Библиографическое описание:

Румянцева М. В., Болдырева Н. Г., Малышева Н. В. Основы патриотического воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 402-403. — URL https://moluch.ru/archive/183/46983/ (дата обращения: 23.02.2018).



Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А. Н. Толстой

Одна из задач нравственного воспитания — это воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, которое включает в себя воспитание любви к родной стране, близким людям, к детскому саду, к родному городу. Очень трудоемкой является работа по воспитанию у ребенка любви к родному городу и родной стране. Педагогу необходимо как можно раньше пробудить в дошкольнике любовь к родной земле. С первых шагов формировать черты характера, которые помогут ему стать достойным человеком в гражданском обществе. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог?

Нельзя забывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране он выражает проявлением восхищения и восторга. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. Именно поэтому, педагогу необходимо стараться вызвать на занятии эти эмоции.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. Л. С. Макаренко. В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воспитания.

Патриотическое воспитание детей включает в себя 5 разделов:

Я и моя семья. Мир ребенка начинается с самого близкого его окружения — его семьи. В данном разделе дошкольники получают знания о своих родных, тем самым, у них воспитывается гуманное отношение к близким. Так же они уточняют представления о занятиях своих родителей, семейных историях, традициях.

Детский сад. Используя игры, экскурсии, прогулки, занятия дошкольников учат ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. Далее дети учатся свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, знакомятся с телефонными номерами экстренной помощи. Так же дошкольники учатся быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях.

Родная природа. Любовь к природе одно из проявлений патриотизма. Очень важно научить ребенка эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе эмоционально, бережно, с любовью. Педагогу важно не забывать поощрять желание детей ближе узнавать о природе родного края.

Родной город. Родная страна. Дети получают краеведческие знания и сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, предприятиях, знаменитых земляках.

Из этого раздела дети получают географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). Так же старшие дошкольники знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Расширяются представление о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним. Неотъемлемой частью является знакомство детей со столицей нашего государства, другими городами страны, знаменитыми россиянами. Параллельно идет представление о том, что Россия — многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Тем самым формируется чувство любви, уважения и гордости к своей стране.

Родная культура. Немаловажно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. При помощи занятий этого раздела педагог знакомит детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Устраивая экскурсии в мини-музеи, где детям представляются предметы русского быта, формируется общее понятие о народной культуре, ее богатстве и красоте. Материалы экспозиций музея, систематизированные и преподносятся детям в доступной форме, тем самым, дают дошкольникам реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества.

Добиться успеха в патриотическом воспитании можно только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут действительно доступны детям дошкольного возраста, так, чтобы они смогли вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Воспитывая будущее поколение, нужно помнить, что обществу нужен правильный, полный сил и энергии созидатель нашего государства. От того как будут решаться задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. — М.:УЦ «Перспектива», 2008. — 248 с.
  2. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание к детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.
  3. Петрова В,И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-изд., испр. и доп. — М.: Мозаика- Синтез, 2008. — 880 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, патриотического воспитания, Патриотическое воспитание, родному городу, родной стране, Патриотическое воспитание детей, патриотического воспитания детей, патриотические чувства, Патриотическое воспитание дошкольников, чувство любви, воспитание патриотических чувств, Проблема патриотического воспитания, детям дошкольного возраста, детском саду, задачи патриотического воспитания, детей чувство восторга, задач нравственного воспитания, воспитания гражданско-патриотических чувств, детям чувство любви.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос