Библиографическое описание:

Здвижкова Е. А. Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы // Школьная педагогика. — 2016. — №2. — С. 6-9.



Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ценностей учащихся, какими качествами они должны обладать, в настоящее время является дискуссионными, свидетельством чему является различный подход в освещении данного вопроса на уроках литературы. Одним из важных критериев, влияющих на формирование нравственных ценностей учащихся, является духовно-нравственная культура учителя, воплощающаяся в практической деятельности по нравственному становлению и самореализации личности ученика.

Ключевые слова: нравственность, ценности, подросток, формирование, литература, воспитание, деятельность, цель, педагог, человек.

Негативные тенденции в жизни и развитии общества проявляются в отсутствии у молодежи интереса к повышению своего культурного уровня, в устремлениях на достижение любым путем материальных благ, в разрушении нравственных норм. Формирование нравственных ценностей подростков выдвигается на первый план в деятельности современной школы, которая должна подготовить их к гуманной и активной деятельности среди людей. Несмотря на всю сложность современной социокультурной ситуации, сложившейся в обществе, гуманистические ценности, характерные для содержания образования, сохраняются, что является фундаментом для нравственного воспитания подростков. Именно в подростковом возрасте актуализируются социогенная потребность человека, стремление к признанию в социуме, что неизбежно усиливает рефлексивные процессы в сознании подростка, стремление создать и реализовать свой идеальный нравственный образ. И все это развертывается как сложная коллизия отождествления и обособления в отношениях с социальной реальностью. По мнению В. В. Серикова, основные коллизии юношеского возраста связаны с проектированием собственной жизненной перспективы, с соотношением своих потребностей и возможностей, с осознанием небезграничности своих ресурсов, с необходимостью нравственной ревизии как целей, так и средств достижения карьерных устремлений [6, с. 137].

Понятие «нравственная ценность» — понятие многогранное, полиаспектное. Подобное явление весьма трудно охватить одним определением. Нравственная ценность предстает единство двух общественных явлений: нравственности и ценности.

Содержательную основу нравственных ценностей составляет нравственность, характеризуемая в философской и этической литературе как сфера (способ) нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность — многоплановый феномен духовной культуры общества, осуществляющий специфическую функцию — регуляцию отношений между людьми, их поведение духовными средствами [1, с. 117]. Главное в нравственности — ее регулятивная способность, основанная на общественном мнении и совести каждого человека.

Нравственность выполняет следующие функции:

 регулирующая: обеспечивает возможность общения и сотрудничества людей в различных областях их деятельности;

 утилитарная: согласует интересы индивида с интересами других людей.

Нравственность, как и другие области нравственной культуры общества, исторически меняется. Нравственные ценности общества характеризуется главным образом тем, каково само понимание нравственности и насколько глубоко оно укоренилось в общественном мнении, в сознании большинства людей.

Категория «ценность» в современной философии используется как «личностно окрашенное отношение к миру, которое возникает не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека» (П. С. Гуревич, М. С. Каган, И. Кант). Рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал, как норма, как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т. д.

Несколько иной подход к пониманию сущности «ценности» зафиксирован в психолого-педагогических исследованиях.

Ценности охватывают жизнь Человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. Ценности могут обладать самостоятельным смыслом и поэтому образуют целый пласт в культурном наследии, определяя особенности мировоззрения. Нравственные ценности — это существенный элемент организации общества, который отражает устремления индивидов, групп, является важным фактором социально-нравственного регулирования поведения людей, их взаимоотношений (Ю. Р. Вишневский, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, В. Т. Лисовский и др.).

Часто формирование нравственных ценностей отождествляется с гуманным отношением к ребенку, т. е. личностные качества формируются честь, совесть, этичность, понятие о долге, уважение человеческого достоинства. По существу, это основная направленность всей деятельности учителя. Ее главной целью является развитие личности ребенка, способной на осознанный и ответственный выбор поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях, не преступая общечеловеческих, общезначимых ценностей.

Социология рассматривает нравственные ценности как существенный элемент организации общества, который отражает устремления индивидов, групп, является важным фактором социально-нравственного регулирования поведения людей, их взаимоотношений (Ю. Р. Вишневский, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, В. Т. Лисовский и др.).

Психология исследует сущность и специфику формирования нравственных ценностей в процессе развития личности, рассматривает нравственные ценности как ядро Я-концепции человека; указывает на оценочные отношения личности к ценностям; определяет нравственные ценности, их осмысление, интериоризацию как важнейшее условие социализации (К. А. Абульханова-Славская, Р. Берне, А. К. Маркова, А. А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн и др.). Сделан вывод о том, что процесс воспитания нравственных ценностей является сложным и длительным: от формирования отдельных представлений о добре и зле, чувства нравственного сопереживания (дошкольный, младший школьный возраст), поиска идеалов и ценностей, накопления опыта нравственной деятельности (подростковый возраст) к становлению мировоззрения (юношеский возраст). В результате влияния различных факторов структура ценностей может претерпевать изменения.

Междисциплинарный анализ нравственных ценностей личности позволяет утверждать, что специфика нравственного воспитания современной молодежи состоит в формировании ценностно-смысловой сферы ее нравственного сознания. В отечественной педагогике проблемы воспитания студенческой молодежи рассматривались Е. В. Бондаревской, В. П. Бедерхановой, Р. А. Литвак: И. С. Марьенко, P. M. Ситько, Е. Н. Сорочинской и др.

Итак, под формированием нравственных ценностей подростков понимается целенаправленная деятельность, предполагающая создание условий для развития у подростков способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей, формированию личных нравственных критерий, приданию нравственным ценностям личностных смыслов, определяющих поведение. Нравственное совершенствование тесно связано с воздействием художественной литературы. Литература способна не только дать эстетическое наслаждение, но и научить человека, помочь сформировать его личность.

Литература в школе является одной из основных учебных дисциплин, ее образовательная функция велика. Она способствует, с одной стороны, повышению уровня знаний, развитию устной и письменной речи школьников, с другой — формированию их нравственных ценностей. Особую значимость преподавание литературы приобретает в подростковой период. Формируя ценности, литература влияет на нравственность, поведение, мировоззрение подростка. Ведущим фактором является активность подростков на уроках литературы. «Цель изучения учебного предмета литературы — последовательное и постепенное приобщение ученика к миру искусства слова <...> способствует формированию <...> нравственных убеждений учащихся» [2, с. 17].

Формирование нравственных ценностей подростка является системным процессом развития и саморазвития. Являясь неотъемлемой составной частью воспитания — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется [5, с. 75],- воспитание нравственное, по мнению А. В. Зосимовского, — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе — «на лучших образцах отечественной и мировой художественной литературы» требует новаторских поисков учителя-словесника, серьезных раздумий о современном уроке литературы, о характере общения с миром художественного произведения.

Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств; ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность можно назвать не целью, а идеалом — регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.

Особенно важно, чтобы воспитание подростков ориентировалось на четко очерченную заданную цель. Последняя должна выступать в сознании педагога в виде этически обоснованной модели воспитанной личности. Методологическим стержнем подобной модели призван служить универсальный критерий нравственности, основу которого составляет единство общечеловеческих и государственно-патриотических ценностей, гармоничное сочетание интересов личности отечества.

Как свидетельствует опыт, избежать подобных явлений помогает дифференцированный подбор пример из произведений художественной литературы и педагогически тщательно взвешенная последовательность их демонстрации. Задача состоит в том, чтобы по каждому из ведущих компонентов нравственных ценностей у подростка с помощью уроков литературы сложился свой наглядно-образный эталон, на который ему бы хотелось равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает для подростка системный, многосторонний характер.

Уроки литературы в современном обществе становятся уроками нравственности. Именно на примере художественного произведения учитель может воспитывать подростка на нравственных примерах, именно здесь происходит не только эмоциональное «присвоение» личностью подростка позитивных идей, норм, но и психологически слитное с ним проявление нетерпимости к ложным установкам. Поэтому для более эффективного формирования нравственных ценностей подростков наиболее широко использовались методы активного обучения. Приведем примеры.

Урок «Правда — хорошо, а счастье — лучше» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). Данный урок проведен по модели телепроекта «К барьеру!». Он позволяет выявить нравственный идеал облика человека. Данная форма урока позволяет:

 определить основные проблемы нравственного поведения в комедии;

 выявить мировоззренческую позицию Молчалина, Чацкого;

 выявить, чья позиция больше устраивает подростков;

 определить каких людей больше в современном обществе «деловых» вроде Молчалина, услужливых и аккуратных, меняющихся в зависимости от ситуации; или людей с твердым нравственным кодексом, вроде Чацкого, почему?

 обосновать от чего зависит преобладание тех или иных типов людей?

Урок «Онегин и Татьяна. Каковы их взгляд на нравственность?» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»). Данный урок проводится в форме театрализованного семинара, что позволяет учителю:

 сконцентрировать внимание подростков на нравственно ценных образах литературы;

 воздействовать на эмоционально-чувственную сферу подростков;

 активизировать формы и приемы работы подростков, дающих представление о нравственных ценностях;

 включить подростков в активные виды деятельности;

 активизировать творческие способности.

Урок «Г. А. Печорин: страдающий эгоист или бесчувственный циник?» (по произведениям М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Урок представлен в виде суда над главным героем произведения — Г. А. Печориным. Данный урок позволяет:

 определить нравственные ориентиры Печорина, его идеалы;

 научить подростков умело отстаивать свою точку зрения;

 выявить, что во взглядах Печорина привлекает учащихся, а что отталкивает.

Прав был известный русский философ И. А. Ильин, говоря, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно... развязывает и поощряет в человеке волка» [3, с. 309]. Именно эта проблема стоит перед современным российским учительством.

Педагогу нужно перейти от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога — общение, взаимопонимание с учениками.

Литература:

1. Андреев В. Н. педагогическая этика: спецкурс для нравственного развития. — Казань, 2002. — 272 с.

2. Аплетаев М. Н. Нравственное воспитание подростков в процессе обучения. — Омск, 1988. — 106 с.

3. Ильин И. А. Путь к очевидности. — М., 1993. — 430 с.

4. Лушникова, Ольга Николаевна. Формирование духовно-нравственной позиции учащихся в процессе обучения: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 Саратов, 2005 173 c.: 61 05–13/1209. — Саратов, 2005. — 173 с.

5. Педагогика, № 7, 1998, с. 74–77.

6. Сериков В. В. Общая педагогика: Избр. лекции.-Волгоград, 2004.-278 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов