Библиографическое описание:

Гигирева Е. В. Развитие воображения с помощью развития моторных навыков // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 12-14.



Когда речь идет о развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста, то в первую очередь нам на ум приходит развитие речи. Никто не оспаривает эту истину. Действительно, хорошо развитая мелкая моторика рук, благотворно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста, но само по себе развитие мелкой моторики не гарантирует того, что ребенок заговорит. И этому есть свидетельства, например, в школе известного педагога Марии Монтессори, речевое развитие было не на самом высоком уровне. Наш техногенный век лишает ребенка возможности действовать руками, совершать сенсомоторные движения.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.

Что же происходит, когда руки ребенка взаимодействуют с мелким предметами и выполняют некие действия, требующие приложения усилий для достижения цели (застегивание, завинчивание)? Происходит стимуляция определенных зон коры головного мозга. На этом построена китайская медицина, на этом зиждутся и учения таких психологов 20 века, как Выготский, Лурия, Пиапсе, Венгер, которые доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет основу умственного развития. Про важность развития мелкой моторики написано множество статей и книг, научных трудов. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, скоординированных движений кистей и пальцев, также они способствуют развитию пространственного ориентирования, речи и воображения или творческих способностей.

И так, уже доказано, что развитие речи ребенка стимулирует развитие пальцев, но почему мы, обращая внимание на развитие речи ребенка, мы забываем о других важных и необходимых психических процессах?

Например, воображение. Что такое воображение, для чего оно нужно ребенку?

Воображение — это фантазия, а также способность ребенка мыслить творчески. Если у малыша хорошо развито воображение и отличный творческий настрой, то ему намного легче будет находить правильные решения самых разных вопросов и проблем в жизни.

Разностороннее воображение поможет ребенку лучше учиться в школе, легче воспринимать на уроках рассказ учителя. Малыш сможет представлять то, о чем говорит учитель, составлять об этом свое собственное мнение.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что игры их становятся однообразны, сюжет не развивается, все реже используются игрушки-заместители. Дети перестают играть. В компьютерных играх, как правило, не нужно фантазировать, а значит, эта способность постепенно атрофируются.

Безусловно, в том, что дети не умеют фантазировать, в большей степени виноваты современные взрослые. Им проще сунуть в руки своим детям телефон или планшет, что бы самим стать свободными и не слышать постоянных: а почему, а зачем, а как. Не вытаскивать их из всех луж подряд, и не любоваться ненавистными жуками и дождевыми червями. Родители сами обкрадывают своих детей.

Но давайте не забывать о том, что настоящее время требует от людей, способность мыслить нестандартно, творчески. Наша жизнь динамична, и только творческая личность сможет адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни и производства, определить направления своей деятельности, найти оригинальные решения.

Поэтому, одним из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о воображении и творчестве у детей, развитии воображения и творчества и о значении воображения для общего развития и становления ребенка.

Л. С. Выготский в “Воображение и творчество в детском возрасте” отмечает, что существует мнение, будто детство считается той порой, когда фантазия развита лучше всего, но по мере развития ребенка его фантазии идут на убыль. Но это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения.

Именно поэтому воображение ребенка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребенок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными.

Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя.

Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, “сензитивный” период для такого развития — это дошкольный и младший школьный возраст. “Воображение — как писала психолог Дьяченко О. М., подробно изучавшая эту функцию, — это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний”.

Актуальность данного научного исследования заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с помощью нетрадиционных видов, способствует формированию интеллектуальных способностей, безусловно речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Развитие мелкой моторики с помощью того, что находится под рукой, создавая нестандартные ситуации, помогает формировать творческие способности детей разного возраста, развивать воображение.

А так как, развивать тонкие движения пальцев и руки, можно практически всем тем, что найдется под рукой: камешки, пуговица, шнурки, ниточки, крупы и т. д., то главная задача создать такие условия, в которых ребенку необходим будет искать решение, о котором он, может быть, не слышал. Для этого материалы, для игр с пальчиками должны быть как можно неожиданней: бумага, пластилин, горох; пуговицы, прищепки, маленькие машинки, цветной картон, стека или те же машинки. Сначала дайте ребенку эти предметы и понаблюдайте за ним, что он будет делать. А чем старше ребенок, тем нестандартнее задания должны быть для него.

В детском возрасте потребность в творчестве реализуется в игре, строительстве из неожиданных предметов, играх с игрушками-заменителями, рисунках. Эта потребность представляет собой отклик на ту обстановку, которая окружает ребенка. Играя, рисуя, импровизируя, ребенок по-настоящему переживает придуманное событие. Дети пробуют строить образы воображения, руководствуясь принципами красоты. Благодаря этому учение и творчество можно соединить на благо подрастающему малышу. В качестве непринужденных стимулов творческой деятельности в младшем возрасте выступает активное общение взрослого и ребенка, игровые ситуации, занятие рисованием, лепка, конструирование и т. д.

ФГОС требует от воспитателя все занятия проводить в игровой форме, так вот игровые занятия для развития воображения можно легко использовать и как часть занятия, и как самостоятельную НОД. Так же очень легко использовать занятия по развитию мелкой моторикой в самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности с педагогом.

Обучить творчеству нельзя. Но это не значит, что нельзя воспитателю или не равнодушному родителю, помочь его образованию и проявлению творческих способностей. Важнейшее условие проявления творчества, считает Л. С. Выготский, состоит в том, что деятельность в воображении ребенка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. А значит наша с вами задача помочь маленькому человечку в его дороге к творчеству.

Приложение.

1. «Сухой бассейн».

Цель: точечный массаж рук. Релаксация.

Описание:

В небольшую емкость (салатница, крышка от торта, тазик) всыпать горох или чечевицу и фасоль. Ребенок погружает руки в емкость, наполненную бобовыми, и по очереди поднимает руки из емкости. Делает волнообразные движения кистями, как будто бы плавает, пересыпает бобы из одной ладошки в другую.

2. «Угадай, что спрятано»

Цель: стимуляция тонких движений рук, развитие воображения.

Описание:

Взрослый закапывает в «сухом бассейне» мелкие предметы (машинки, игрушки из шоколадных яиц) и не доставая игрушку, просит назвать, что именно он нашел.

3. Выполнение поделки в технике налепа.

Цель: развитие мелкомоторных движений рук, развитие воображения, фантазии.

Описание:

Ребенку предлагается несколько силуэтов на выбор: елка, машинка, кукла и т. д. выполненных из плотного картона, а также пластилин, семена, бобовые, крупы, бисер, стека. Задача: украсить силуэт, предварительно загрунтовав картон пластилином.

Литература:

  1. http://festival.1september.ru/articles/528985/
  2. http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2011/11/23/razvitie-motornykh-navykov-i-tvorcheskikh
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-vobrazhenija-i-melkoi-motoriki-u-detei-s-narusheniem-zrenija-posredstvom-sozdanija-rukopisnoi-knigi-buket-dlja-mamy.html
  4. Макурочкина М. М. Массаж для пальцев, Журнал «Начальная школа», № 2, 1996.
  5. Рузина М. С. Пальчиковые игры, М.,1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов