Автор: Аленова Ботагоз Боштаевна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (5) апрель 2016 г.

Библиографическое описание:

Аленова Б. Б. Организация работы с количественными данными на уроке географии // Школьная педагогика. — 2016. — №2. — С. 22-24.



В статье описываются приемы и методы работы с количественными и качественными данными на уроке географии, план анализа карты, критерии оценивания результатов учащихся.

Ключевые слова: информационная перегрузка, данные, география, таксономия Марцано.

Еще совсем недавно вся информация, необходимая людям для принятия решений, была проста и доступна. В наши дни, по мере того как усложняется жизнь, информация становится все более распространенной и неоднозначной. Ежедневно в учебном процессе на учащихся обрушивается огромное количество информации, которую надо осмыслить, проанализировать и применить. Это трудоемкий процесс, который иногда становится непосильной ношей для ученика. Особенно это касается учащихся Назарбаев интеллектуальной школы, т. к. обучение идет на трех языках и объем информации, которую ученик должен осмыслить, запомнить и применить довольно большой. Поэтому для достижения успеха в учебе и в жизни необходимо эффективно интерпретировать и использовать данные. Обучение мышлению, в том числе интерпретации и использованию данных, стало актуальным вопросом для многих учителей. Многоаспектность, обширность информации стали называть информационной перегрузкой. Термин был придуман в 1970 г. Элвином Тоффлером в его книге «Шок будущего». [3 стр.178]

Информационная перегрузка-состояние переизбытка информации, которая нужна чтобы принимать решение или оставаться в курсе какой-либо тематики. Как правило, термин применяется в отношении различных видов связи с использованием компьютера, больших объемов текста, электронной почты и т. д.

На уроке географии мы применяем огромное количество разнообразных данных: факты, статистику, символы, знаки, изображения, цифры.

Данные — это информация в сыром виде. Без анализа данные не имеют смысла. Чтобы данные стали осмысленными и можно было сделать выводы, их необходимо классифицировать, сгруппировать, сравнить, проанализировать, синтезировать и оценивать.

После того, как данные были классифицированы, проанализированы и синтезированы, они становятся информацией.

Информация-это данные, которые были проанализированы с использованием навыков критического мышления и представлены в ясной и понятной форме. Данные бывают количественные и качественные.

Количественные данные — это данные, которые можно подсчитать и выразить в цифрах. В географии это площади территории стран, численность населения, количество осадков, температура воздуха, показатели атмосферного давления, высоты форм рельефа и др. Учащиеся анализируют числовые данные при помощи статистических методов, а результаты представляют в виде таблиц, графиков, диаграмм и т. д.

Качественные данные — это нечисловые данные, например заметки по наблюдениям, фотографии, наблюдения, карты, письменные документы. Качественные данные могут быть разнесены по категориям и подсчитаны. Пример количественных и качественных данных по географии:

Таблица 1

Количественные данные

Качественные данные

Диаграммы температур

Записи о космических полетах

Данные о питании

Спутниковые снимки

Результаты тестирования воды

Образцы почвы

Данные о приросте населения

Карты

Чтобы учащиеся научились правильно анализировать качественные и количественные данные, им предлагается определенный алгоритм действий:

  1. Проанализируйте данные. Просмотрите все качественные данные, чтобы получить общее впечатление о теме, к которой они относятся. Отметьте возможные тенденции, повторяющиеся слова или фразы.
  2. Определите ключевые слова и категории. Основываясь на данных и вопросе исследования, определите категории терминов и ключевых слов, встречающиеся во всей совокупности данных.
  3. Создайте систему обозначений. Разработайте систему обозначений, которая поможет вам определить места, где встречаются ключевые слова определенной категории. Цветовые обозначения помогают увидеть закономерности, но, если вам потребуется поменять обозначения, сделать это в печатном варианте будет сложно. Также можно использовать аббревиатуры или символы. Выбирайте обозначения, которые легко запомнить, записать и найти в данных.
  4. Обозначьте данные. Просмотрите все данные и пометьте нужные разделы с помощью соответствующих обозначений.
  5. Пересмотр пометок. Разметив часть данных, вы можете прийти к выводу, что нужно разбить или объединить некоторые категории, чтобы сделать их более эффективными или наглядными.
  6. Подсчитайте количество элементов. Возможно, стоит подсчитать количество повторяющихся ключевых слов и занести числа в электронную таблицу для количественного анализа.
  7. Ищите связи и закономерности. Создайте диаграммы и графики (блок-схемы, диаграммы Венна и иерархические диаграммы), иллюстрирующие связи между различными категориями. [1]

Это помогает учащимся правильно и эффективно выполнять задания, связанные с анализом большого количества информации.

Задания с анализом большого количества чисел может вызвать у учащихся растерянность и даже потерю интереса к выполнению задания. Чтобы облегчить работу учащихся для анализа количественных данных им предлагается ряд вопросов, при ответе на которые выстраивается правильный ответ.

  1. Помогут ли статистические данные в раскрытии этого вопроса?
  2. Из какой совокупности взяты эти данные?
  3. Что имеет смысл искать: среднее значение или закономерности в данных? Как вычислить эти значения? Можно ли сделать какие-либо выводы из среднего значения? Какие?
  4. Какова вероятность события, которое вы прогнозируете? Каковы основания вашего прогноза? Какова точность вашего прогноза?
  5. Можно ли уточнить прогноз при помощи дополнительных данных? Можно ли сделать такое уточнение?

Изучение географии невозможно представить без работы с картой. При изучении только одной темы может потребоваться сопоставление, анализ нескольких карт. Для того, чтобы ученик научился правильно анализировать карту учитель предлагает план анализа географической карты:

А. Перечислите три главных на ваш взгляд элемента карты. Как вы считаете, для чего была создана эта карта?

В. По каким признакам вы сделали вывод о назначении карты?

Г. Как эта карта дополняет информацию о событии из учебника?

Д. Подтверждает ли информация на карте то, что вы читали раньше по поводу этого события, или опровергает? Объясните почему.

Е. Сформулируйте вопрос для автора карты, ответ на который нельзя найти в ней. [1]

Учащиеся, поэтапно отвечая на предложенные пункты плана, учатся без каких-либо затруднений давать качественную оценку географическим объектам и событиям.

В 2000 году Роберт Марцано, известный исследователь образования, предложил «Новую таксономию образовательных целей». Марцано выделяет четыре компонента для обработки данных. [3]

Таблица 2

Компонент

Процессы обработки данных

Получение знаний

— выборка

— использование

Понимание

— синтез

— представление

Анализ

— нахождение соответствий

— классификация

— анализ ошибок

— обобщение

— конкретизация

Использование знаний

— принятие решений

— решение проблем

— применение данных

— исследование

Несомненно, любая учебная деятельность, в итоге, должна приводить к оцениванию. При прохождении курса INTEL «Критическое мышление при работе с данными» я узнала, как поэтапно оценивать результаты анализа данных от 1 до 4 баллов. В Назарбаев интеллектуальной школе отметки не ставятся, для оценивания достижений учащихся есть критерии успеха, по которым оцениваются их знания. В соответствии с требованиями оценивания НИШ я интерпретировала предложенные курсами INTEL шкалу оценивания навыков при анализе данных в критерии успеха и использую на своих уроках, когда приходится работать с большим объемом качественной и количественной информации. [2стр.15]

Таблица 3

Навыки

Критерии успеха

Поиск соответствий

Выбирает данные для классификации и определяет их важные характеристики

Классификация

Использует логическое мышление для определения точности категорий и расположения данных в категориях

Анализ ошибок

Находит интересные или значимые модели и связи в данных и создает на их основе выводы, которые ясно и точно объясняют эти модели

Обобщение

Находит интересные или значимые модели и связи в данных и создает на их основе выводы, которые ясно и точно объясняют эти модели

Конкретизация

Определяет данные, которые требуется проанализировать, и проводит наиболее точные обобщения, которые необходимо применить

Работая много лет учителем географии, я конечно умею организовать работу учащихся с большим объемом информации и статистическими данными. Но наша профессия такова, что каждый раз требуются новые знания и методы для улучшения качества работы. Благодаря курсам INTEL «Критическое мышление при работе с данными» я смогла внести в свои уроки новые методы и приемы при работе с большим объемом качественной и количественной информации, что несомненно улучшило восприятие большого объема информации и повысило качество работы учащихся на уроке и во внеурочное время.

Литература:

  1. Материалы флеш-курсов INTEL «Критическое мышление при работе с данными»/Образовательная галактика intel
  2. Оценивание критериев успеха учащихся Назарбаев интеллектуальной школы/Центр педагогических измерений.-Астана,2015г.-56с.
  3. Элвин Тоффлер Шок будущего/-М.:ООО «Издательство АСТ»,2002.-557с.
  4. Marzano, R. J. Designing a new taxonomy of educational objectives. Thousand Oaks, CA: Corwin Press,2000

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов