Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баранова, И. С. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности / И. С. Баранова, В. П. Владимирова, Л. В. Гильманова, В. С. Маланчева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2496/ (дата обращения: 02.05.2024).



На современном этапе развития общества, когда материальные ценности зачастую превалируют над духовными, нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится наиболее актуальным. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, ее ценностные установки. Для начала рассмотрим понятие патриотизма, это общественное чувство, в основу которого положено любовь к родине и готовность поступиться своими личными интересами во благо интересов отечества (М. М.Скибицкий). Патриотическое воспитание дошкольников предполагает формирование у них гордости достижениями своего отечества, желание сберечь её культурные особенности и стремление защищать интересы своего народа [4, С.528].

Патриотическое воспитание дошкольников есть одна из важнейших задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основании которого лежит формирование нравственных чувств, это систематичный и целенаправленный процесс, одна из основных задач дошкольного образования, при выполнении которой должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Система дошкольного образования претерпела множество изменений: с 1 сентября 2013 г. вошел в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в нем дошкольное образование является качественно новым уровнем общего образования, а с 1 января 2014 впрыснут в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Патриотическое воспитание, согласно стандарта, предполагает развитие начальных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля как всеобщем доме для людей, об особенностях ее природы, разнообразии стран и народов мира. Таким образом, с момента вступления стандарта возник подлинный этап реформирования дошкольного образования в России, который вводится по всем направлениям, в том числе и в направлении патриотического воспитания дошкольников [3, С.1155].

О важности патриотического воспитания дошкольников писали такие педагоги-исследователи как А. А. Анциферова, З. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, С. Г. Журат,

Г. А. Карбышева, С. А. Козлова, Р. Ш. Халикова [2, С.45]. Они отмечали важность воспитания любви к Отечеству и считали, что оно не может сводиться тлько к накоплению обусловленных социальных знаний [1, C.122].

Для развития нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста целесообразно использовать метод проектов, основной задачей которого является формирование свободной созидательной личности с помощью исследовательской деятельности детей. В работе с дошкольниками используют следующие виды проектной деятельности:

‒ в зависимости от тематики: творческие, информационные, игровые, исследовательские;

‒ в зависимости от состава участников: индивидуальные, групповые, фронтальные;

‒ в зависимости от сроков реализации: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Наиболее эффективными на наш взгляд являются долгосрочные, групповые виды проектов. Они позволяют сформировать у детей социально коммуникативные навыки, развить чувство товарищества и коллективизма, а также установить субъект — субъектные отношения, то есть доброжелательные и доверительные отношения между педагогами, детьми и родителями.

На базе старших групп МБДОУ № 34 «Золотая рыбка» и МБДОУ № 46 «Земляничка» города Набережные челны был разработан групповой, долгосрочный проект по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста «Юные патриоты».

Первый этап проекта — контрольный этап, целью его являлось провести диагностику уровня развития патриотических чувств у детей. Она показала следующие данные: количество детей с высоким уровнем развития патриотических чувств — 8 %, со средним уровнем — 32 %, с высоким — 60 %.

Второй этап проекта — подготовительный (теоретический), целью его являлось проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Набережные челны — прошлый век и нынешний век», «Моя Родина — Татарстан», «Россия».

Третий этап — практический, его целью являлось оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Татарстана», «За что я люблю Набережные челны»; словотворчество с родителями «Сочини сказку о городе, республике»; оформление дидактической игры «Узнай, где я?», «Набережные челны — город будущего»; выставка «Символика России» (совместно с родителями); экскурсии и фотоэкскурсии по городу, а также разучивание стихов песен о России.

Четвертый этап — завершающий, целью которого являлось оформление уголка природы и изготовление карты-макета рек и озер Татарстана.

Пятый этап — этап повторной диагностики, ее целью было определить уровень развития патриотических чувств у детей после освоения проекта. Она показала: количество детей с высоким уровнем развития патриотических чувств — 64 %, со средним уровнем — 36 %, с низким– 0 %.

Этот проект позволяет познакомить дошкольников с природой родного края, учит детей ориентироваться в городе, развивает творческие и интеллектуальные способности, а также воспитывает в детях чувство любви и уважения к Родине.

Литература:

  1. Виноградова, Н. Ф. Наша Родина / Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. — М.: Академия, 2004–65с.
  2. Козлова, С. А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / С. А. Козлова. — СПб Библиотека, 2000–45с.
  3. Конституция Российской Федерации Закон «Об Образовании».
  4. Скибицкий, М. М. «Большая советская энциклопедия» / М. М. Скибицкий, — М.: Академия, 1987–528с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, дошкольный возраст, патриотическое воспитание дошкольников, ребенок, высокий уровень развития, Россия, чувство, этап проекта.

Похожие статьи

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, патриотическое воспитание, задачи, критерии, показатели, мониторинг, результаты, диагностик. Постановка проблемы.Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном...

Ключевые слова: дошкольный возраст, патриотизм, патриотическое воспитание, воспитатель, трудности, воспитание. Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

Задачей дошкольного образования является правильное формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Особенности патриотического воспитания в детских...

патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников, дошкольное образование, ознакомление

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание — актуальная проблема педагогического образования третьего...

Актуальность нравственно-патриотического и социального...

дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Нравственно-патриотическое воспитание — важное звено системы воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

Основы патриотического воспитания дошкольников

дошкольный возраст, родной город, ребенок, детский сад, родная страна, патриотическое воспитание, государственный символ России, патриотическое воспитание детей, чувство любви, дошкольник.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последнее время наблюдается постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания.

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное образование.

Похожие статьи

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, патриотическое воспитание, задачи, критерии, показатели, мониторинг, результаты, диагностик. Постановка проблемы.Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном...

Ключевые слова: дошкольный возраст, патриотизм, патриотическое воспитание, воспитатель, трудности, воспитание. Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

Задачей дошкольного образования является правильное формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Особенности патриотического воспитания в детских...

патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников, дошкольное образование, ознакомление

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание — актуальная проблема педагогического образования третьего...

Актуальность нравственно-патриотического и социального...

дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Нравственно-патриотическое воспитание — важное звено системы воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

Основы патриотического воспитания дошкольников

дошкольный возраст, родной город, ребенок, детский сад, родная страна, патриотическое воспитание, государственный символ России, патриотическое воспитание детей, чувство любви, дошкольник.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последнее время наблюдается постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания.

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное образование.

Задать вопрос