Библиографическое описание:

Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 128-131.



В настоящей работе предпринята попытка описать опыт организации мероприятий, направленных на воспитание основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа». Для этого проанализировано содержательное наполнение таких понятий, как «образовательная организация», «здоровый образ жизни». На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования сделан вывод о том, что организация работы будет эффективной при условии интеграции взаимодействия педагогов (воспитателей и учителей) и приобщения к деятельности в данном направлении родителей.

Ключевые слова: образовательный комплекс, здоровый образ жизни, преемственность, единый педагогический коллектив

Целью настоящей работы является осмысление организационно-педагогических условий воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа». Задачи:

 проанализировать понятие «образовательный комплекс «Детский сад — школа», осветить историю появления данного типа образовательных организаций в России;

 обозначить организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа»;

 описать практику организации педагогической работы, направленной на воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа».

Новизна настоящей работы заключается в систематизации научных представлений об образовательных комплексах «Детский сад — школа».

Значение исследуемых научных фактов втеории. Теоретические положения настоящей работы могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским и практическим занятиям по педагогике.

Значение исследуемых понятий для практики. Представленная система мероприятий (календарное планирование работы с педагогами, детьми и родителями) по воспитанию основ здорового образа жизни может быть тиражирована с учетом особенностей региона.

Вводная часть. Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективным интересом теоретиков (ученых и исследователей) и практиков (методистов, воспитателей, учителей) к проблеме воспитания основ здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обзор публикаций в реферируемых журналах и периодической печати свидетельствует о том, что формирование обозначенной компетенции наиболее приемлемо осуществлять при условии интеграции звеньев «дошкольная организация» — «общеобразовательная организация». В этом случае соблюдается преемственность между этапами образования. Таким типом организация может стать образовательный комплекс «Детский сад — школа».

1. Образовательный комплекс «Детский сад — школа»: понятие, история появления в России

Направленный анализ литературы по теме настоящей работы позволил прийти к мысли о том, что история образовательных комплексов «Детский сад — школа» в нашей относится к последней трети прошлого века. Еще в 70-е годы отечественный психолог Д. Б. Эльконин высказал мысль о существовании взаимосвязи между двумя этапами детства — дошкольного и младшего школьного возраста. На этом основании он предложил детей в возрасте от 3-х до 10 лет воспитывать в некоем культурно-образовательном пространстве, функцию которого может выполнять Детский центр.

В такой образовательной организации найдется место и разным группам дошкольников, и младших школьников. Кроме того, Д. Б. Эльконин выдвинул идею о мобильном пространстве: в Детском центре не должно быть фундаментальных перегородок. Вместо них психолог предложил использовать прозрачные каркасы, которые при необходимости открываются и легко передвигаются. Пробный проект Детского центра был разработан на рубеже 70-х годов — в начале 80-х. В этом принимал участие автор идеи и его последователь, отечественный педагог и психолог В. В. Давыдов.

И хотя нововведение понравилось в определенных кругах, дальше оно не развивалось. В последнее десятилетие прошлого века идея объединения детских садов и начальных классов нашла отражение в нескольких образовательных программах в виде осмысления преемственности, что можно наблюдать в таких программах, как «Преемственность», «Золотой ключик», «Из детства — в отрочество», «Сообщество». Полноценная организация образовательных комплексов осуществлена уже в новом тысячелетии. Это образовательные организации нового типа, возникновению которых они обязаны реформированию системы образования, вызванного социально-экономическими изменениями.

Если говорить коротко, то «Детский сад — школа» является типом образовательной организации, представляющий собой «целостную, динамическую и открытую педагогическую систему, объединяющую педагогические процессы детского сада и начальной школы и реализующий потребности и задачи, поставленные обществом перед образовательным учреждением» [3, с. 130].

Как тип образовательной организации образовательный комплекс имеет ряд преимуществ перед другими. В публикации И. М. Лапцевича перечислены следующие группы: 1) обеспечение преемственности между стадиями образования; 2) выявление различного рода проблем (логопедических, психологических, физических) на ранней стадии и последующие сопровождение ребенка с учетом его особенности; 3) расширение функций воспитателей: «не только уход и присмотр, но и развитие» [4, с. 45]; 4) оперативное обеспечение обмена опытом между воспитателями и учителями.

Исследователь С. Н. Дмитриева назвала организационно-педагогические условия, соблюдение которых сделает процесс обучения и воспитания более эффективным:

 согласованность целей на всех этапах образования (на уровне планирования, использования форм и методов обучения);

 интеграция деятельности специалистов всех уровней;

 общение детей, находящихся на разных ступенях обучения с целью развития способности заботиться о других;

 мониторинг социально-психологического климата в коллективе [3, с. 131].

О необходимости формирования особого микроклимата в условиях образовательного комплекса также пишет исследователь Л. В. Гражданкина, которая считает, что для этого необходимо не только проводить мониторинг внутри образовательной организации, но и налаживать тесное взаимодействие с семьями воспитанников на основе личностно ориентированных технологий [2, с. 5].

Исследователь Л. В. Тимошенко в своей диссертационной работе пишет о необходимом комплексе мероприятий, направленных на предотвращение дискретности в осуществление образовательной деятельности на всех этапах обучения и воспитания детей. Для этого необходимо сформировать единый педагогический коллектив, «где воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют и анализируют результаты» [6, с. 13].

Формирование единого педагогического коллектива целесообразно осуществлять с организации общих курсов повышения квалификации, в ходе которых их знания существенно обогатятся по специфике возрастной психологии. Примечательно то, что к данному процессу рекомендуется привлекать и детей. Так, например, дети старшего дошкольного возраста могут присутствовать на уроках в начальной школе «в качестве пассивных или активных его участников в зависимости от цели и содержания урока» [6, с. 14].

Задаваясь вопросом о том, как на практике реализовать интеграцию педагогических коллективов, Л. В. Тимошенко анализирует результаты собственных наблюдений: так как образовательные комплексы работают в течение целого дня, то воспитатели могут руководить самоподготовкой школьников, проводить совместно с учителем начальных классов совместные мероприятия. В свою очередь, учителя могут привлекаться к проведению занятий с детьми старших и подготовительных групп.

В целом же, делает выводы Л. В. Тимошенко, организация педагогического процесса в образовательном комплексе «детский сад — школа» основывается на соблюдении следующих принципов: 1) работа по единому режиму и расписанию; 2) планирование мероприятий на всех ступенях обучения с учетом мнения специалистов дошкольного и школьного обучения; 3) организация на территории комплекса развивающих центров для удовлетворения потребностей детей разных возрастов [6, с. 15].

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, учебной, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, осуществляемых в оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Здоровый образ жизни является предпосылкой для достижения личностью активного долголетия.

На эту тему ежегодно издаются тысячи книг самого разного уровня и объема, проводятся сотни научных конференций, принимаются нормативные акты и декларации, создаются программы и проекты, организуются центры и клубы, где активно пропагандируются те или иные оздоровительные методики. По актуальной тематике выпускается множество газет и журналов, ведутся постоянные передачи на радио и телевидении.

Здоровый образ жизни — это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями» [1, с. 321]. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду в ходе организации познавательных, физкультурных и интегрированных занятий, партнерской совместной деятельности педагога и ребенка в течение дня, и продолжаться в школе.

В психолого-педагогической литературе есть немало диссертационных исследований, монографий и публикаций, посвященных воспитанию основ здорового образа жизни у детей всех возрастов. В то же время совершенно недостаточно источников, в которых затрагиваются вопросы формирования здорового образа жизни у воспитанников образовательного комплекса «Детский сад — школа». Тем ценнее являются работы, посвященные искомой теме. Так, например, в публикации А. Н. Смолонской, в которой автором обосновывается преимущество обучения в условиях образовательного комплекса, подчеркнуто, что сохранение преемственности прослеживается, прежде всего, при организации системы мероприятий, направленных на приобщение к здоровому образу жизни. На первой этапе у детей формируются представления, на втором — принятие ценностей здорового образа жизни [5, с. 23].

В публикации Т. С. Фоминой формирование здорового образа жизни у детей, воспитывающихся в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа» предложено осуществлять в рамках психологического сопровождения. Психологическое сопровождение представлено такими направлениями, как просвещение, диагностика, коррекция, профилактика, консультирование. Психологическое просвещение направлено на информирование педагогов посредством организации лекций, семинаров, дискуссий. Психологическая профилактика направлено на создание благоприятного эмоционального климата. Психологическая диагностика — это изучение особенностей личности. Психологическая коррекция — это групповая и индивидуальная работа по устранению выявленных проблем. Психологическое консультирование — это помощь родителям и педагогам по вопросам воспитания и обучения [7, с. 10].

В публикации М. С. Юрченко описана модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ — начальная школа». Задачами организации работы автор статьи считает создание психолого-педагогических условий для перехода с одной ступени на другую; разрешение противоречий, возникающих на стыке этих этапов; установление содержание, форм и методов обучения и воспитания логике развития детей.

Компонентами воздействия М. С. Юрченко называет мотивационно-личностный (для чего мне это?), теоретический (знаю), практический (делаю), оценочно-рефлексивный (оцениваю). По мнению автора модели на этапе дошкольного обучения формирование здорового образа жизни осуществляет воспитатель и семья, на этапе школьного — учитель и семья. Критериями сформированности представлений о здоровом образе жизни М. С. Юрченко считает знания и умения по вопросам ЗОЖ, выбор способов оздоровительной деятельности, личностно-мотивационную направленность на ЗОЖ, улучшение показателей здоровья и развития [8, с. 108].

Литература:

  1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. — Екатеринбург, 2000. — 937 с.
  2. Гражданкина Л. В. Преемственность реализации продуктивной технологии в образовательном комплексе «детский сад — начальная школа» // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. — 2007. № 1. Т. 8. — с. 2–7.
  3. Дмитриева С. Н. Организационные условия реализации принципа преемственности в комплексе «детский сад — школа» // Наука и образование. — 2006. № 4. — с. 128–131.
  4. Лапцевич И. М.,Сачава О. С. Единое образовательное пространство «детский сад-школа»: от теории к практике // Управление образованием: теория и практика. — 2014. № 3. — с. 46–66.
  5. Смолонская А. Н. Преемственность как фактор формирования жизненных компетенций у детей // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2014. № 4. — с. 21–24.
  6. Тимошенко Л. В. Создании единого педагогического коллектива «Начальная школа — детский сад» // Начальная школа. — 2004. № 11. — с. 13–15.
  7. Фомина Т. С. Психологическое сопровождение детей в рамках взаимодействия детский сад — начальная школа // Педагогическое обозрение. — 2011. № 9(117). — с. 10–11.
  8. Юрченко М. С. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ — начальная школа» // Образование и наука. — 2007. № 4(46). — с. 105–112.
Основные термины: здорового образа жизни, «Детский сад, условиях образовательного комплекса, комплекса «Детский сад, образовательного комплекса «Детский, младшего школьного возраста, основ здорового образа, образа жизни детей, детей старшего дошкольного, формирования здорового образа, комплекс «Детский сад, жизни детей старшего, настоящей работы, комплексе «детский сад, Здоровый образ жизни, формирование здорового образа, воспитание основ здорового, преемственности формирования здорового, воспитанию основ здорового, образовательной организации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов