Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет с трудностями формирования познавательных процессов через расширение представлений об окружающем мире | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 11.12.2016

Статья просмотрена: 1024 раза

Библиографическое описание:

Борода, Т. В. Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет с трудностями формирования познавательных процессов через расширение представлений об окружающем мире / Т. В. Борода. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1722/ (дата обращения: 26.04.2024).



Высшие психические функции (ВПФ) — это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Соответственно, развитие интеллекта ребенка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут все вышеперечисленные процессы — восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Если упустить этот момент, то в дальнейшем процесс обучения будет проходить с большими трудностями.

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем не подготовленными. Это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных неспециалистам рекомендаций по данному вопросу.

Под подготовкой ребенка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. Сама же эта подготовка обычно начинается лишь по достижении ребенком 5–6-летнего возраста, то есть почти на пороге школы. Мне хотелось бы рассмотреть вопрос о готовности ребенка к школе с точки зрения дефектолога, которому постоянно приходится заниматься далеко не простым делом выравнивания «огрехов» такой подготовки.

Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не выделяются (или мало выделяются) среди своих сверстников и поэтому не вызывают особой тревоги у родителей. Однако с началом школьного обучения часто обнаруживается полная несостоятельность этих детей. Они с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

Для таких детей совершенно необходима разносторонняя, систематическая и своевременно начатая подготовка к школе. Поэтому очень важно выявить их еще в дошкольном возрасте и как можно раньше начать с ними целенаправленную работу. [1, с. 1–2]

Проблема развития когнитивных способностей не нова, она ведет свое происхождение от работ Ф. Гальтона, который, как раз, считал, что способности развить нельзя, тем не менее, такой ответ не устраивал научную общественность и многие энтузиасты, и целые коллективы занимались поиском способов развития когнитивных способностей у детей.

В нашей стране проблемой развития когнитивных способностей занимались В. Н. Дружинин, Р. М. Грановская, Т. Н. Березина и другие авторы.

Проблемой формирования когнитивных способностей у детей с ЗПР занимались К. С. Лебединская, И. И. Мамайчук, И. Ю. Кулагина, Т. В. Егорова. М. С. Певзнер, Т. А. Власова, В. Б. Никишина, Н. Б. Бабкина и другие исследователи. [5, с. 1]

В статье рассматриваются основные направления работы и структура программы, направленной на развитие мыслительных операций и произвольной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через расширение представлений об окружающем мире. Представляемая программа также содействует расширению и систематизации знаний и практических навыков детей, а также обеспечивает соответствие работы комплексно-игровому методу, используемому во всех коррекционных учреждениях.

Представленная в программе тематика в совокупности с методами работы способствует формированию целостного восприятия окружающего мира во всех его взаимосвязях; а предложенная подборка игр и упражнений способствует развитию высших психических функций у дошкольников

Программа была разработана на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» (Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С.), а также программно-методического пособия «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития» (Неретина Т. Г., образовательная система «Школа 2100», «детский сад — 2100»).

Программа занятий построена на основе следующих принципов:

1) системности и планомерности.

Развитие ребёнка — процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. Занятия проводятся систематично. Материал располагается последовательно, от простого к более сложному.

2) принцип учета возрастных особенностей.

С учетом психолого-физиологических особенностей детей осуществляется подбор заданий, методов и приемов обучения, обеспечивает формирование у каждого ребенка активной и творческой индивидуальности.

3) принцип доступности.

Материал преподносится в доступной для понимания форме, что облегчает работу с детьми, делает ее для них понятной.

4) принцип креативности.

Творческий подход педагога к проведению занятий и творческое применение детьми знаний и умений.

5) игровой принцип.

Для детей дошкольного и младшего возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому занятия носят игровой характер. Обучение ведется через логические игры и игровые ситуации.

6) принцип проблемности.

Создание проблемной ситуации на занятии позволяет детям самостоятельно найти решение (выбор стратегии поведения в ситуации; вариативность решения проблемы и т. д.).

7) принцип развития ребёнка в деятельности, так как деятельность самого ребёнка — основной фактор его развития.

8) принцип целостного и гармоничного формирования личности в процессе обучения и воспитания.

Ребенок развивается как личность в соответствии с его физическими особенностями и имеющимися задатками.

9) принцип индивидуальности и дифференцированности.

Знание и учет индивидуально-психологических особенностей обучаемых, постановка задач конкретным воспитанникам в соответствии с их личностными характеристиками, корректирование методики воспитания и обучения.

10) принцип единства развивающей и диагностирующей функции

Тестирование, диагностические задания, позволяющие проанализировать степень овладения детьми знаниями, умениями, оценить их уровень развития. [3, с. 5]

Также предполагается обязательное включение в работу семьи ребенка — проведение бесед о необходимости развития детей; непосредственное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе; закрепление пройденного материала дома во время выходных дней, каникул.

Занятия по программе носят преимущественно комплексный, пересекающийся с различными областями знаний характер. Соотношение времени, отводимого на ознакомление детей с содержанием занятий, определяется специалистом с учетом его деятельности.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся в индивидуальной форме, но могут проводиться и с группой детей. Длительность занятия — 30 минут. Программа рассчитана на год и предполагает проведение 36/72 занятий, которые могут проводиться 1 или 2 раза в неделю в зависимости от особенностей детей и запроса родителей. Использование приобретенных умений закрепляется в новых более сложных заданиях, развивается в деятельности дома. Задания в программе распределены по темам. На освоение материала одной темы отводится не менее 2 занятий. На каждом занятии подбираются упражнения разных направлений (например, упражнения на развитие мышления, зрительно-моторной координации и пространственных представлений).

Порядок изучения тем не является принципиальным, но необходимо придерживаться актуальности предъявленной темы в конкретный временной отрезок (например, тема «Новый год» не должна изучаться весной).

Принципы построения занятий:

− создание психологически благоприятной атмосферы;

− соответствие индивидуальным особенностям обучающихся;

− адекватность требований и нагрузок;

− доброжелательность;

− безоценочность, оценка косвенная, которая характеризует только положительный результат;

− заинтересованность и активность самого ребёнка;

− содружество взрослого и ребёнка.

Задания следуют друг за другом в определенном порядке. Все задания озвучивает педагог, не торопясь, четко проговаривая слова. Если ребенок не может справиться с каким-либо заданием или ответить на вопрос, учитель-дефектолог обязательно ему помогает, объясняет, показывает.

Раздел «Отвечай-ка» направлен на формирование умения ребенка быстро отвечать на вопросы, на развитие уровня общих знаний и расширение кругозора.

Раздел «Выполняй-ка» нацелен на развитие внимания, восприятия, памяти, логики, абстрактного мышления, пространственно-временных представлений, зрительно-моторной координации и лексического запаса детей.

В разделе «Нарисуй-ка» проводится работа по развитию мелкой моторики, а также работа, направленная на умение воспринимать материал на слух и графически отражать услышанное.

После окончания каждого занятия педагог в обязательном порядке выдает детям домашнее задание, в котором отрабатываются приобретенные им знания, умения и навыки.

Для занятий детям необходимо иметь цветные карандаши, простой карандаш и шариковая ручка.

Занятия строятся с учетом общих закономерностей психического развития детей и современных принципов коррекционно-развивающей работы. На занятиях соблюдается охранительный режим:

− проведение физминуток;

− соответствие мебели возрасту детей;

− соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

− соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

− соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Структура занятий включает:

− организацию начала занятия (раздел «Отвечай-ка») — 4 мин.;

− основную часть (раздел «Выполняй-ка», «Нарисуй-ка» + динамическая пауза) –24 мин.;

− итог занятия — 2 мин.

Ниже даются названия тем, а также примерных игр и упражнений, по которым ведется работа с детьми.

Времена года («Разложи картинки». «Сравни картинки». «Выложи ряд» (времена года, символы и картинки). «Найди ошибки в тексте». «Подбери картинку, символ к…». «Нелепицы». «Выложи картинки по памяти».«Покажи символ» (время года). «Составь рассказ»).

Овощи/Фрукты (Разложи плоды по группам (по цвету, форме, величине) и подбери символы к плодам (работа с символикой)». «Сад-огород». «Четвертый лишний». «Перепутанные картинки». «Разрезные картинки». «Нелепица». «Угадай на вкус». «Что не бывает...?» (игры с отрицанием какого-либо свойства плода, например: какой овощ не бывает красным?). «Чего не стало». «Что изменилось». «Запомни слова в тексте». «Дорисуй»).

Деревья и кустарники («Четвертый лишний». «Сравни куст, дерево». «Подбери пару» (с какого дерева лист, плод). «Продолжи ряд» (цветовая и видовая закономерность), «Раскрась листочки». «Перепутанные картинки». «Нарисуй по точкам».«Разложи листья» (пространственная ориентировка). «Какого листочка не стало?». «Запомни и повтори цепочку» (слова, картинки). «Обведи силуэты»).

Человек. Части тела. («Сравни лица» (разные лица). «Дорисуй то, чего нет». «Будь внимателен, покажи…» (выполнение речевых инструкций). «Зеркало» (повтори). Тренировка произвольного внимания: «Путаница» (выполнение заданий с провокацией). «Что для чего?» (опыты с расческой, мылом, полотенцем). «Чего один, чего два?». Упражнения на пространственную ориентировку (право — лево, верх — низ, вперед — назад). «Добавь слово» (моргать..., ушами...).

Одежда («Перепутанные картинки» (наложенное изображение). «Разрезные картинки». «Чего не хватает на одежде?». «Четвертый лишний», «Часть — целое» (каблук — часть ботинка, а рукав -...). «Узнай количество людей по одежде». «Сравни». «Найди пару» (найди то, что носят парой). «Чего не стало?». «Запомни ряд». «Что изменилось?». «Оденем Олю на прогулку» (по сезону). «Из чего сшито?». «Что шьют из...?». «Запомни в тексте названия предметов одежды»).

Обувь («Четвертый лишний». «Что без чего?». «Сложи картинку». «Часть — целое» (каблук — часть...). «Найди пару». «Найди такой же». «Сравни». «Дорисуй (закончи) рисунок». «Соедини точки». «Будь внимателен». «Продолжи ряд». «Запомни ряд слов (картинок)»).

Дикие животные («Четвертый лишний». «Кто спрятался?». «Кого не стало?». «Узнай животное по части».Какого животного в ряду не хватает?» (найти закономерность). «Сравни животных». «Цепочка слов» (запомнить названия животных в определенной последовательности). «Кто где находится?» (ориентировка в пространстве). «Дорисуй животное». «Чего не хватает?» (назови, дорисуй). «Кто у кого?» «Кто кем был?» «Чья еда?» «Кому что нужно?» «Кто где живет?» «Узнай по описанию». «Запомни ряд», «Узнай по следам»).

Домашние животные («Разрезные картинки». «Кого нет?». «Назови одним словом». «Узнай по части». «Сколько животных за забором?» (по количеству ног). «Кто с кем?». «Кто у кого?». «Кто кем был?». «Сравни». «Запомни ряд». «Убавилось — прибавилось» (что изменилось?). «Нарисуй по точкам». «Кто как кричит?» (чей голос?). «Кто где?». «Накорми животное».).

Новый год («Что сначала, что потом? (сюжет «Новый год»)». «Что изменилось?». «Сравни картинки». «Собери картинку (предметно-сюжетный вариант)». «Перепутанные картинки». «Запомни слова». «Нарисуй, что запомнил» (или по тексту). «Сравни снеговиков». «Подбери пару» (клюшка шайба, лыжи — палки). «Нелепицы». «Что сначала, что потом?»).

Птицы («Сложи картинку (осколочную)». «Узнай по части целое». «Кого не стало?». «Четвертый лишний». «Сравни птиц». «Кто где?». «Дорисуй птицу». «Докажи, что это птица (работа с символикой)». «Кого здесь быть не может?».«Сколько птиц на картинке» (наложенное изображение).«Узнай по тени».Логическая цепочка: место проживания, детеныши, питание (наглядный вариант).

Семья («Составь свою семью» (по схеме). «Кем был мальчик, кем была девочка?». «Сравни картинки» (две семьи). «Что сначала, что потом?». «Нарисуй свою семью». «Кто моложе, кто старше?». «Раздели по группам» (группировка по возрасту и половому признаку, родители — дети). «Что не так». «У кого воздушный змей». «Дорисуй по образцу»).

Мебель («Четвертый лишний». «Расставь мебель в комнате». «Что без чего?». «Сравни». «Перепутанные картинки».«Узнай по части». «Продолжи ряд» (найти недостающий предмет). «Часть — целое» (вербальный вариант: дверь — часть комнаты, дверца — часть шкафа). «Запомни ряд» (слуховой, зрительный варианты). «Дорисуй картинку». «Подбери по форме» (соотнесение мебели с формой). «Хитрые вопросы». «Что общего и чем отличаются»).

Посуда («Сложи картинку». «Четвертый лишний». «Разложи по группам». «Добавь слово» (варят в..., жарят на...). «Убавилось, прибавилось». «Что без чего?». «Нарисуй по точкам». «Подбери пару». «Чего не хватает?». «Сравни предметы». «Продолжи ряд». «Найди недостающий предмет». «Обведи по контуру» (наложенные изображения). «Что лишнее» («теневой вариант»). «Повтори рисунок по клеточкам»).

Город («Узнай место в городе по фотографии». «Выложи из палочек городской дом». «Незнакомый город» (по символам назвать, какие учреждения есть в городе). «Сравни дома». «Что изменилось?». «Что где находится?» (пространственная ориентировка). «Повтори рисунок по точкам». «Что общего и чем отличаются». «Объясни словечко». «Закончи предложение»).

Профессии («От каких профессий произошли фамилии?». «Сравни» (художник и маляр, столяр и плотник, медсестра и врач, швея и сапожник). «Подбери пару» (орудия труда — профессия). «Нелепицы». «Что лишнее?» (маляр, кисть, молоток, краска). «Спутанные картинки». «Узнай по тени». «Собери цепочку» (символы: орудия труда, спецодежда, механизмы, действия). «Кому что нужно?» «Чем отличается?» (домик из конструктора и настоящий и т. п.).

Транспорт («Собери картинку». «Назови только транспорт» (по картинке). «Что без чего?» (чего не хватает?). «Сравни». «Разложи по группам». «Найди такой же». «Запомни в тексте». «Четвертый лишний». «Узнай по детали». «Дорисуй картинку». «Кто чем управляет?» (вербально). «Узнай по силуэту». «Кто быстрее едет?». «Что хорошо, что плохо?» (правила поведения в транспорте).

Насекомые («Сложи картинку». «Кто без чего?». «Узнай по части». «Разложи по группам» (вредные — полезные, летающие — ползающие). «Четвертый лишний». «Сравни насекомых». «Запомни в тексте». «Запомни ряд» (развитие зрительной и слуховой памяти). «Подбери пару к слову» (мед — пчела, цветок — бабочка) — развитие смысловой памяти.)

На всех занятиях осуществляется индивидуальный или групповой текущий контроль по принципу обратной связи методом наблюдения.

К концу курса занятий с помощью системного подхода при выполнении заданий у детей не только разовьются память, внимание, восприятие, логическое, творческое и пространственное мышление, воображение, находчивость и сообразительность, но и сформируется правильная речь, усовершенствуются графические навыки. Кроме того, будет обеспечен необходимый базовый уровень знаний, умений и навыков, которые помогут ему в дальнейшем хорошо и легко учиться в школе.

Литература:

  1. Парамонова Л. Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. — СПб.: КАРО, Дельта, 2005. — 384 с.: ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»).
  2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. — М.: Генезис, 2008. — 474 с.
  3. Солнечные ступеньки. Парциальная образовательная программа для детей 3–7(8) лет. Образовательная область: познавательное развитие. / Авторы-составители: Н. Г. Богданова, Е. С. Ефремова, Т. И. Шатунова. Рецензент: Е. В. Арасланова, к. псих. н. Интернет-ресурс.
  4. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 1996. — 137 с.
  5. Фасхутдинова Ю. Ф. К вопросу о развитии когнитивных способностей у детей с ЗПР. / Журнал «Психолог», № 5 2013 г. Интернет-ресурс. Режим доступа. http://e-notabene.ru/psp/article_9135.html
Основные термины (генерируются автоматически): картинка, ребенок, занятие, ряд, животное, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка, развитие, слово, часть.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Эти упражнения помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги.

Развитие пространственного ориентирования и зрительного...

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного

Развитие сенсорных и моторных функций, физических качеств (скорости, гибкости, выносливости, координации движения).

Геометрические игры-головоломки как средство развития...

Ключевые слова: геометрические игры, головоломки, конструирование, пространственные функции, зрительно-пространственный гнозис, зрительно-моторная координация, ориентация в пространстве, пространственное восприятие...

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте...

...моторных навыков у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, широкий спектр решаемых задач (помимо основной задачи развиваются цветовосприятие, пространственная ориентировка, зрительнодвигательная координация...

Методические рекомендации по формированию математических...

картинка, ребенок, занятие, ряд, слово, развитие, животное, пространственная ориентировка, зрительно-моторная.

Развитие оптико-пространственных представлений...

Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Недостаточная сформированность пространственных представлений и графо-моторных навыков выражается в ряде типичных ошибок, по-разному проявляющихся в...

Формирование пространственных представлений у детей...

При конструировании для развития пространственных ориентировок широко используются игры с использованием развивающего дидактического материала

Образец выкладывается педагогом, ребенок конструирует свою фигуру рядом.

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

3 этап — развитие зрительно-моторной координации.

Такие тренажеры удобны для умения согласовывать двигательный акт с величиной, формой, пространственной ориентировкой изображения.

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с

Они направлены на развитие всех его познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Эти упражнения помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги.

Развитие пространственного ориентирования и зрительного...

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного

Развитие сенсорных и моторных функций, физических качеств (скорости, гибкости, выносливости, координации движения).

Геометрические игры-головоломки как средство развития...

Ключевые слова: геометрические игры, головоломки, конструирование, пространственные функции, зрительно-пространственный гнозис, зрительно-моторная координация, ориентация в пространстве, пространственное восприятие...

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте...

...моторных навыков у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, широкий спектр решаемых задач (помимо основной задачи развиваются цветовосприятие, пространственная ориентировка, зрительнодвигательная координация...

Методические рекомендации по формированию математических...

картинка, ребенок, занятие, ряд, слово, развитие, животное, пространственная ориентировка, зрительно-моторная.

Развитие оптико-пространственных представлений...

Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Недостаточная сформированность пространственных представлений и графо-моторных навыков выражается в ряде типичных ошибок, по-разному проявляющихся в...

Формирование пространственных представлений у детей...

При конструировании для развития пространственных ориентировок широко используются игры с использованием развивающего дидактического материала

Образец выкладывается педагогом, ребенок конструирует свою фигуру рядом.

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

3 этап — развитие зрительно-моторной координации.

Такие тренажеры удобны для умения согласовывать двигательный акт с величиной, формой, пространственной ориентировкой изображения.

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с

Они направлены на развитие всех его познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие...

Задать вопрос