, в разрушении нравственных норм. Формирование нравственных ценностей подростков выдвигается на первый план в деятельности современной школы, которая должна подготовить их к гуманной и активной деятельности среди людей. Несмотря на всю сложность современной социокультурной ситуации, сложившейся в обществе, гуманистические ценности, характерные для содержания образования, сохраняются, что является фундаментом для нравственного воспитания подростков. Именно в подростковом возрасте актуализируются социогенная потребность человека, стремление к признанию в социуме, что неизбежно усиливает рефлексивные процессы в сознании подростка, стремление создать и реализовать свой идеальный нравственный образ. И все это развертывается как сложная коллизия отождествления и обособления в отношениях с социальной реальностью. По мнению В. В. Серикова, основные коллизии юношеского возраста связаны с проектированием собственной жизненной перспективы, с соотношением своих потребностей и возможностей, с осознанием небезграничности своих ресурсов, с необходимостью нравственной ревизии как целей, так и средств достижения карьерных устремлений [6, с. 137].

Понятие «нравственная ценность» — понятие многогранное, полиаспектное. Подобное явление весьма трудно охватить одним определением. Нравственная ценность предстает единство двух общественных явлений: нравственности и ценности.

Содержательную основу нравственных ценностей составляет нравственность, характеризуемая в философской и этической литературе как сфера (способ) нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность — многоплановый феномен духовной культуры общества, осуществляющий специфическую функцию — регуляцию отношений между людьми, их поведение духовными средствами [1, с. 117]. Главное в нравственности — ее регулятивная способность, основанная на общественном мнении и совести каждого человека.

Нравственность выполняет следующие функции:

 регулирующая: обеспечивает возможность общения и сотрудничества людей в различных областях их деятельности;

 утилитарная: согласует интересы индивида с интересами других людей.

Нравственность, как и другие области нравственной культуры общества, исторически меняется. Нравственные ценности общества характеризуется главным образом тем, каково само понимание нравственности и насколько глубоко оно укоренилось в общественном мнении, в сознании большинства людей.

Категория «ценность» в современной философии используется как «личностно окрашенное отношение к миру, которое возникает не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека» (П. С. Гуревич, М. С. Каган, И. Кант). Рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал, как норма, как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т. д.

Несколько иной подход к пониманию сущности «ценности» зафиксирован в психолого-педагогических исследованиях.

Ценности охватывают жизнь Человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. Ценности могут обладать самостоятельным смыслом и поэтому образуют целый пласт в культурном наследии, определяя особенности мировоззрения. Нравственные ценности — это существенный элемент организации общества, который отражает устремления индивидов, групп, является важным фактором социально-нравственного регулирования поведения людей, их взаимоотношений (Ю. Р. Вишневский, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, В. Т. Лисовский и др.).

Часто формирование нравственных ценностей отождествляется с гуманным отношением к ребенку, т. е. личностные качества формируются честь, совесть, этичность, понятие о долге, уважение человеческого достоинства. По существу, это основная направленность всей деятельности учителя. Ее главной целью является развитие личности ребенка, способной на осознанный и ответственный выбор поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях, не преступая общечеловеческих, общезначимых ценностей.

Социология рассматривает нравственные ценности как существенный элемент организации общества, который отражает устремления индивидов, групп, является важным фактором социально-нравственного регулирования поведения людей, их взаимоотношений (Ю. Р. Вишневский, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, В. Т. Лисовский и др.).

Психология исследует сущность и специфику формирования нравственных ценностей в процессе развития личности, рассматривает нравственные ценности как ядро Я-концепции человека; указывает на оценочные отношения личности к ценностям; определяет нравственные ценности, их осмысление, интериоризацию как важнейшее условие социализации (К. А. Абульханова-Славская, Р. Берне, А. К. Маркова, А. А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн и др.). Сделан вывод о том, что процесс воспитания нравственных ценностей является сложным и длительным: от формирования отдельных представлений о добре и зле, чувства нравственного сопереживания (дошкольный, младший школьный возраст), поиска идеалов и ценностей, накопления опыта нравственной деятельности (подростковый возраст) к становлению мировоззрения (юношеский возраст). В результате влияния различных факторов структура ценностей может претерпевать изменения.

Междисциплинарный анализ нравственных ценностей личности позволяет утверждать, что специфика нравственного воспитания современной молодежи состоит в формировании ценностно-смысловой сферы ее нравственного сознания. В отечественной педагогике проблемы воспитания студенческой молодежи рассматривались Е. В. Бондаревской, В. П. Бедерхановой, Р. А. Литвак: И. С. Марьенко, P. M. Ситько, Е. Н. Сорочинской и др.

Итак, под формированием нравственных ценностей подростков понимается целенаправленная деятельность, предполагающая создание условий для развития у подростков способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей, формированию личных нравственных критерий, приданию нравственным ценностям личностных смыслов, определяющих поведение. Нравственное совершенствование тесно связано с воздействием художественной литературы. Литература способна не только дать эстетическое наслаждение, но и научить человека, помочь сформировать его личность.

Литература в школе является одной из основных учебных дисциплин, ее образовательная функция велика. Она способствует, с одной стороны, повышению уровня знаний, развитию устной и письменной речи школьников, с другой — формированию их нравственных ценностей. Особую значимость преподавание литературы приобретает в подростковой период. Формируя ценности, литература влияет на нравственность, поведение, мировоззрение подростка. Ведущим фактором является активность подростков на уроках литературы. «Цель изучения учебного предмета литературы — последовательное и постепенное приобщение ученика к миру искусства слова <...> способствует формированию <...> нравственных убеждений учащихся» [2, с. 17].

Формирование нравственных ценностей подростка является системным процессом развития и саморазвития. Являясь неотъемлемой составной частью воспитания — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется [5, с. 75],- воспитание нравственное, по мнению А. В. Зосимовского, — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе — «на лучших образцах отечественной и мировой художественной литературы» требует новаторских поисков учителя-словесника, серьезных раздумий о современном уроке литературы, о характере общения с миром художественного произведения.

Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств; ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность можно назвать не целью, а идеалом — регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.

Особенно важно, чтобы воспитание подростков ориентировалось на четко очерченную заданную цель. Последняя должна выступать в сознании педагога в виде этически обоснованной модели воспитанной личности. Методологическим стержнем подобной модели призван служить универсальный критерий нравственности, основу которого составляет единство общечеловеческих и государственно-патриотических ценностей, гармоничное сочетание интересов личности отечества.

Как свидетельствует опыт, избежать подобных явлений помогает дифференцированный подбор пример из произведений художественной литературы и педагогически тщательно взвешенная последовательность их демонстрации. Задача состоит в том, чтобы по каждому из ведущих компонентов нравственных ценностей у подростка с помощью уроков литературы сложился свой наглядно-образный эталон, на который ему бы хотелось равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает для подростка системный, многосторонний характер.

Уроки литературы в современном обществе становятся уроками нравственности. Именно на примере художественного произведения учитель может воспитывать подростка на нравственных примерах, именно здесь происходит не только эмоциональное «присвоение» личностью подростка позитивных идей, норм, но и психологически слитное с ним проявление нетерпимости к ложным установкам. Поэтому для более эффективного формирования нравственных ценностей подростков наиболее широко использовались методы активного обучения. Приведем примеры.

Урок «Правда — хорошо, а счастье — лучше» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). Данный урок проведен по модели телепроекта «К барьеру!». Он позволяет выявить нравственный идеал облика человека. Данная форма урока позволяет:

 определить основные проблемы нравственного поведения в комедии;

 выявить мировоззренческую позицию Молчалина, Чацкого;

 выявить, чья позиция больше устраивает подростков;

 определить каких людей больше в современном обществе «деловых» вроде Молчалина, услужливых и аккуратных, меняющихся в зависимости от ситуации; или людей с твердым нравственным кодексом, вроде Чацкого, почему?

 обосновать от чего зависит преобладание тех или иных типов людей?

Урок «Онегин и Татьяна. Каковы их взгляд на нравственность?» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»). Данный урок проводится в форме театрализованного семинара, что позволяет учителю:

 сконцентрировать внимание подростков на нравственно ценных образах литературы;

 воздействовать на эмоционально-чувственную сферу подростков;

 активизировать формы и приемы работы подростков, дающих представление о нравственных ценностях;

 включить подростков в активные виды деятельности;

 активизировать творческие способности.

Урок «Г. А. Печорин: страдающий эгоист или бесчувственный циник?» (по произведениям М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Урок представлен в виде суда над главным героем произведения — Г. А. Печориным. Данный урок позволяет:

 определить нравственные ориентиры Печорина, его идеалы;

 научить подростков умело отстаивать свою точку зрения;

 выявить, что во взглядах Печорина привлекает учащихся, а что отталкивает.

Прав был известный русский философ И. А. Ильин, говоря, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно... развязывает и поощряет в человеке волка» [3, с. 309]. Именно эта проблема стоит перед современным российским учительством.

Педагогу нужно перейти от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога — общение, взаимопонимание с учениками.

Литература:

1. Андреев В. Н. педагогическая этика: спецкурс для нравственного развития. — Казань, 2002. — 272 с.

2. Аплетаев М. Н. Нравственное воспитание подростков в процессе обучения. — Омск, 1988. — 106 с.

3. Ильин И. А. Путь к очевидности. — М., 1993. — 430 с.

4. Лушникова, Ольга Николаевна. Формирование духовно-нравственной позиции учащихся в процессе обучения: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 Саратов, 2005 173 c.: 61 05–13/1209. — Саратов, 2005. — 173 с.

5. Педагогика, № 7, 1998, с. 74–77.

6. Сериков В. В. Общая педагогика: Избр. лекции.-Волгоград, 2004.-278 с.

Основные термины: нравственных ценностей, Формирование нравственных ценностей, нравственных ценностей подростков, формирование нравственных ценностей, нравственных ценностей учащихся, формировании нравственных ценностей, формирования нравственных ценностей, нравственных ценностей молодежи, сформированность нравственных ценностей, нравственных ценностей подростка, нравственных ценностей личности, воспитания нравственных ценностей, основу нравственных ценностей, формированием нравственных ценностей, выбору нравственных ценностей, компонентов нравственных ценностей, разрушении нравственных норм, специфику формирования нравственных, формированию личных нравственных, формированию нравственных убеждений

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов