Автор: Карпова Серафима Ивановна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (3) октябрь 2015 г.

Библиографическое описание:

Карпова С. И. Из опыта работы развития самооценки обучающихся на уроках химии // Школьная педагогика. — 2015. — №3. — С. 24-26.

 

В данной статье рассматривается один из приемов развития самооценки обучающихся на уроках. Автор приводит пример из своего опыта алгоритма составления системы оценивания к определенным заданиям по химии. В конце подчеркивается универсальность такой системы оценивания: возможность применения такого алгоритма ко всем предметам и к любым формам заданий.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, самооценка, критерии оценивания, мониторинг достижений.

 

Важнейшей задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. То есть, знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [1]. Поэтому самооценка своей работы на занятиях имеет немало важное значение в развитии личности школьника.

На своих занятиях я стараюсь создать условия для того, чтобы обучающиеся имели возможность оценить свои действия, сравнивать свои достижения, чтобы спланировать свою деятельность на будущее. Одной из форм создания условий для развития самооценки школьников является применение, как я называю, листов достижений. Это своего рода рабочие тетради, где имеются критерии оценивания.

Для составления листов достижений я просматривала работы Браверман Э. М. по физике «Учимся и учим универсальным умениям» [2].

Так, например, самооценка выполнения задания и овладения умением перевода предметной, схематической, знаковой информации в словесную по теме окислительно-восстановительные реакции.

Рассмотрим типовое задание ЕГЭ по химии 36 [3]; Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: KI + … = I2 + H2S + … + …. Укажите окислитель и восстановитель.

После самостоятельного выполнения задания обучающиеся сами проверяют свою работу по критериям оценивания. Им даются критерии, за правильный ответ они ставят себе баллы (правильные ответы можно отмечать и по другому).

Шаги выполнения операции

Балл за данный шаг

Балл самооценки (выставленный вами)

Расстановка степеней окисления всех элементов в левой и правой частях уравнения:

+ = + + +

1

 

Выписывание знаков элементов, у которых в процессе реакции изменилась степень окисления:

1

 

Расстановка коэффициентов в электронных уравнениях (при необходимости):

1

 

Определение окислителя и восстановителя:

| восстановитель

| окислитель

2

 

Определены число отданных и принятых электронов:

 — 2ê → | восстановитель

| окислитель

2

 

Найти дополнительные коэффициенты (уравнять число отданных и принятых электронов):

 — 2ê → | восстановитель

| окислитель

1

 

Расстановка полученных коэффициентов в уравнение химической реакции:

+ = + + +

2

 

Определение неизвестных веществ, участников ОВР:

+ = + + +

2

 

Критерии оценивания:

Сумма баллов составляет: от 0 до 3 — оценка «2», от 4 до 7 — оценка «3», от 8 до 10 — оценка «4», 11 -12 — оценка «5»

 

После проверки своей работы полученные баллы суммируются и по шкале выставляется оценка (на данном примере приведена пятибалльная шкала, можно оценивать и по другому, например в процентах или иных баллах). Как показывает практика, самостоятельное оценивание обучающимися своей работы вовлекает их к действию, у них появляется интерес к работе.

Данный алгоритм универсален тем, что его можно применить ко всем предметам и к любым формам заданий: лабораторным и практическим работам, тестам, рефератам и другим. Необходимо к каждой форме заданий подготовить критерии и шкалу оценивания.

В большинстве случаев, 60 % обучающихся в классах оценивают свою работу согласно критериям; примерно 30 % обучающихся могут ставить себе завышенную оценку; остальные — те, которые не разобрались с критериями или доверяют оценивание своим одноклассникам или учителю.

Оценивая свою работу обучающиеся фиксируют свои достижения, сравнивают и анализируют свои действия. Очень хорошо после таких мероприятий проводить обсуждение результатов занятия: обучающиеся обсуждают между собой свои результаты, содержание рассмотренной темы, иногда вместе с обучающимися составляются рекомендации к составлению заданий или критериев оценивания.

Систематическая организация данной работы удобна тем, что одновременно ведется мониторинг достижений обучающихся совместной деятельностью учителя и обучающихся.

 

Литература:

 

  1. Асмолова А. Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. — М.: Просвещение, 2014. — 152 с.
  2. Браверман Э. М. Учимся и учим универсальным умениям. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. — М.: АПКиППРО, 2013. — 134 с.
  3. Савинкина Е. В. ЕГЭ — 2015: Химия: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / Савинкина Е. В., Живейнова О. Г. — М.: АСТ: Астрель, 2014. — 319 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов