Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Алимсаидова С. А. Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа // Молодой ученый. — 2016. — №3.1. — С. 6-7. — URL https://moluch.ru/archive/107/25745/ (дата обращения: 11.12.2018).



Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа

Алимсаидова Сайёра Амидьеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель

 

Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения на один предмет. Положительной оценки заслуживает учитель, если он проводит интегрированные уроки с искусством, историей, музыкой. Это дает возможность расширить кругозор учащихся, рассматривать эти предметы не как стоящие особняком, а как единое культурное явление.

Выделение нравственных идей курса литературы, их прослеживание от произведения к произведению, возбуждение необходимых психологических состояний, включение учащихся в активное решение нравственных проблем, нахождение личностного смысла произведения, обращение внимания на нравственно-этический идеал, воздействие на чувство стыда, совести, справедливости, любви, эстетическое чувство обеспечивает старшеклассника методами самовоспитания, которые способствуют духовному самосовершенствованию его личности.

Нравственность коренится в самой природе человека. Она дана нам при рождении. Ее основы заложены в нашем существе. Из всех учебных дисциплин по-настоящему воспитывающими являются уроки искусства, то есть они развивают не только разум, но и облагораживают чувства. Связь музыки и литературы не только обогащают и музыку, и литературу, но дает наиболее полное представление о жизни. Музыка придает стихам особую силу, например, живое ощущение бурана, вьюги, бушующей стихии, словно мы сами пробиваемся сквозь эту стихию.

Необходимо также отметить, что подростковый возраст характеризуется малосострадательностью, эгоизмом, черствостью, равнодушием ко многим важным, значимым для взрослых предметам: в силу эгоцентричности сознания и чувств подростков, как правило, не волнуют проблемы болезни, несчастья, страданий, если эти проблемы их непосредственно не касаются.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что особенности подросткового возраста требуют очень конкретного воспитательного подхода. Позиция воспитателя должна исходить из следующего:

в подростковом возрасте учащиеся интенсивно изменяются в духовном и физическом планах, причем эти изменения происходят крайне неравномерно;

происходящие в подростковом возрасте изменения не дают основания предъявлять к подросткам те же требования, как к взрослым людям, но требуют иного подхода к ним, нежели к младшим школьникам.

Истинное назначение педагога — духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности.

Для повышения выявленного уровня духовной культуры старшеклассников предлагается провести интегрированные уроки литературы, которые, по нашему мнению, могут стать залогом успешного закрепления достигнутого уровня и дать толчок к стремлению подняться выше. Тем более что в изучаемой классической литературе старших классов есть множество тем, где можно говорить о проблемах нравственного совершенствования. Это и такие произведения, как: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Ионыч», «Степь» А. П. Чехова.

Например, на уроках по изучению романа-эпопеи «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, необходимо говорить о богатом и сложном духовном мире героев романа, о прекрасных женских образах — Наташи Ростовой, Марьи Болконской, об их мироощущении, о патриотизме и о нравственных поисках героев романа (Пьера Безухова и Андрея Болконского). А если при изучении такого сложного для восприятия романа использовать межпредметные связи с родной литературой (узбекской), историей, музыкой, то: во-первых, уроки будут насыщенными и интересными; во-вторых, учащиеся увидят и прочувствуют настоящее искусство, ведь душа подростка тонка, но очень эластична, поэтому важно умело сочетать различные методы и средства для воспитания духовности и развития нравственной сферы старшеклассников.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что диагностика уровня духовно-нравственного воспитания старшеклассников необходима для изучения состояния их духовного развития на настоящий момент, а также ее результаты позволяют сделать более объективный подход к воспитанию еще недостаточно сформированных качеств.

Для повышения духовно-нравственной сферы рекомендуется в семье проводить больше бесед, затрагивающих темы духовных ценностей, воспитание и поведение в махалле и т. д. А в школе рекомендуется проводить интегрированные уроки литературы, так как именно интеграция является средством интенсификации урока. Мы склонны рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер подростка.

 

Литература:

  1. Педагогика педагогические теории, системы, технологии. Учебник для студентов высших и средних пед учеб заведений// С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Р. Г. Шиянов и др. Под ред. С. А. Смирнова–М., Изд. центр «Академия», 2000 -512 с.
  2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. -В двух книгах. Книга 1. Общие основы процессов обучения. — М.: Владос, 2003. — 574 с.
  3. Педагогика: Учебник для педагогических учебных заведений. / Под ред. П. И. Пидкасистого. Педагогическое общество России. -М., 2002. — 604 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, воспитание духовности, интегрированный урок литературы.


Похожие статьи

Формирование нравственных ценностей подростков на...

ценность, нравственная ценность подростков, нравственность, формирование, подросток, урок литературы, нравственное воспитание, общественное мнение, подростковый возраст, современное общество.

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня...

Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа. Воспитание школьников в духе патриотизма средствами изобразительного искусства в узбекской школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные

Духовно-нравственное воспитание на интегрированных уроках обществознания и литературы.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки.

Духовно-нравственное воспитание на интегрированных уроках обществознания и литературы.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе, каждую неделю реализуется благодаря труду классного руководителя и проводимого им классного часа, а также школа

Литература

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике...

«Дух» и «духовность» — это то, что создается самим человеком, как его основа личности.

Каждый ученик подходит к своему подростковому возрасту уже сформировавшейся

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном...

Рассматривается роль кино в преодолении бездуховности детей и подростков, формировании их жизненных ценностях.

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Роль литературы о войне в нравственном воспитании.

Воспитательный потенциал современной литературы...

Духовно-нравственное воспитание следует понимать как процесс воздействия педагога на духовно-нравственную сферу

детское и подростковое чтение, нравственность, внеклассное чтение, современная литература, воспитательный потенциал, сопоставление, диалог культур.

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Каждый мощный взлёт писательской мысли, повлиявший на воспитание молодого поколения, всегда несет в себе элемент духовности.

Литература воспитывает чувство прекрасного, обогащает духовный мир человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование нравственных ценностей подростков на...

ценность, нравственная ценность подростков, нравственность, формирование, подросток, урок литературы, нравственное воспитание, общественное мнение, подростковый возраст, современное общество.

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня...

Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа. Воспитание школьников в духе патриотизма средствами изобразительного искусства в узбекской школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные

Духовно-нравственное воспитание на интегрированных уроках обществознания и литературы.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки.

Духовно-нравственное воспитание на интегрированных уроках обществознания и литературы.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе, каждую неделю реализуется благодаря труду классного руководителя и проводимого им классного часа, а также школа

Литература

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике...

«Дух» и «духовность» — это то, что создается самим человеком, как его основа личности.

Каждый ученик подходит к своему подростковому возрасту уже сформировавшейся

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном...

Рассматривается роль кино в преодолении бездуховности детей и подростков, формировании их жизненных ценностях.

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Роль литературы о войне в нравственном воспитании.

Воспитательный потенциал современной литературы...

Духовно-нравственное воспитание следует понимать как процесс воздействия педагога на духовно-нравственную сферу

детское и подростковое чтение, нравственность, внеклассное чтение, современная литература, воспитательный потенциал, сопоставление, диалог культур.

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Каждый мощный взлёт писательской мысли, повлиявший на воспитание молодого поколения, всегда несет в себе элемент духовности.

Литература воспитывает чувство прекрасного, обогащает духовный мир человека.

Задать вопрос