Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 2176 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская О. В. Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 61-63. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/34/1049/ (дата обращения: 19.07.2018).



Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций удетей снарушением речевого развития

Бурачевская Ольга Владимировна, заведующий отделением

Многопрофильное гуманитарное учреждение «Центр инновационного обучения и развития «Логос» (г. Минск, Беларусь)

В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся примеры использования игр-головоломок в коррекционной работе по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений.

Ключевые слова: геометрические игры, головоломки, конструирование, пространственные функции, зрительно-пространственный гнозис, зрительно-моторная координация, ориентация в пространстве, пространственное восприятие, пространственные представления, нарушения речи, нарушение речевого развития

Конструируя из различного материала, дети дошкольного возраста включают в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь позволяет добиваться положительных результатов в развитии пространственных функций. Эти задания всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, развивают творческие и речевые способности детей. В свою очередь, головоломки имеют тысячелетнюю историю, т. к. склонность к геометрическим загадкам свойственна людям разных эпох и национальностей. Поэтому отдельное место в развитии пространственных функций занимают геометрические игры-головоломки «Танграм», «Магический квадрат», «Магический круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Игра Пифагора», «Колумбово яйцо», «Стомахион» («Игра Архимеда»), «Сфинкс», «Пентамино» («Пять квадратов»), «Гексатрион», «Абрис», «Чудесный круг», «Листик», «Т-образная головоломка». Все эти игры представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата (Рис.1), прямоугольника (Рис.4), круга или овала (Рис.2), иных форм (Рис.3) для составления плоскостных изображений предметов, людей, животных, птиц, рыб, разных видов транспорта и др.

Рис. 1 Игры-головоломки «Танграм», «Игра Пифагора», «Магический квадрат», «Монгольская игра»

Успешность освоения игр-головоломок в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Конструируя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разделения и составлять их из частей. Такие игры стимулируют образное, пространственное мышление, развивают память и воображение, способствуют совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз — рука» (зрительно-моторная интеграция) и «ухо — глаз — рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).

Рис. 2. Игры-головоломки «Магический круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Чудесный круг»

Суть головоломок не просто в собирании первоначальной фигуры, а в конструировании фигур по предложенным схемам и силуэтам, а также придумывании собственных фигур. Однако важно придерживаться определенных правил. Для классического конструирования силуэтов из игр-головоломок, важное значение имеет включение всех элементов в фигуру. Располагать элементы необходимо так, чтобы они примыкали друг к другу, а не накладывались друг на друга. Поэтому чем больше деталей имеет головоломка, тем труднее их правильно разместить.

На первом этапе освоения каждой игры-головоломки проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу.

Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры — составлению фигур по расчлененным образцам. Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении. Содержание работы на втором этапе развертывания игр — это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей. Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде схемы такой же по размеру фигуры, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях конструирование, а затем анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.

Рис. 3. Игры-головоломки «Листик», «Т-образная», «Абрис», «Гексатрион»

Третий этап освоения игры — это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных силуэтов. При условии обучения данный тип заданий доступен детям 6–7 лет. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.

Сначала игра-головоломка может быть частью занятия в течение 5–7 минут. После этого можно вводить элемент соревнования и предоставлять головоломки для самостоятельной деятельности детей. Это позволяет проводить математические досуги, викторины, где дети играют до 20–40 минут.

Рис. 4. Игры-головоломки «Сфинкс», «Стомахион» («Игра Архимеда»), «Пентамино»

С детьми с тяжелыми нарушениями речи работа с играми-головоломками ведется по лексическим темам, в рамках которых уточняются и закрепляются представления детей об окружающем мире. К играм-головоломкам по каждой лексической теме разработаны схемы для конструирования разных уровней сложности (Рис.5).

Рис. 5. Схемы для конструиронания I, II, III уровней сложности (на базе головоломки «Танграм»)

Играя с головоломками, конструируя из данного материала, дети закрепляют разнообразный речевой материал, а также автоматизируют поставленные звуки. При составлении рассказов по результатам конструирования, у детей заметно расширяется качественный словарь: формируются умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; употреблять прилагательные сравнительной и превосходной степени (один предмет широкий, другой шире, третий самый широкий). Дети составляют простые и сложные предложения, рассказы о своих действиях при выкладывании той или иной картинки. Следующий этап по усложнению игр-головоломок — подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Речевой материал к схемам для игр-головоломок подбирался так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку и отдых.

Литература:

  1. Акентьев В. В. Веселые тайны / В. В. Акентьеа. — М.: Детская литература, 1964.
  2. Бурачевская О. В. Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и воспитание. — 2016. — № 1. — С. 22–25.
  3. Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2. — С. 55–57.
  4. Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры-головоломки / сост. М. В. Драко. — Минск: Попурри, 2009.
  5. Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: Игры-головоломки / сост. М. В. Драко. — Минск: Попурри, 2009.
  6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. — М.: Просвещение, 1985.
  7. Стомахион. Игра Пифагора. Пентамино: Игры-головоломки / сост. М. В. Драко. — Минск: Попурри, 2009.
  8. Сфинкс. Магический квадрат. Гексатрион: Игры-головоломки / сост. М. В. Драко. — Минск: Попурри, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, составление фигур, Игра, дошкольный возраст, пространственное восприятие, речевое развитие, речевой материал, нарушение речи, III, уровень сложности.

Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

ребенок, составление фигур, Игра, дошкольный возраст, пространственное восприятие, речевое развитие, речевой материал, нарушение речи, III, уровень сложности.

Освоение пространственных представлений детьми с общим...

Пространственное представление наиболее сложно для определения уровня развития речи и осуществления коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями и имеет свои особенности.

К вопросу формирования пространственных представлений...

К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Затруднено понимание пространственных, пространственно-временных и квазипространственных речевых конструкций.

Особенности восприятия пространства старшими...

пространственное восприятие, ребенок, представление, развитие, дошкольник, старший дошкольный возраст, психолого-педагогическая коррекция, развитие восприятия пространства, дошкольный возраст...

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Бобык С. С. Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми

70 % детей имеют выраженные трудности в тактильном восприятии (были выявлены нарушение лицевого гнозиса и орального стереогноза).

Формирование пространственных представлений...

Рассматриваются особенности формирования пространственных функций у детей с речевыми нарушениями. Затрагиваются вопросы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Содержание коррекционно-логопедической работы по...

Нарушения речевой функции — это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и

Все дети имеют логопедическое заключение «общее недоразвитие речи III уровня».

3. Развитие грамматической стороны речи, связных высказываний. III.

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию...

пространственное восприятие, ребенок, представление, развитие, дошкольник, старший дошкольный возраст, психолого-педагогическая коррекция, развитие восприятия пространства, дошкольный возраст...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Объект исследования — нарушения речевого развития. Предмет исследования — психологические особенности нарушения речи детей старшего дошкольного возраста (ОНР, дизартрия).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

ребенок, составление фигур, Игра, дошкольный возраст, пространственное восприятие, речевое развитие, речевой материал, нарушение речи, III, уровень сложности.

Освоение пространственных представлений детьми с общим...

Пространственное представление наиболее сложно для определения уровня развития речи и осуществления коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями и имеет свои особенности.

К вопросу формирования пространственных представлений...

К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Затруднено понимание пространственных, пространственно-временных и квазипространственных речевых конструкций.

Особенности восприятия пространства старшими...

пространственное восприятие, ребенок, представление, развитие, дошкольник, старший дошкольный возраст, психолого-педагогическая коррекция, развитие восприятия пространства, дошкольный возраст...

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Бобык С. С. Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми

70 % детей имеют выраженные трудности в тактильном восприятии (были выявлены нарушение лицевого гнозиса и орального стереогноза).

Формирование пространственных представлений...

Рассматриваются особенности формирования пространственных функций у детей с речевыми нарушениями. Затрагиваются вопросы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Содержание коррекционно-логопедической работы по...

Нарушения речевой функции — это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и

Все дети имеют логопедическое заключение «общее недоразвитие речи III уровня».

3. Развитие грамматической стороны речи, связных высказываний. III.

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию...

пространственное восприятие, ребенок, представление, развитие, дошкольник, старший дошкольный возраст, психолого-педагогическая коррекция, развитие восприятия пространства, дошкольный возраст...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Объект исследования — нарушения речевого развития. Предмет исследования — психологические особенности нарушения речи детей старшего дошкольного возраста (ОНР, дизартрия).

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос